Аудиосистема в Subaru XV
Стильный и компактный автомобиль Subaru XV приехал к нам в студию с жалобой на шум в салоне и не качественный звук штатной аудиосистемы.
В первый заезд автомобиля была сделана полная шумоизоляция Subaru XV и установлена новая автомагнитола Alpine CDE-W235BT с использованием переходной рамки и интерфейса согласования управления с руля, в том числе кнопки работы с телефоном.
В передние двери поставили Focal Performance PS 165 FX. На тыл у владельца автомобиля остались MB Quart тех годов, когда они еще были родными немецкими, а не то, что сейчас предлагают на рынке.
На этом первый этап был закончен. Акустика размялась, но звука, который хотел владелец Subaru в результате не получилось. Поэтому автомобиль встал к нам в студию на второй этап.
За время эксплуатации новой автомагнитолы у хозяина автомобиля возникли нарекания на работу радио, поэтому было решено заменить штатную антенну Subaru XV на итальянскую ATM. Как показал результат сделано это было не зря, но проблему плохого радиоприема полностью не решило и в очередной раз мы убедились что слухи о плохом радио у автомагнитол Alpine не голословны.
Под водительское сидение был установлен Audison SR 5. Влез он туда очень плотно, но за то спереди и сзади оказался защищен от ног балками жесткости автомобиля. Получилось что он упал как бы в удобную для него нишу.
От усилителя до всех динамиков системы протянули качественный кабель от Daxx. А в багажнике сделали корпус объемом 12 литров для сабвуферного динамика JL Audio 8W3v3-4. Основная задача при изготовлении корпуса была уставить возможным поднимать пол багажника, который был во всю его ширину, что и удалось достигнуть, получив при этом требуемый для саба объем.
После установки и предварительной настройки системы померяли ее АЧХ на разных уровнях громкости. Для измерения мы используем калиброванный измерительный микрофон Behringer, ламповый предусилитель к нему и качественную внешнюю аудиокарту с ноутбуком. Данное оборудование позволяет получить более-менее честную объективную картину звука в автомобиле. Замер показал что у нас есть не критичный всплеск на 600 Гц и 7,5 кГц, побороть которые встроенным эквалайзером автомагнитолы не получилось, поэтому решено было на них не обращать внимания. В остальном же все получилось ровненько.
Далее была проведена проверка системы Subaru XV на слух по диску IASCA, которая показала, что, в целом, все на своем месте и звучит конечно не на 5 баллов, но на 4 вполне тянет. Автомобиль был отпущен на прогрев сабвуфера системы на 2-3 недели.
Вот отзывы владельца Subaru XV после получения автомобиля в пользование.
Через день:
Вам огромное спасибо за терпение. И за проделанную работу. Стало слышно что-то похожее на звук.
Краткий отчёт. Объективно про антенну. Объективно так как нет вау-фактора. Я отстоял в пробке час, плюс час ездил по делам. Антенна АТМ W EL 70 A однозначно стоит на голову выше штатной. В режиме магнитолы "уверенный приём" ловит в разы больше станций. В разы больше чем штатная антенна на моей Alpine 235. В режиме "ловлю всё что слышу" качество приёма тоже выше штатной. Замена однозначно стоила денег. Но я склоняюсь к тому что тюнер говно. Наводки от фур и помехи в определённых местах сохранились. Но теперь они звучат по другому. То звук становится тише, то короткое потрескивание. Со штатной антенной шло длинное шипение. К слову, плохое качество приёма радио отмечается во многих отзывах на эту голову (Alpine 235).
Субъективно про звук.
- Верхи я убрал на -2
- Середина +3
- Бас +5 - только так проявилась положенная упругость.
В движении на скорости за 80 км/час шум от шин гасит середину. При этом верх становится ненатурально выраженным. На мой взгляд основная проблема это несогласованность Focal Performance PS 165FX в передних дверях и MB Quart DKG 116 в задних. MB Quart однозначно переигрывает Фокал, особенно в середине и низах. Как ни парадоксально это признавать. В верхах отыгрываются фокаловские твитеры, но они делают это сильно выражено и оторвано от сцены. То есть в композициях где много информации в средних частотах и смещение к низким - там давление из задних дверей "портит" всю сцену. При этом Фокал жуёт кашу. А MB Quart честно и напористо отыгрывает все детали. Хочется поднять фокалы выше и прибавить на них громкость. Потому что на скорости они "пропадают". JL audio 8W3v3-4 с текущей настройкой Бас+5 шикарен - упругость есть. Мозг не выносит. Голова не болит. Я жду когда он раскачается.
Думаю через месяц-другой я заеду к вам на полчасика чтобы чуть чуть прибавить усиление на передний Фокал, а твитеры я ещё сильнее задушу эквалайзером. При этом пропадёт верх из MB Quart"a. Хорошие колонки делали немцы. А фокал вообще не алё с басами, и кажется мне что он сильно приукрашен в интернет-обзорах.
Благодарю что отговорили меня ставить Alpine KTP-445A . Думаю, что ваша команда сделала лучшее из возможного применительно к моей тачке. Чтобы голова была с кнопками, чтобы работали кнопки на руле, чтобы багажник не уменьшился, и чтобы звук был качественным. Усилок понравился. Звук стал детальнее, есть правильное послезвучие, когда нота не обрывается а словно тает в воздухе. Заодно я заметил один неприятный косяк головы - CD декодируется одной схемой, а звук с USB другой. MP3 320 при декодировании перегружается басами, AAC (я паковал 512 kb/sec) имеет неяркий бас но согласно спектрограмме (могу прислать) ближе всего к оригиналу. То есть один и тот же трек звучит совершенно по разному с оригинального CD, по другому звучит будучи конвертированным в MP3 (перебор по басам) и иначе из AAC.
Главный вопрос - стоило ли оно тех денег?
С шумкой вышло по грубому около 110 000. Или больше. Я уже не помню деталей.
Я доволен - это главное.
Через 3 дня:
Я склоняюсь к тому, что самое первое впечатление было правильным: MB Quart DKG 116 сильны в басах и бубнят мне в спину, накладываясь с сабом. Вы предлагали накрутить бас чтобы он прочувствовался в фронте... Не согласен. Я сегодня 3 часа за рулём накручивал правой рукой эквалайзер.
Итого: выставил бас в широкий и поставил -5 = бубнёжка сзади пропала.
Но и пропали все басы.
Бу-бу-бу подмешивается сзади на границе миды-басы и выносит мозг. Фокал чист и, мне кажется, он сделан честно чтобы не отыгрывать бас. Тут я немного туплю так как слышал бас у вас на стенде... Надо принять волевое решение.
Моё предложение:
- 1. Снизить чувствительность (или усиление, не знаю как правильно) на усилителе. Сейчас я слушаю в диапазоне громкости головы 8-11. Максимум у неё 35. Надо выставить усилитель так, чтобы минимальные 8 стали 15. Это даст большую чувствительность. Связано с ТТХ микросхем.
- 2. Баланс перед/зад надо сместить в пользу переда. То есть убавить зад на, условно, 10-20%.
- 3. Поднять срез низких частот. То есть чтобы фронт и тыл меньше отыгрывали баса. Но чтобы больший диапазон шёл на сам саб. Если я правильно понимаю, то прогревшись, саб даст мне большую глубину. Одно НО: я не знаю частотный диапазон саба.
Понимаю, что MB Quart DKG 116 говоря по-русски "срёт" в эфир в пограничном диапазоне мид-бас. Надо от этого избавляться.
Буду благодарен услышать любую критику, если я где-то не прав. С другой стороны, DKG 116 сильны именно басами, ясно слышно что они конфликтуют с задержкой (условно) 0,01 секунды с сабом.
P.S. Для понимания с чем я сравниваю. Я использую самый короткий из физически возможных траков: ЦАП TI Burr-Brown PCM1794 c стремя парами спаренных операционных усилителей: 2х OP637SM в усилителях и 2х2OP627SM в конвертерах. Имею эталонный звук в ушах GERMAN MAESTRO GMP 400 (300 ОМ на каждое ухо) подаренных Томасом (директором компании) бывшей MB Quart, а ныне GermanMAESTRO. То есть никакого внешнего усилителя со своим блоком питания, но чистый звук с идеально быстрой скоростью возбуждения/затухания.
Через неделю:
Вчера выставил в эквалайзере:
- Центральная частота для баса: 120
- Ширина: широкая
- Усиление: -2
Бубнёжка сзади пропала. То есть, как ранее я писал что "мусор" из задних динамиков идёт на границе бас/миды - вот это получилось придушить. Заодно фактически стало невозможно регулировать бас - так как возвращается бубубу сзади, звук как из ведра.
Фронтальный фокал разыгрался - в нём точно ничего менять не хочется чтобы не навредить. Loudness я снова отключил.
- Центральная частота мидов: 1,00 кГц
- Ширина: широкая
- Усиление: +2
Середина звучит достойно.
Саб с каждым днём звучит всё лучше и лучше, прогревается он у меня от 1,5 до 3 часов в сутки. Морально я настроен на прогрев примерно за месяц. Сейчас бас упругий и глубокий, я даже не представляю как он будет звучать через месяц если уже сейчас хорошо. Но провал на 100-200 герцах чувствуется, так как временами БУХ-БУХ из багажника раздаётся словно в отрыве от композиции. Редко но бывает.
Подозреваю, что любая регулировка усилка сейчас будет пустой тратой времени. Я выжду месяц пока саб полностью прогреется. Чтобы не делать одну работу дважды.
И заметил особенность магнитолы. Прописанную в мануале. Магнитола видит 100 директорий по 100 файлов в каждой. Забив флэшку 64 гига на треть я получил 144 директории. Пришлось отказаться от деления по альбомам и заливать все треки в папку с исполнителем без разбивки по годам и названиям альбомов. И следить чтобы в директории было не более 100 файлов. Обмануть Алпайн 235 и заставить его проиграть lossless не получилось ни в каком виде. Действительно, почти всё согласно мануалу.
Никакого lossless даже если стараться обмануть систему и поменять расширение .ape на .wma или другие варианты. (читал в отзывах, что, кажется, на Пионере .flaс можно переименовать в .wav и он играет). Но зато выяснил что Алпайн 235 воспроизводить AAC с битрейтом 512 (против паспортного 320) - спектрограмма упакованного файла близка в lossless, обеднение частот в основном в диапазоне 18-22 кгц (там где они есть в оригинальном треке).