Доктор для чемпионов. KIA Sportage 3



Давая этому автомобилю имя, его создатели не думали, что попадут в точку. Даже дважды...



  • SUM
  • Тип системы: аудио
  • Состав: трёхполосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine DVI-9990R F#1Status
  • Процессор: Alpine PXI-H990 F#1Status
  • Усилители: Eton PA-560.2 (4шт )
  • Акустика: Eton MGS 180, Eton MAS 80, Eton MGS CX 290
  • Сабвуфер: Eton 12-630 HEX

Первое — это тип автомобиля. Автопроизводители бесстыдно увели из нашего лексикона слово «кроссовер» и пользуются им теперь как своим. А мы как услышим — сразу навевает. Второе — собственно имя: Kia Sportage. Назвали-то так, для красоты, в исходном виде ни о каком спорте этой машине помышлять не полагается. А вот если с ней некоторое время поработать, она становится спортивной. Совсем спортивной. Чемпионской...

Хозяин автомобиля Олег Кузнецов выбирал его с прицелом на участие в спортивных событиях. Вид спорта — автозвук... А здесь — своя иерархия: в этом виде славу Южному Уралу не первый год приносит человек с редкими у нас в стране именем и фамилией — Дмитрий Голубев. Впрочем, по паспорту его называют не все, большинство — по профессиональному псевдониму DR.DIGO. Профессионал с многолетним стажем и постоянный призёр автозвуковых соревнований вряд ли нуждается в формальном представлении: постоянным читателям журнала это имя и так отлично знакомо, другие могут испытать эффективность поискового движка на сайте журнала — богатая выдача гарантируется. Подготовленные Доктором автомобили всегда занимали призовые места, и этот проект он не собирался делать исключением.

Для правильного звука нужны правильные компоненты. Источник сигнала Alpine DVI-9990R и процессор Alpine PXI-H990 из легендарной линейки F#1Status выбраны не случайно: исключительное качество звучания сочетается здесь с мультимедийными возможностями, так что вектор дальнейшего развития вырисовывается — установить монитор и выступить ещё и в мультимедийном классе, желательно с привычными для работ этой студии результатами.

Все остальные компоненты для этой системы DR. решил взять одного производителя — Eton. Фронт, естественно, трёхполосный, в его основу положен двухполосный комплект топового разбора Eton MGS 180/MGS CX 290. В основу. Душа трёхполоски — среднечастотник, их у Eton довольно много (для такого специфического типа излучателя). Окончательным выбором (не сразу, кстати) стал 8-сантиметровый диффузорник Eton MAS 80. Сабвуфер — Eton 12-630 HEX. Отличительная черта всех динамических головок, от пищалки до сабвуфера, это материал диффузора. Вернее, два материала, у одного из которых в каждой головке характеристики оптимизированы для его диапазона частот и предъявляемых требований.

Первый материал обнаруживается в куполах пищалок. У Eton MGS CX 290 это Keronit — металлокерамика на магниевой основе, причём доля керамики в этом материале действительно высока, это не просто глубоко оксидированный сплав. Купол, изготовленный по этой технологии, получается закономерно лёгким (магний, он, знаете ли, покрылатей алюминия будет), жёсткий купол и с твёрдой поверхностью. Купол диаметром 28 мм установлен на тканевом подвесе, перед ним — фазовыравнивающее кольцо, выполняющее также защитные функции. Характеристики направленности оптимизированы для угла порядка 30 градусов, более удобного и универсального, чем установка «в лоб». Впрочем, габариты пищалки, прямоугольный фланец и радиатор со стороны магнитной системы в любом случае предполагают нетривиальный подход к установке.

Во всех диффузорных головка системы использована технология Hexacone. Это значит: трёхслойная сэндвичная конструкция из двух слоёв кевлара и с сотовым заполнителем из материала Nomex — это другая разновидность арамидов, тоже привеченных там, где нужна экстремальная массовая эффективность. В авиации, например, где ещё брать подобные материалы?..

В компонентах этой системы Hexacon использован даже в среднечастотном динамике, от которого в значительной мере зависит тембральная точность. Здесь сэндвич самый тонкий и лёгкий. И понравилось звучание системы с ним больше, чем с опробованным в этой же роли магниевым Eton 3-400/a8/25/mg. Магния, решили, достаточно, остальное будет композит, благо предложение отвечало спросу: Hexacone потолще и пожёстче пошёл у германского производителя на мидбасы, совсем тяжёлый и жёсткий до предела — на диффузор сабвуфера.

Усилительная часть выполнена по принципу «каждой полосе — свой усилитель». Все усилители одинаковые, двухканальные Eton PA-560.2 — кстати, совсем недавно побывали в нашем тесте («АЗ» №7/2014). Выходной каскад усилителя работает в классе AB, и мы отметили тогда низкий уровень искажений на «первом ватте», что архиважно для микродинамики системы. Максимальная мощность при этом тоже немаленькая: 120 Вт на 4 Ом и 220 Вт на 2 Ом, это по результатам измерений и округлённо.

После того как все компоненты были собраны, начался процесс установки. С чего начинается автозвук? Конечно, с шумоизоляции, салон машины был разобран и полностью обработан материалом StP. Параллельно была уложена проводка Tchernov Cable с креплением к самоклеящимся площадкам. Силовая проводка калибра 2AWG, акустические и сигнальные кабели серии Classic. Все провода уложены в тюбинг «змеиная кожа» по цветовой гамме, маркированы цветной термоусадочной трубкой — как положено по правилам. Можно подтрунивать над приверженностью автозвуковых спортсменов строгим правилам обустройства кабельных сетей в машинах, в альбомах участников этому иногда посвящены десятки страниц с фотографиями, но нельзя не согласиться: это дисциплинирует и, что ещё важнее, позволяет о проводах больше не думать, сосредоточившись на творческих аспектах.

Твитеры — на стойках, но поиски правильного угла установки потребовали немалого времени. Сами твитеры слегка модернизированы — фазовыравнивающие кольца, изначально чёрные, перекрашены в общий светлый тон.

Среднечастотники — в верхней части торпедо и работают с отражением от стекла. Для того чтобы выкроить необходимый для их работы объём, пришлось доработать и перенести воздуховоды.

Мидбасы установлены без кардинальных переделок — в штатное место с переходным подиумом. Облицовки дверей не перекраивали, заменили только штатные пластиковые сетки решётками из комплекта мидбасов и перетянули кожей в общем стиле салона.

Для сабвуфера Eton 12-630 HEX оптимальный объём (по уже накопленной статистике) составляет около 30 л. Изготовленный по композитной технологии из фанеры и стеклопластика сабвуфер-«стелс» прекрасно вписывался в правое заднее крыло, но... объёма при этом не хватало. Тогда-то ящик и обзавёлся «аппендиксом» в нижней части — он уходит под фальшпол, ничему не мешает, а литраж доводит до нужного. Там же, под фальшполом, на монтажной панели установлены усилители и процессор. Все компоненты надёжно защищены, функциональность багажника сохранена.

Звучание настроенной системы — это то, чем заканчивается проект, начинается он, если помните, с виброизоляции. О том, каким стал финал проекта, свидетельствуют спортивные протоколы.

Этап AMT Russian Challenge в Челябинске — первое место в классе «Любитель». Этап в Уфе — опять первое. Финал сезона — снова первое. А первое на финале — это чемпион. Доктор, как можно теперь с уверенностью заключить, прописал именно то, что надо...

Направление осей пищалок — тоже не совсем «как у всех». Так ведь не все и чемпионы...

Привычное место установки пищалки выглядит необычно. Такая уж пищалка...

Среднечастотник в стекло — схема некогда популярная, сегодня встречается куда реже

Мультимедийный Status сейчас работает как звуковой. Но кто сказал, что уже вечер?

Выносной блок питания головного устройства в центральной консоли

Для установки НЧ-головок фронта двери потребовали относительно небольших доработок, но безотносительно интенсивной виброизоляции

«Оружие к осмотру»: так выглядит багажник во время демонстрации машины на соревнованиях

Всё усилительно-процессорное хозяйство было собрано и скоммутировано до установки в багажник

Корпус сабвуфера с «заёмом» позволил набрать нужный литраж

Излюбленная тема «спортивных» машин: виброобработка и проводка


Источник: Журнал «Автозвук»