Мультимедийная система в Audi Allroad



Студия: Евгений Грызунов и Crazy People

Руководитель проекта: Евгений Грызунов, при участии Александра Лысенко и Александра Степанова.

СЕМЬ РАЗ

Мультимедийная система в Audi Allroad

Как жаль, что даже электронное издание не располагает двухсторонней связью с читателями в реальном времени.

Было бы интересно: сколько прочитавших предыдущий абзац, закончили каденцию: «… отмерь, один – отрежь». Примитивно. Выдающегося результата так не добиться. Отрезать тоже надо многократно, пока не получится то единственное, что задумано. Желаете пример и доказательство? Да вы уже начали читать и то, и другое, уж это-то отсюда видно…

Самые увлечённые, отвязанные, оголтелые и не знающие преград любители автозвука – участники автозвуковых соревнований. Это я сейчас сказал банальность. Степень увлечённости и далее по списку прямо зависит от уровня соревнований. Вершина – Еврофинал EMMA. Вершина на Еврофинале – звание чемпиона континента.

Вот, собственно, с таким прицелом эта система и строилась, предельно конкретно.

Евгений Грызунов, автор и воплотитель в жизнь этого проекта – многократный участник соревнований всякого уровня и практически столько же кратный их призёр.

Однако в этот раз, в сезоне 2014 года (завершившийся в Зальцбурге в марте 2015), он пошёл к пьедесталу путём весьма необычным. Audi Евгения была заявлена в класс Expert ОЕМ и строилась по регламенту этого класса.

Само по себе название у класса противоречивое. Expert (как ни напиши) – это эксперт, типа – ну, держитесь. Высшая профессиональная квалификация. А OEM (по-другому не напишешь) означает: в интерьере ничего не менять, на крайняк – пищалки поставить в новые места (зная, каковы в состоянии OEM старые), но чтобы ни обзору, ни чему другому никакой помехи или неудобства. Звучит этот набор требований как сигнал к тому, чтобы выехать на соревнования со штатной магнитолкой, поменяв динамики на покруче. Хотя нет: в багажнике участникам этого класса разрешено быть экспертами.

На деле эта система оказалась одной из самых изощрённых из попадавших в поле зрение в последнее время. Сейчас увидите почему и как.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Такая картина предстала перед судьями на Еврофинале. Штатный монитор Audi, а на нём – много полезной информации. Название национальной сборной, использованные бренды, класс, в котором выступает машина, и собственное имя проекта.

Собственное имя – отдельная история. Не спросил Евгения, что он имел в виду, просто за остальным забыл, грешен. Но мне, выручая из неловкого положения, объяснили: по-заморски так называется самая коварная разновидность гололёда, которого глазами не видно, а эффект, особенно для неподготовленных – впечатляющий. Наверное – поэтому. А нет – поправим, не бумага…

Мультимедийная система в Audi Allroad

  • Тип системы: мультимедиа
  • Структура: трёхполосный фронт + сабвуфер
  • Источник: ОЕМ
  • Audison Connection DA 1Bit
  • Процессор: Alpine PXA-H800
  • Ламповый драйвер: Phant Audio 8ch
  • Усилители: Audison Thesis Quattro, Duo и Uno
  • Акустика: Focal Utopia Be Kit TBe, Audison Thesis TH 3.0 voce, TH 6.5 sax
  • Сабвуфер: Audison Thesis TH 10 Basso

Архитектура

Источники сигнала – штатные, OEM, проще говоря: головное устройство и чейнджер. Они связаны по цифровой шине MOST. В ней помимо звуковых и управляющих сигналов аудиосистемы циркулирует и вся остальная бортовая информация.

Лобовой путь – использовать сигналы высокого уровня – даже не рассматривался, не тот уровень (простите за тавтологию). Поэтому вся относящаяся к аудиосистеме информация извлекается из шины при помощи модуля сопряжения Audison Connection DA 1Bit. Поскольку шина закольцована, врезать в неё адаптер можно в любой удобной точке, что облегчило компоновку системы.

Штатные функции регулировки звучания (громкость, баланс, тембр) производятся в самом адаптере – управляющие команды также считываются из шины. Подготовленный таким образом звуковой сигнал в цифровом виде по оптическому интерфейсу TosLink попадает в звуковой процессор. В этом режиме (назовём его повседневным) сохраняются все штатные функции и источники сигнала (СD, DVD, TV, SD карты памяти, жесткий диск, навигация, громкая связь).

Конфигурация системы для соревнований несколько иная – основным источником сигнала становится чейнджер. Чтобы получить сигнал максимально высокого качества и избежать лишних преобразований, сигнал снимается непосредственно с чейнджера, минуя шину. Для этого чейнджер пришлось оснастить оптическим интерфейсом TosLink. В этом случае регулировка громкости производится уже в процессоре, с пульта Alpine RUX-C800.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Пульт RUXC800 установлен в районе зеркала открыто – это единственная поблажка, которую допускают правила, и то – намекнув, что стиль салона должен быть выдержан.

Процессор Alpine PXA-H800, я это как-то упустил, увлёкшись процессом добычи правильного звука из штатной аудиосистемы, тоже радикально доработан. Взамен штатных АЦП установлены аудиофильские PCM1794, модифицированы цепи питания и, разумеется, заменены разъёмы RCA, это уже – как вишенка на торте.

Дальше всё уже почти просто. Для тёплого лампового звучания установлен восьмиканальный ламповый драйвер Phant Audio 8ch, сигнал с которого поступает на усилители. Тут чистейшей воды классика, каждый занят строго своим делом. Усилители – «трое из ларца, одинаковы с лица»: Audison из семейства Thesis. В порядке ответственности – Quattro, Duo и Uno. Итальянский язык многое унаследовал из латыни, да и в русский кое-что затесалось – так что без словаря обойдёмся. Четырёхканальный усилитель обслуживает среднечастотные и высокочастотные головки, мидбасовыми занимается двухканальный. А моноблок – сабвуфером.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Новый интерфейс чейнджера снаружи…

Мультимедийная система в Audi Allroad

… и внутри.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Процессор обзавёлся новыми аудиофильскими разъёмами RCA. Но это, как было сказано – вишенка.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Торт приготовлен внутри. Так это выглядело в начале процесса.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Теперь, помимо разъёмов, появилась промежуточная платформа, сколько надо раз отмеренная, а потом вырезанная из пластика.

Мультимедийная система в Audi Allroad

На платформе — новая плата АЦП и модуль питания.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Это – ламповый драйвер Phant Audio 8ch в совершенно голом виде, даже без ламп.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Позже он оденется в это.

Вся акустика– Audison, но не вся. Кроме пищалок. Из семейства Thesis взяты сабвуфер TH 10 Basso, разумеется – самого аудиофильского калибра 10 дюймов, там, правда, других и нет; мидбасы TH 6.5 sax и среднечастотники TH 3.0 voce. А вот пищалки – Focal Utopia Be Kit TBe. Те самые, с куполом из бериллия – «самого жёсткого из всех желез». Таков был выбор эксперта, отчасти, как он признался — из-за габаритов, характеристики, как выяснилось, для этого проекта не просто важной, а драматической.

Установка

С драмы пищалок и начнём. По давней традиции германских автопроизводителей штатные места для пищалок расположены рядом с рукояткой замка двери. При таком их расположении ни один процессор не справится с коррекцией всех недостатков звучания. Самое подходящее место для них – стойки. И, хоть добрые правила разрешают делать пищалки видимыми, Евгений решил проявить принципиальность: полный «сток».

Мультимедийная система в Audi Allroad

Вот эта рука сейчас крепко сжимает фланец пищалки ценой в тысячу американских долларов (за пару, за пару, не волнуйтесь). И размышляет, что фланец для задуманной компоновки чуть великоват. На фоне чего размышляет, видите? Страшно?

Мультимедийная система в Audi Allroad

Тогда пусть будет ещё страшнее. Для крепления пищалки при обработке и защиты купола сначала была вырезана (ну, выточена) промежуточная оправка из оргстекла.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Фильм ужасов близится к развязке. Верный резец вгрызся в толщу французского алюминия. Слева теперь – готовая к установке пищалка, справа – сдача. Оправка ещё не снята, этот этап требует хирургической чистоты на столе.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Пищалка установлена в стойку. Пусть всего несколько миллиметров, но они мешали осуществить задуманное в привычной степени совершенства. А раз так – резать столько раз, сколько понадобится.

Для окончательного сокрытия пищалок нужна была акустически прозрачная ткань в цвет отделки салона. С ней вышла засада, ни одна из доступных не подошла по фактуре. Это что, препятствие? Да ну… Был куплен целый потолок от такой же Audi, а дальше – отделять ткань и резать, резать, пока не выйдет как надо. Ну и клеить – тоже…

Среднечастотники установлены в торпедо и работают на отражение от стекла –этот приём, увеличивающий глубину звуковой сцены, применялся ещё в «допроцессорную» эпоху… Но чтобы добиться оптимального соотношения прямых и отражённых сигналов, угол установки динамиков пришлось подбирать по месту. А для этого не один раз снять-прислонить обратно уже отклеенное отрезанное, что уж там, лобовое стекло. Настройку провёл собственноручно великий Лысенко,  Евгений с Александром Степановым при этом исполняли рондо для лобового стекла и вакуумных присосок в четыре руки.

Мультимедийная система в Audi Allroad

С нижней стороны в торпедо (это вид снизу, если что) интегрированы опорные площадки из алюминиевого листа.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Теперь – вид на ту же площадку сверху. Счастье для фотографа, когда лобового стекла нет. Надо будет попросить на следующей съёмке тоже на время снять, что, трудно, что ли?

Мультимедийная система в Audi Allroad

Косое кольцо задаст необходимый угол установки динамика. Какой? А для этого как раз и исполняется рондо в четыре руки с дирижёром.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Вот так. Теперь кольцо можно поворачивать в разные стороны до полного удовлетворения.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Угол найден, динамик установлен. Пока без обрамляющей накладки.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Торпедо на месте, динамик закрыт накладкой. Пока без радиоткани.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Акустическое оформление среднечастотников – закрытый ящик объёмом 0,85 л с заполнителем. Пока не рассекреченным автором системы.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Стеклопластиковые стенки ящика вибродемпфированы.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Ну вот, все «пока» исчерпаны. Теперь ищите на этом фото хоть пищалку, хоть среднечастотник, на ваш выбор.

На фоне работ, проведённых для установки пищалок и среднечастотников, доработка дверей уже кажется вполне обыденной. Штатные посадочные места в Allroad выполнены грамотно, с акустическим оформлением динамиков, потребовалась лишь небольшая их доработка.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Штатный пластиковый ЗЯ…

Мультимедийная система в Audi Allroad

…усилили стеклопластиком…

Мультимедийная система в Audi Allroad

… вибродемпфировали…

Мультимедийная система в Audi Allroad

… и вернули на место. С новым динамиком и правильными проводами.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Штатную решётку просветлили, снабдили усиленным креплением…

Мультимедийная система в Audi Allroad

… и алюминиевой рамкой. Чтобы теперь – ни-ни…

Мультимедийная система в Audi Allroad

Обновлённая решётка на штатной облицовке.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Дверь выглядит как родная. Играет только намного лучше.

Сабвуфер-«стелс» установлен в правом заднем крыле. Объём корпуса первоначально был порядка 24 л, в процессе настройки сабвуфера его уменьшили до 18 л, вклеивая куски пенопласта.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Опорное кольцо из MDF снабжено гайками.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Очертания корпуса повторяют контуры крыла.

Мультимедийная система в Audi Allroad

В стеклопластиковую «скорлупу» заформованы кронштейны для крепления корпуса, кольцо зафиксировано в нужном положении.

Отверстие в задней стенке – технологическое. После обтяжки передней поверхности лайкрой наращивание «скорлупы» внутрь гораздо удобнее проводить «в открытую». Потом отверстие было заделано.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Корпус в сборе.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Он же, с другой стороны.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Суровые кабельные вводы.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Контуры лицевой панели вписаны в очертания боковины.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Результат.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Для установки пульта RUXC700 доработана потолочная консоль.

Изготовлением рамы для установки усилительного хозяйства занимался Александр Степанов. Вот уж порезал всласть. Потом, правда, всё сварил вместе.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Идёт сварка.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Главный заказчик, он же автор, он же – вдохновитель, в эту пору резал своё. Вот только прикиньте: чтобы всё пришлось впору, из пластика по образцу были вырезаны и склеены детали, образовавшие габаритный макет усилителя. Вернее – габаритно-присоединительный. На переднем плане видна плюсовая шина питания, она должна была попасть строго в нужную точку. Не провод, не согнёшь. Лучше семь раз отрезать…

Мультимедийная система в Audi Allroad

Система охлаждения – строго по правилам.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Рама в поднятом положении удерживается газовыми амортизаторами.

Для питания усилителей изготовлены медные шины. И, разумеется, не оставлены просто медными, а позолочены электрохимическим способом.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Плюсовая шина.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Защитный кожух плюсовой шины.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Минусовая шина.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Теперь на место макетов встали настоящие усилители, попав, разумеется, каждый точно на свой место.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Вторым этажом установлен ламповый драйвер и звуковой процессор, общий кожух придаёт законченность композиции.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Под рамами – докатка, укладка с инструментом, аккумулятор, даже для конденсатора место нашлось.

Мультимедийная система в Audi Allroad

Когда много раз режут и один раз собирают, получается вот так. Может получиться…

Система, сделанная так и представленная судьям ещё подробнее, чем вам только что, произвела на судей Еврофинала ошеломляющее впечатление, чаще всего вне судейских смен они возвращались к «Гололёду», всякий раз приводя коллег из других бригад. При судействе качества звучания, однако, произошёл непонятный (и до сих пор не разгаданный) казус. Оценки двух судей высочайшей категории разошлись необъяснимо сильно, в таких случаях назначается повторное судейство, вызывающее суету и деморализующее участника… Или вмешалась (не хотелось бы так думать, но и умолчать нельзя) высокая европейская politique, короче, явно и откровенно лучшая машина Еврофинала 2015 года (по мнению автора и его начальника – не только в этом классе) получила «серебро». А Евгений Грызунов стал Вице-чемпионом Европы.

Мультимедийная система в Audi Allroad

А я вам скажу, что реально – чемпион. Да вы и сами теперь это знаете…

SQ

Звучание системы завораживает любого нормального человека и большинство ненормальных. К тональному балансу никаких претензий. Ну совсем никаких. Лысенко не зря несколько рабочих смен колдовал с процессором. Сцена – идеальная, отражённый от лобового стекла сигнал обеспечил глубину сцены, и при этом фокусировка звуковых образов не пострадала. В общем, если это – не чемпионское звучание, прошу перевести меня на должность писаря при штабе на полставки.

Мультимедийная система в Audi Allroad

RTA

Руку узнаёте? Я вот узнаю. Лысенкина настройка, с аккуратным, вот на чуть-чуть, подъёмом на суббасе и тотальной нейтральностью в остальном диапазоне.


Источник: Журнал «Автозвук»