Студия: Евгений Грызунов и Crazy People
Руководитель проекта: Евгений Грызунов, при участии Александра Лысенко и Александра Степанова.
СЕМЬ РАЗ
Как жаль, что даже электронное издание не располагает двухсторонней связью с читателями в реальном времени.
Было бы интересно: сколько прочитавших предыдущий абзац, закончили каденцию: «… отмерь, один – отрежь». Примитивно. Выдающегося результата так не добиться. Отрезать тоже надо многократно, пока не получится то единственное, что задумано. Желаете пример и доказательство? Да вы уже начали читать и то, и другое, уж это-то отсюда видно…
Самые увлечённые, отвязанные, оголтелые и не знающие преград любители автозвука – участники автозвуковых соревнований. Это я сейчас сказал банальность. Степень увлечённости и далее по списку прямо зависит от уровня соревнований. Вершина – Еврофинал EMMA. Вершина на Еврофинале – звание чемпиона континента.
Вот, собственно, с таким прицелом эта система и строилась, предельно конкретно.
Евгений Грызунов, автор и воплотитель в жизнь этого проекта – многократный участник соревнований всякого уровня и практически столько же кратный их призёр.
Однако в этот раз, в сезоне 2014 года (завершившийся в Зальцбурге в марте 2015), он пошёл к пьедесталу путём весьма необычным. Audi Евгения была заявлена в класс Expert ОЕМ и строилась по регламенту этого класса.
Само по себе название у класса противоречивое. Expert (как ни напиши) – это эксперт, типа – ну, держитесь. Высшая профессиональная квалификация. А OEM (по-другому не напишешь) означает: в интерьере ничего не менять, на крайняк – пищалки поставить в новые места (зная, каковы в состоянии OEM старые), но чтобы ни обзору, ни чему другому никакой помехи или неудобства. Звучит этот набор требований как сигнал к тому, чтобы выехать на соревнования со штатной магнитолкой, поменяв динамики на покруче. Хотя нет: в багажнике участникам этого класса разрешено быть экспертами.
На деле эта система оказалась одной из самых изощрённых из попадавших в поле зрение в последнее время. Сейчас увидите почему и как.
Такая картина предстала перед судьями на Еврофинале. Штатный монитор Audi, а на нём – много полезной информации. Название национальной сборной, использованные бренды, класс, в котором выступает машина, и собственное имя проекта.
Собственное имя – отдельная история. Не спросил Евгения, что он имел в виду, просто за остальным забыл, грешен. Но мне, выручая из неловкого положения, объяснили: по-заморски так называется самая коварная разновидность гололёда, которого глазами не видно, а эффект, особенно для неподготовленных – впечатляющий. Наверное – поэтому. А нет – поправим, не бумага…
- Тип системы: мультимедиа
- Структура: трёхполосный фронт + сабвуфер
- Источник: ОЕМ
- Audison Connection DA 1Bit
- Процессор: Alpine PXA-H800
- Ламповый драйвер: Phant Audio 8ch
- Усилители: Audison Thesis Quattro, Duo и Uno
- Акустика: Focal Utopia Be Kit TBe, Audison Thesis TH 3.0 voce, TH 6.5 sax
- Сабвуфер: Audison Thesis TH 10 Basso
Архитектура
Источники сигнала – штатные, OEM, проще говоря: головное устройство и чейнджер. Они связаны по цифровой шине MOST. В ней помимо звуковых и управляющих сигналов аудиосистемы циркулирует и вся остальная бортовая информация.
Лобовой путь – использовать сигналы высокого уровня – даже не рассматривался, не тот уровень (простите за тавтологию). Поэтому вся относящаяся к аудиосистеме информация извлекается из шины при помощи модуля сопряжения Audison Connection DA 1Bit. Поскольку шина закольцована, врезать в неё адаптер можно в любой удобной точке, что облегчило компоновку системы.
Штатные функции регулировки звучания (громкость, баланс, тембр) производятся в самом адаптере – управляющие команды также считываются из шины. Подготовленный таким образом звуковой сигнал в цифровом виде по оптическому интерфейсу TosLink попадает в звуковой процессор. В этом режиме (назовём его повседневным) сохраняются все штатные функции и источники сигнала (СD, DVD, TV, SD карты памяти, жесткий диск, навигация, громкая связь).
Конфигурация системы для соревнований несколько иная – основным источником сигнала становится чейнджер. Чтобы получить сигнал максимально высокого качества и избежать лишних преобразований, сигнал снимается непосредственно с чейнджера, минуя шину. Для этого чейнджер пришлось оснастить оптическим интерфейсом TosLink. В этом случае регулировка громкости производится уже в процессоре, с пульта Alpine RUX-C800.
Пульт RUX—C800 установлен в районе зеркала открыто – это единственная поблажка, которую допускают правила, и то – намекнув, что стиль салона должен быть выдержан.
Процессор Alpine PXA-H800, я это как-то упустил, увлёкшись процессом добычи правильного звука из штатной аудиосистемы, тоже радикально доработан. Взамен штатных АЦП установлены аудиофильские PCM1794, модифицированы цепи питания и, разумеется, заменены разъёмы RCA, это уже – как вишенка на торте.
Дальше всё уже почти просто. Для тёплого лампового звучания установлен восьмиканальный ламповый драйвер Phant Audio 8ch, сигнал с которого поступает на усилители. Тут чистейшей воды классика, каждый занят строго своим делом. Усилители – «трое из ларца, одинаковы с лица»: Audison из семейства Thesis. В порядке ответственности – Quattro, Duo и Uno. Итальянский язык многое унаследовал из латыни, да и в русский кое-что затесалось – так что без словаря обойдёмся. Четырёхканальный усилитель обслуживает среднечастотные и высокочастотные головки, мидбасовыми занимается двухканальный. А моноблок – сабвуфером.
Новый интерфейс чейнджера снаружи…
… и внутри.
Процессор обзавёлся новыми аудиофильскими разъёмами RCA. Но это, как было сказано – вишенка.
Торт приготовлен внутри. Так это выглядело в начале процесса.
Теперь, помимо разъёмов, появилась промежуточная платформа, сколько надо раз отмеренная, а потом вырезанная из пластика.
На платформе — новая плата АЦП и модуль питания.
Это – ламповый драйвер Phant Audio 8ch в совершенно голом виде, даже без ламп.
Позже он оденется в это.
Вся акустика– Audison, но не вся. Кроме пищалок. Из семейства Thesis взяты сабвуфер TH 10 Basso, разумеется – самого аудиофильского калибра 10 дюймов, там, правда, других и нет; мидбасы TH 6.5 sax и среднечастотники TH 3.0 voce. А вот пищалки – Focal Utopia Be Kit TBe. Те самые, с куполом из бериллия – «самого жёсткого из всех желез». Таков был выбор эксперта, отчасти, как он признался — из-за габаритов, характеристики, как выяснилось, для этого проекта не просто важной, а драматической.
Установка
С драмы пищалок и начнём. По давней традиции германских автопроизводителей штатные места для пищалок расположены рядом с рукояткой замка двери. При таком их расположении ни один процессор не справится с коррекцией всех недостатков звучания. Самое подходящее место для них – стойки. И, хоть добрые правила разрешают делать пищалки видимыми, Евгений решил проявить принципиальность: полный «сток».
Вот эта рука сейчас крепко сжимает фланец пищалки ценой в тысячу американских долларов (за пару, за пару, не волнуйтесь). И размышляет, что фланец для задуманной компоновки чуть великоват. На фоне чего размышляет, видите? Страшно?
Тогда пусть будет ещё страшнее. Для крепления пищалки при обработке и защиты купола сначала была вырезана (ну, выточена) промежуточная оправка из оргстекла.
Фильм ужасов близится к развязке. Верный резец вгрызся в толщу французского алюминия. Слева теперь – готовая к установке пищалка, справа – сдача. Оправка ещё не снята, этот этап требует хирургической чистоты на столе.
Пищалка установлена в стойку. Пусть всего несколько миллиметров, но они мешали осуществить задуманное в привычной степени совершенства. А раз так – резать столько раз, сколько понадобится.
Для окончательного сокрытия пищалок нужна была акустически прозрачная ткань в цвет отделки салона. С ней вышла засада, ни одна из доступных не подошла по фактуре. Это что, препятствие? Да ну… Был куплен целый потолок от такой же Audi, а дальше – отделять ткань и резать, резать, пока не выйдет как надо. Ну и клеить – тоже…
Среднечастотники установлены в торпедо и работают на отражение от стекла –этот приём, увеличивающий глубину звуковой сцены, применялся ещё в «допроцессорную» эпоху… Но чтобы добиться оптимального соотношения прямых и отражённых сигналов, угол установки динамиков пришлось подбирать по месту. А для этого не один раз снять-прислонить обратно уже отклеенное отрезанное, что уж там, лобовое стекло. Настройку провёл собственноручно великий Лысенко, Евгений с Александром Степановым при этом исполняли рондо для лобового стекла и вакуумных присосок в четыре руки.
С нижней стороны в торпедо (это вид снизу, если что) интегрированы опорные площадки из алюминиевого листа.
Теперь – вид на ту же площадку сверху. Счастье для фотографа, когда лобового стекла нет. Надо будет попросить на следующей съёмке тоже на время снять, что, трудно, что ли?
Косое кольцо задаст необходимый угол установки динамика. Какой? А для этого как раз и исполняется рондо в четыре руки с дирижёром.
Вот так. Теперь кольцо можно поворачивать в разные стороны до полного удовлетворения.
Угол найден, динамик установлен. Пока без обрамляющей накладки.
Торпедо на месте, динамик закрыт накладкой. Пока без радиоткани.
Акустическое оформление среднечастотников – закрытый ящик объёмом 0,85 л с заполнителем. Пока не рассекреченным автором системы.
Стеклопластиковые стенки ящика вибродемпфированы.
Ну вот, все «пока» исчерпаны. Теперь ищите на этом фото хоть пищалку, хоть среднечастотник, на ваш выбор.
На фоне работ, проведённых для установки пищалок и среднечастотников, доработка дверей уже кажется вполне обыденной. Штатные посадочные места в Allroad выполнены грамотно, с акустическим оформлением динамиков, потребовалась лишь небольшая их доработка.
Штатный пластиковый ЗЯ…
…усилили стеклопластиком…
… вибродемпфировали…
… и вернули на место. С новым динамиком и правильными проводами.
Штатную решётку просветлили, снабдили усиленным креплением…
… и алюминиевой рамкой. Чтобы теперь – ни-ни…
Обновлённая решётка на штатной облицовке.
Дверь выглядит как родная. Играет только намного лучше.
Сабвуфер-«стелс» установлен в правом заднем крыле. Объём корпуса первоначально был порядка 24 л, в процессе настройки сабвуфера его уменьшили до 18 л, вклеивая куски пенопласта.
Опорное кольцо из MDF снабжено гайками.
Очертания корпуса повторяют контуры крыла.
В стеклопластиковую «скорлупу» заформованы кронштейны для крепления корпуса, кольцо зафиксировано в нужном положении.
Отверстие в задней стенке – технологическое. После обтяжки передней поверхности лайкрой наращивание «скорлупы» внутрь гораздо удобнее проводить «в открытую». Потом отверстие было заделано.
Корпус в сборе.
Он же, с другой стороны.
Суровые кабельные вводы.
Контуры лицевой панели вписаны в очертания боковины.
Результат.
Для установки пульта RUX—C700 доработана потолочная консоль.
Изготовлением рамы для установки усилительного хозяйства занимался Александр Степанов. Вот уж порезал всласть. Потом, правда, всё сварил вместе.
Идёт сварка.
Главный заказчик, он же автор, он же – вдохновитель, в эту пору резал своё. Вот только прикиньте: чтобы всё пришлось впору, из пластика по образцу были вырезаны и склеены детали, образовавшие габаритный макет усилителя. Вернее – габаритно-присоединительный. На переднем плане видна плюсовая шина питания, она должна была попасть строго в нужную точку. Не провод, не согнёшь. Лучше семь раз отрезать…
Система охлаждения – строго по правилам.
Рама в поднятом положении удерживается газовыми амортизаторами.
Для питания усилителей изготовлены медные шины. И, разумеется, не оставлены просто медными, а позолочены электрохимическим способом.
Плюсовая шина.
Защитный кожух плюсовой шины.
Минусовая шина.
Теперь на место макетов встали настоящие усилители, попав, разумеется, каждый точно на свой место.
Вторым этажом установлен ламповый драйвер и звуковой процессор, общий кожух придаёт законченность композиции.
Под рамами – докатка, укладка с инструментом, аккумулятор, даже для конденсатора место нашлось.
Когда много раз режут и один раз собирают, получается вот так. Может получиться…
Система, сделанная так и представленная судьям ещё подробнее, чем вам только что, произвела на судей Еврофинала ошеломляющее впечатление, чаще всего вне судейских смен они возвращались к «Гололёду», всякий раз приводя коллег из других бригад. При судействе качества звучания, однако, произошёл непонятный (и до сих пор не разгаданный) казус. Оценки двух судей высочайшей категории разошлись необъяснимо сильно, в таких случаях назначается повторное судейство, вызывающее суету и деморализующее участника… Или вмешалась (не хотелось бы так думать, но и умолчать нельзя) высокая европейская politique, короче, явно и откровенно лучшая машина Еврофинала 2015 года (по мнению автора и его начальника – не только в этом классе) получила «серебро». А Евгений Грызунов стал Вице-чемпионом Европы.
А я вам скажу, что реально – чемпион. Да вы и сами теперь это знаете…
SQ
Звучание системы завораживает любого нормального человека и большинство ненормальных. К тональному балансу никаких претензий. Ну совсем никаких. Лысенко не зря несколько рабочих смен колдовал с процессором. Сцена – идеальная, отражённый от лобового стекла сигнал обеспечил глубину сцены, и при этом фокусировка звуковых образов не пострадала. В общем, если это – не чемпионское звучание, прошу перевести меня на должность писаря при штабе на полставки.
RTA
Руку узнаёте? Я вот узнаю. Лысенкина настройка, с аккуратным, вот на чуть-чуть, подъёмом на суббасе и тотальной нейтральностью в остальном диапазоне.
Источник: Журнал «Автозвук»