С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Студия: SF-Audio
Руководители проекта: Дмитрий Расторгуев, Павел Дымшиц
- Тип системы: аудио
- Структура: трёхполосный «фронт»
- Источник: iPhone 6
- Wi-Fi роутер: AirPort Express
- Процессор: Audison bit Ten D
- Усилитель: Audison Thesis TH due
- Акустика: Focal Utopia TN51, AD MM4, AD MM6
Мы привыкли, что главный слушатель – это водитель. Он тем или иным способом приложил больше всего стараний, чтобы система в машине звучала как надо. Но с другой стороны…
С другой стороны, есть в жизни человека такой момент, когда он пересаживается на другую сторону собственного автомобиля. Не в том смысле, что в Лондон, типун вам на язык… И не поперёк машины, а вдоль. На заднее сиденье. Это – признак того, что машину эту человек более чем заслужил. А музыки он теперь что, больше не заслуживает?
В этом автомобиле, восстанавливая справедливость, систему строили именно для пассажира заднего сиденья. И получилась она ожидаемо не такой, как обычные, на привычной нам стороне салона. Некоторые задачи решались проще, чем обычно, некоторые – сложнее, некоторые вообще принципиально стали решать нетривиально. Начнём с того, что структура системы здесь новая и многообещающая: беспроводный и полностью цифровой тракт сигнала с двухканальным усилением и трёхполосной акустикой. Если у вас в этой фразе глаз ни за что не зацепился, у вас, вероятно, был тяжёлый день. Чашечку чаю?
Здесь iPhone – ещё не источник. Здесь он – шаблон, по которому ему готовят рабочее место.
Вот здесь он уже источник. Соединённый со звуковым трактом невидимыми эфирными волнами.
Посмотрим теперь на тракт со всех сторон. На входной – неразбавленный XXI век. Источник сигнала – смартфон iPhone 6 с установленным приложением «Музыка» и беспроводным подключением по Wi-Fi. Сигнал передаётся в цифровой форме, свободен от влияния помех, с его преобразованием в аналоговый вид система пока не спешит. Сигнал ловит чуткий Wi-Fi роутер AirPort Express и по оптическому кабелю шлёт на процессор Audison bit Ten D. Там он преобразо… А вот нет. Рано. Там сигнал проходит обработку, ради которой и созданы цифровые процессоры. Временную коррекцию, связанную с тем, что на заднем сиденье представительского автомобиля сидят не по центру, небольшую коррекцию частотную. Облагороженный сигнал, оставшись цифровым, переоблачается из оптических одежд в медь и по витой паре AC Link поступает в усилитель Audison Thesis TH due. А вот тут, скрывшись под алюминиевой бронёй – действительно, преобразуется в аналоговую форму. И сразу же (там, под бронёй, трепещи, коварная электромагнитная помеха) поступает на усиление и на выход. На другой стороне усилителя. А здесь, оказывается, всё иначе…
Здесь, на другой стороне, его встречают во всём величии традиций домашнего аудио. Группа встречающих – пассивный кроссовер и трёхполосная акустика. Сабвуфер? Какой сабвуфер? Где вы его видели в домашней аудиосистеме (не для кино, для музыки)?
На левую (на снимке) сторону усилителя пришёл цифровой сигнал. А на другой, правой, его ожидал канон домашнего аудио.
Пассивный кроссовер на три полосы – собственной выделки студии, по собственному же, разумеется, проекту. Всё-таки профильное высшее образование, кафедру радиовещания и электроакустики МТУСИ братья Расторгуевы не зря посещали, и даже дипломные проекты защитили по звуковой тематике. У меня, кстати. Это я так, сказать себе приятное. У Павла тоже небедный опыт конструирования пассивных кроссоверов, поэтому изделие получилось впечатляющим и по виду, и по показателям.
Все компоненты – высочайшего класса: катушки индуктивности без сердечников, конденсаторы Intertechnik, резисторы Mundorf. Объём не экономили, размахнулись широко – и не ради красоты (хотя что есть, то есть). Закон электромагнитной индукции не пытается отменить даже наше законодательное собрание, поэтому он действует, а по нему излишне плотная компоновка сильноточных цепей может привести к непредсказуемому взаимному влиянию элементов. В своё время у разработчиков было неписаное правило – каждый элемент схемы требует для нормального функционирования установочный объём в 2-3 раза больше физического. С распространением цифровой техники это правило забыли, а иногда не мешает вспомнить…
Геометрически кроссовер занимает больше места, чем усилитель со всеми его цифровыми (и аналоговыми) чудесами.
Пищалки на «фронте» – приходится не пренебрегать кавычками – Focal TN-51 с вогнутым титановым куполом, это последняя ступенька, за которой начинается уже бериллий. Остальные динамики – Audio Development. Среднечастотники – AD MM4, динамики не самые простые: лёгкий и жёсткий диффузор из стеклопластика в виде сегмента сферы, необычной магнитной системой и ещё более необычной конструкцией корпуса. Не так давно он побывал у нас в тесте, и я не удержусь от цитаты: «Диаграмма направленности позволяет не слишком заботиться об ориентации, но небольшая частотная коррекция будет полезна в любом случае. Наилучшим образом этот динамик проявит себя в процессорных системах». Значит, публикацию читали внимательно, а процессор поставили не зря.
Франко-итальянская граница проходит в верхней части подиума.
Низкочастотники AD MM6 у нас в тестах были в составе трёхполосной системы, где остальные компоненты были другие, но это неважно, мы их изучили отдельно. А в системах они попадались совсем нередко. И в крутых системах: по результатам прослушиваний известно – динамики редких достоинств и во многих случаях не дадут повода сокрушаться об отсутствии сабвуфера. Правда, для этого приходится готовить двери особо тщательно, подробно об этом далее.
Сальвадор Дали? Из раннего?
Нет, SF-Audio. Из позднего…
Среднечастотники и пищалки установили в накладках средних стоек – технология классическая: кольца, пена, отсекание лишнего, стеклопластик, выведение форм, обтяжка. Расположение излучателей классическое в «домашнем» смысле: ВЧ сверху, СЧ – снизу.
Низкочастотные динамики установлены в штатные места основательно доработанной двери. Чтобы исключить потери на переизлучение, нужно было добиться максимальной жёсткости панелей двери.
Сначала на демпфирующий слой герметика уложили толстые листы дюраля.
Затем – слой демпфирующего материала «Шумoff», поверх него – элементы жёсткости из дюралевых профилей.
Каждый занят своим делом: присоединённая масса дюралевых листов уводит частоту резонанса панелей в область самых низких частот. Два демпфирующих слоя поглощают энергию колебаний. «Стрингеры» повышают жёсткость этого «пирога» и предотвращают изгибные деформации панели.
Карту двери демпфировали в один слой.
Для динамика изготовили кольцо-колодец, наглухо скрепив его с декоративной облицовкой.
На облицовке двери вырастили подиум нужных очертаний.
Басовик трёхполосного «фронта» на своём посту.
Непросто, но оказалось, что оно того стоит – бас в итоге оказался масштабным и благородным.
Не менее внушительно и благородно система предстаёт и глазам.
Передние двери обработали по сокращённой программе, без алюминия. Акустика там осталась штатная, как и головное устройство, а интерьер не претерпел ни малейших изменений.
Вот так выглядит штатная акустика в S-Class.басовик с вывернутым магнитом и рядом с ним среднечастотник в жестяной трубе. Но это – другая сторона салона…
То, где обычно живёт аудиосистема. Здесь её нет…
А здесь она как раз есть…
Все блоки системы (кроме источника, конечно) установлены на перегородке багажного отсека. Усилитель и кроссовер с прозрачной крышкой видны через окна в фальшпанели. Для смартфона изготовили выдвижной лоток в заднем подлокотнике. На то время, пока он работает источником. А на отдых – в карман, притворившись телефоном…
SQ
Звучание системы очень домашнее – всё-таки на заднем диване можно расположиться почти по-домашнему, на большем расстоянии от динамиков, чем спереди. Поэтому и сцена получилась тоже домашней – ровной и высокой без малейших скидок на «автомобильность». Солидный, но сдержанный бас без малейших призвуков, чёткая и ясная середина, прозрачный и исключительно детальный верх – что ещё нужно, чтобы с комфортом добраться до места назначения?
RTA
Басовики в дверях дают плавный спад ниже 60 Гц, сохраняя немалую отдачу и на 40, и на 30, да и на 20 Гц тоже. Довольно мощная, но без настырности, неподобающей такой системе, басовая часть АЧХ сохраняет напор до 300 – 400 Гц, отсюда солидность, даже фундаментальность звучания. Средние и верхние частоты с целом играются ровно, с незначительными отклонениями от «ординара». А титановые TN51 позаботились, чтобы и на 20 кГц спад был минимальным.
Источник: Журнал «Автозвук»