ПОЛУЧИТЬ ПЯТЁРКУ
Студия: Auto-HiFi. Руководитель проекта: Александр Брыксин
Это по любому предмету приятно. А по музыке ещё и полезно, перспективы открываются куда более привлекательные, нежели с физикой, к примеру.
Тогда можно в какой-то, не слишком отдалённый, момент и на такую «пятёрку» начать смотреть с прикладным интересом. Но только у неё, как вскоре выяснится, по музыке – далеко не пять баллов.
- Тип системы: мультимедиа
- Структура: трёхполосный фронт + двухполосный тыл + сабвуфер
- Источник: ОЕМ
- Усилители: Audison AP8.9bit, Art Sound XE1K
- Акустика фронтальная: Eton B-100 W, Ground Zero GZMW 200NEO
- Акустика тыловая: Eton B-100 W
- Сабвуфер: JBL GT5-10
Мультимедийная система в BMW X5 хороша всем, задумана с размахом, реализована со вкусом, всё здесь есть, короче. Кроме звука. Простецкие динамики, которые по незыблемой традиции входят в заводскую комплектацию, бывает, что-то могут при традиционной (и ведь не случайно традиционной) компоновке акустики. В BMW по другой, но тоже, видимо, долгосрочной, традиции акустика скомпонована необычным и довольно рискованным образом. Если не перепахивать интерьер сверху донизу, а это мало кто позволит, требования к акустическим компонентам существенно усложняются. Они должны быть не только качественными, но и форм-фактор иметь необычный для всех, кроме BMW. Для BMW, как раз – обычный.
Передовые производители car audio этот факт давно приняли во внимание и предложили для замены штатных динамиков BMW изделия несравнимо более высокого класса, адаптированные к посадочным местам. Но и в этом случае отвёрточной технологии недостаточно. Чтобы радость стала полной, понадобится звуковой процессор для точной настройки, понадобятся настоящие усилители и настоящий (а не тот, что включается в иные комплектации) сабвуфер. Вот тогда система приобретёт законченный вид.
Структура акустического тракта в этом проекте оказалась продиктована штатными местами под динамики: трёхполосный фронт с мидбасовыми «восьмёрками» под передними сиденьями и двухполосный тыл. Причём фронт – по схеме «2,5 полосы». Связываться с пассивными кроссоверами на низкую частоту раздела в наши дни способен только суровый и несгибаемый ортодокс, к тому же – не стеснённый пространством. А в данном случае одним из требований было «не громоздить». Поэтому в системе появился и сабвуфер-стелс, и компактные усилители класса D. Но – обо всём по порядку.
Штатное ГУ оснащено всем необходимым и даже сигнал на выходе может обеспечить достойного качества, заслуживающий дальнейшего внимания и усиления.
Есть порт USB и линейный вход. Теперь дело за малым – приделать к ним качественный звуковой тракт.
На роль СЧ/ВЧ звена на фронт и на тыл был выбран комплект Eton B-100 W, разработанный специально для BMW. В комплект входит 10-сантиметровый среднечастотник с диффузором из пропитанной целлюлозы, 25-миллиметровый ВЧ-динамик с шёлковым куполом и пассивный кроссовер. Динамики встали в штатные места, полосу частот снизу ограничили на входе усилителя, активным, так сказать, образом.
В штатные места передней двери установили комплект Eton B-100 W, разработанный специально для BMW с креплением по типу штатных динамиков. Характерная решётка с фазовыравнивающим диском просвечивает через штатную сетку (спасибо вспышке).
А вот – загадочная картинка, такие были популярны много лет назад. «Что бы это значило?» Да это же мидбас под сиденьем, что тут непонятного? Ни с какого ракурса в собранной и исправной машине большего разглядеть нельзя. Но у нас – свои методы, потерпите.
Для воспроизведения низких частот выбрали восьмидюймовые Ground Zero GZMW 200NEO. Благодаря неодимовой магнитной системе и почти плоскому диффузору посадочная глубина совсем невелика, поэтому даже при щедром калибре динамики помещаются в тесные закутки, отведенные им мюнхенскими инженерами. Сама по себе конструкция (будем справедливы) задумана производителями неплохо, с прицелом на работу не только в мидбасовом, но и в части сабвуферного диапазона. Однако штатный динамик откровенно неудачен, а пластиковый короб, куда он установлен – откровенно хлипок. Замена динамика и выбродемпфирование короба радикально улучшили воспроизведение среднего и некоторой части нижнего баса. За остальное ответит сабвуфер, так что на душе стало уже спокойнее.
Вот если сиденья снять и унести прочь – тогда да. Тогда видно установленный через переходную панель Ground Zero GZMW 200NEO во всей его восьмидюймовой красе.
С тыловой акустикой вопросов не возникло – всё в штатные места, кроссовер – в дверь. Естественно, с обработкой дверной внутренности по полной программе всеми подобающими материалами.
В штатные места задней двери установили такой же комплект Eton B-100 W, как и на фронт, но без мидбасовой «восьмёрки».
Главным по басу назначили десятидюймовый сабвуфер JBL GT5-10. Головка известна скромными требованиями к объёму оформления и солидным линейным ходом диффузора, так что нехватку площади диффузора можно с успехом восполнить увеличением подводимой мощности. Место для сабвуфера нашлось в левом заднем крыле.
Для сабвуфера изготовили закрытый корпус-стелс объёмом около 20 л. Корпус тщательно вибродемпфировали…
… и заполнили звукопоглотителем.
Лицевая панель повторяет рельеф боковины и уж точно не даёт повода усомниться в рациональном использовании объёма багажника.
Остались усилители. В смысле – наоборот, их-то пока и не хватает. Сейчас будут. Ради компактности (и экономичности, раз уж на то пошло) все усилители – класса D. Это позволило разместить их там, где классическим усилителям либо не хватило бы места, либо гарантировался бы перегрев.
Для этого, прежде чем ладить на место в левом крыле сабвуфер, обустроили там небольшой фальшпол.
Впрочем, даже небольшая площадь оказалась занята не вся, настолько компактен импульсный моноблок Art Sound XE1K.
Решить остальные задачи помог восьмиканальный усилитель Audison AP8.9bit со встроенным девятиканальным звуковым процессором (девятый канал работает на отдельный линейный выход, формируя сигнал для сабвуфера). Усилитель этот отличается тем, что при выборе конфигурации (с ноутбука) можно часть каналов заранее собрать в мостовые пары для увеличения мощности. В данном случае так сделали с каналами, от которых работают фронтальные мидбасы. СЧ и ВЧ, как уже говорилось, подключены с кроссоверами из комплекта по обычной схеме.
Усилитель-процессор установлен под сиденьем, тоже не сразу найдёшь, вновь пришлось прибегать к секретной технологии (отжать готовые снимки у мастеров студии).
SQ
Впечатление от прослушивания очень приятное. Суббас уверенный, хотя и не уходит в инфразвук. Для такого крупного салона «десятка» отыграла на удивление хорошо. Нижний, средний и верхний бас – великолепны. Я не зря утверждал (и намерен утверждать впредь), что установка НЧ динамика в трёхполосной системе под сиденье вместо двери – решение с позиций баса наилучшее, хотя обычно непростое в реализации (низкая частота раздела сразу тянет за собой массу следствий – крупнокалиберный среднечастотник, проблемы с его размещением и т. д.). А здесь сам производитель так велел – грех не воспользоваться.
Среднечастотники в совсем, казалось бы, «не кошерных» местах в районе дверной ручки сыграли на удивление удачно. Тональный баланс в этой части диапазона практически безукоризненный, да и сцена получилась ровной и по геометрии, и по звуковой плотности (слева чуть поджата – уж очень близко динамик, ничего с этим не поделаешь). К пищалкам вопросов нет. Тарелки натуральны, «воздух» в наличии. По музыке – пять.
RTA
Нижний и средний бас на АЧХ, действительно, слились воедино, решив на 160 Гц сложить свои полномочия. Нижний бас (как уже доложил слух) – аккуратный, без сюрпризов. А вот всё от верхнего баса и до конца частотной оси – просто эталон какой-то. Видимый на этом фоне спад на 20 кГц – закономерный атрибут мягких куполов, на слух он как спад не воспринимается, такое звучание не теряет «воздуха», не приобретая при этом жёсткости и «колючести».
Источник: Журнал «Автозвук»