Аудиосистема в Volvo S90
Новый седан Volvo S90 был пригнан к нам в студию владельцем практически сразу после покупки в салоне. Дело в том, что это был не первый автомобиль Volvo у владельца и во всех предыдущих штатная музыка и шумоизоляция его вполне устраивала. Но купив новый Volvo S90 и немного поездив на нём он понял что музыку придется менять, а шумоизоляцию делать.
Если с шумоизоляцией все было более-менее ясно - делаем максимально качественно самыми лучшими материалами, то с музыкой с первого раза у нас попадания в точку не получилось. Оригинальная аудиосистема Volvo S90 была устроена так: планшет, интегрированный в переднюю панель, после него усилитель мощности и поканальная фронтальная акустика плюс тыл.
О замене головного устройства речи не шло, т.к. оно отличное, читает форматы Flac и Wav, жить с ним можно. От него до штатного усилителя идет сигнал по шине MOST150. Адаптеры из MOST150 в Toslink уже начали появляться, но стоят пока относительно дорого, поэтому было решено их не использовать и брать сигнал после усилителя.
Для восстановления сигнала использовали процессор-конвертер JL Audio FiX-82, после которого цифровой сигнал в формате Toslink подали в процессорный усилитель новой аудиосистемы. Собрав систему, проверили правильность подключения компонентов и произвели настройку параметров процессора. Звук получился неэмоциональный, также мы получили весьма своеобразную работу штатных сигналов автомобиля. Звук парктроников и щелчки поворотников стали слишком громкими и раздражающими. Так как щелчки поворотников идут только через передние динамики, а парктроники через тыловые, то мы попробовали, используя разные положения регулировки Fader на штатной магнитоле, несколько раз перекалибровать JL Audio FIX-82. Удовлетворительного результата это не принесло и было решено удалить JL Audio FIX-82 из системы и подать сигнал после штатного усилителя на вход высокого уровня процессорного усилителя Helix. Микширование сигнала в нем реализовано значительно проще, компенсации временной коррекции и деэквализации нет. Но, вдруг? И сработало! Системные звуки стали нормальными, в звуке появились эмоции, качество звучания стало ощутимо лучше. Удивительно, но отлично зарекомендовавший себя и не имеющий аналогов JL Audio Fix-82 в данный автомобиль «не зашел».
Хорошее место для установки процессорного усилителя Helix V EIGHT DSP нашли на задней полке Volvo S90.
Одним из основных пожеланий владельца была установка акустики в штатные места без изменения интерьера салона. В Volvo S90 есть штатные места для 3-компонентной акустики в передних и задних дверях. В результате обсуждения предпочтений и прослушиваний в нашем шоуруме различных вариантов, а также с учетом бюджета была выбрана акустика Focal Performance и установлена в передние и задние двери.
Клиенту получившийся звук однозначно не понравился и он привез нам комплекты акустики Dynaudio. Штатная система его предыдущей Вольво была собрана на этом бренде. Один комплект Dynaudio был 3-компонентный Dynaudio Esotec System 362, а другой 2-компонентный Dynaudio Esotec System 242. Первый решили ставить на фронт, а во второй добавить среднечастотники Focal Performance PS 165 F3 midrange и установить на тыл. И тут начались проблемы:
1. Фронт у нас был полностью в поканальном подключении и на тыл оставалась только одна пара каналов процессорного усилителя. Соответственно были нужны кроссоверы. Они у нас были от комплекта Focal и Dynaudio, но их размеры не позволяли установить их внутрь дверей, даже если с них полностью снять пластиковый корпус. В результате мы выбрали компактные 3-компонентные кроссоверы Eton, которые подходили по всем параметрам.
2. Среднечастотники Dynaudio Esotec MD 142 совершенно не помещались в заводские места передних дверей, да и расположение штатных мест под средне- и высокочастотные динамики в дверных картах не позволяло получить нормальную сцену даже с процессором. Сообщили об этом владельцу и получили разрешение на переделку передних стоек и вынос на них СЧ и ВЧ.
Тут можно было бы «размять» систему, окончательно настроить и воскликнуть «Ура!». Но не тут то было. Через пару дней машина вернулась к нам с жалобой на призвук с фронтальной акустики. Его можно было услышать изредка и только на некоторых треках. Делаем диагностику, снимаем среднечастотники, подключаем их в стенде от другого источника, включаем тот же трек и слышим этот призвук. Дело оказалось в динамиках. Владелец автомобиля брал их по объявлению на Авито, поэтому варинтов заменить не оказалось. А они весьма нестандартные, а у нас под них уже изготовлены стойки. Засада. Но находится подходящий выход из ситуации - среднечастотники Dego PO 4.0 MR. Ценник адекватный, производитель серьезный. Ура! Но не тут то было - у них в комплекте нет защитных сеток. Новая Volvo S90 с переделанными стойками в которых стоят твитеры Dynaudio с родными сетками и ниже среднечастотники без сеток - это недопустимо. Попытки найти на них сетки ни к чему не привели. В результате, владелец дал добро на разбор среднечастотников Dynaudio. С приклеенных сеток аккуратно срезали клей и сняли их в целости и сохранности. Слегка подпилили «ушки» от среднечастотников Dego и установили сетки на них. В результате вид остался такой, как на фото выше. Dego PO 4.0 MR запели ничуть не хуже и никаких посторонних призвуков на тех же треках уже не было.
Финальный штрих системы - сабвуферное звено. Для экономии бюджета и ввиду неиспользования багажника владельцем Volvo S90 было решено не делать корпус «стелс», а использовать готовое решение - сабвуферный динамик Helix K 12W в закрытом корпусе.
Моноблок Alpine S-A60M для сабвуфера установили на заднюю полку рядом с процессорным усилителем.
Сабвуфер также был через некоторое время забракован клиентом и заменен на такую же модель, но меньшего размера - Helix K 10W. Затем было заменено еще и акустическое оформление для него с «закрытый ящик» на «фазоинвертор», после чего бас зазвучал так, как понравилось надо.
В результате получили вот такую вот аудиосистему:
В целом, требуемый результат был достигнут. Звук получился классный, такой как хотел владелец. Все системные звуки сохранились с комфортным звучанием, глобальному изменению в интерьере Volvo S90 подверглись только передние стойки автомобиля. А мы получили ценный опыт работы с новым автомобилем, которого ранее у нас в студии ещё не было.