Я взвесил указанные в Уставе 65 граммов сахара и обнаружил, что это шесть кусочков. Я несколько раз перепроверял весы и менял кусочки, но их все равно получалось — шесть. Виктор Шендерович, «Мемуары сержанта запаса» Есть расхожая мудрость про ванну и дырочку с пробкой, которая у неё внизу. Ванна такая большая, а дырочка такая маленькая... Тем не менее (проверено несколькими поколениями исследователей): если не заткнуть, вся вода через эту дырочку и вытечет. В более наукообразных терминах, которые нам не очень по нутру: качество системы определяется её слабым звеном. В car audio роковой дырочкой часто оказываются динамики. Когда же речь идёт о штатной системе, динамики ею оказываются всегда. Даже если всё остальное задумано и реализовано хорошо, штатный динамик поставит на звучании кляксу. Жирную или очень жирную — уже детали. Возьмём, к примеру, новую Audi A6. Полный привод, мощный и экономичный двигатель, красивый бежевый салон с отделкой деревом. Неплохо задуманная аудиосистема с изумительной эргономикой, но... к ней пристёгнуты пластиково-картонные динамики в дверях плюс игрушечный сабвуфер. Весь звук через них и вытекает... Где выход? В первую очередь — заменить акустику, включая сабвуфер, разумеется. Во вторую — поставить нормальные усилители. В третью... Вот без третьей в таких машинах всё чаще обходятся: симбиоз штатного головного устройства с автомобилем зашёл слишком далеко, да и слабым звеном оно всё чаще уже не является. Теперь вновь предстояло найти выход. На этот раз — в прямом смысле, из головного устройства. Ровно для таких инсталляционных ситуаций (в том числе) создан новый класс автозвуковых компонентов — процессоры-интеграторы. И именно такой встал в центре системы, это — Audison bit one, подключённый к головному устройству по высокому уровню. Входы уровня громкоговорителей в усилителях — опция, позволяющая упростить жизнь, для процессора-интегратора это — неотъемлемая часть, определяющая его функциональные возможности. Мало ли что пришло в голову автостроителям на этапе разработки штатной аудиосистемы: сигнал может быть расфильтрован на полосы, скорректирован по спектру, исходя из особенностей штатной акустики, и тому подобное... А у нас акустика, во-первых, всегда другая, а во-вторых (и из-за того, что во-первых) — не кривая. Процессор-интегратор возьмёт сигнал в том виде, в каком он должен был появиться на выводах штатных динамиков, соберёт воедино, приведёт в чувство по уровню и АЧХ, одним словом, ненадолго возвращаясь к научной терминологии — «сведёт задачу к уже решённой»: левый и правый каналы с линейной АЧХ. Дальше уже — куда поведут архитектура новой системы и требования к ней. Архитектура в значительной степени диктовалась желанием сохранить исходный вид салона. Поэтому все динамики были установлены в штатные места, вся акустика — двухполосная. «Вся» означает и фронтальную, и тыловую, дело в том, что предметом заказа был звук клубного типа, вокруг слушателя, а не перед ним. Требования включали, в числе прочего, и поканальное усиление во всех звеньях. На фронт установили 2-компонентную акустику Morel Elate 6 2-way. Фронтальные пищалки с минимальными доработками встали в торпедо с отражением от лобового стекла, мидбасы через переходные кольца — в передние двери. Для более академичных музыкальных жанров, нежели те, что предпочитает владелец машины, такое решение едва ли стало бы оптимальным с точки зрения звуковой сцены. Но в клубной музыке геометрия звуковой сцены описывается формулами геометрии Лобачевского, а не Евклида, так что это не очень важно. А возможности создания хорошего тонального баланса сохранены. Звучание в задней полусфере окружающего звука создаётся чуть менее дорогой, но не менее достойной акустикой Morel Virtus 602. Фронтальная и тыловая акустика работает с отдельными четырёхканальными усилителями, что, как ни проверяй весы, означает восемь каналов. Плюс сабвуфер. А у Bit One только («только»... всего лишь...) восемь выходов, два из которых отданы сабвуферу. Из шести оставшихся восемь не накроил бы даже опытный хлеборез. Где выход? Там же, где и вход — на усилителе. Фронтальные каналы в системе разделяются по полосам процессором, а тыловые, где оказалось возможным обойтись без индивидуальных временных задержек, решено было делить встроенным кроссовером усилителя. Вопрос лишь в том, насколько к такому решению готов усилитель. У нас в тестах не зря подчёркивается, какие из 4-канальников годятся для систем с поканальным усилением, а какие — не очень. Использованные с этой системе усилители Eton ECC 500.4для поканалки просто рождены. Если кому лениво искать у нас в тестах, напомню: пары каналов различаются по мощности, что для поканального включения двухполосной акустики идеально, а кроссовер настраивается на любую частоту раздела, от 40 с чем-то герц до 5 с чем-то килогерц, что здесь в аккурат и понадобилось. Сабвуферный усилитель — импульсный моноблок DLS MAD11. Он раскачивает прекрасно зарекомендовавший себя сабвуферный динамик Alpine SWR-12D4 (знаменитая R-серия Alpine). Корпус закрытый, объёма даже для «двенашки» немалого — более 30 л. К счастью, багажник у автомобиля большой, поэтому «отгрызенная» у него часть площади на вместимость повлияла не трагическим образом. Автомобиль от природы (и породы) завидно тихий, поэтому тотальную виброобработку делать не стали, ограничились только дверьми и задней полкой, под которой поселился сабвуфер. Для установки усилителей и процессора нашлось место между спинкой заднего сиденья и корпусом сабвуфера в багажнике, в укромном уголке на полу кузова расположился 10-фарадный буферный конденсатор. Что оказалось на выходе проекта? Именно то, что было на входе, то есть в техзадании: очень мощное мобильное средство воссоздания клубной звуковой атмосферы с минимальным, в пределах салона — нулевым, вмешательством в дизайн автомобиля. Прослушивание не обмануло ожиданий, сформированных классом применённых компонентов. Никаких «острых углов», звучание плотное, обволакивающее со всех сторон, тонально — весьма сбалансированное. Средние частоты подаются пастельно, без резкости, присущей некоторым двухполосным системам. Впрочем, и частота раздела достаточно высока, пищалки играют от 4 кГц, мидбасы — до 5 кГц, с перекрытием. Правда, за счёт этого перекрытия сцена на средних частотах получилась нестабильной, инструменты с широким диапазоном «гуляют» — но в данной системе это будет скорее достоинством, нежели недостатком. Макро- и микродинамика хороша — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра (уж извините, что не диджейского «аппарата») не превращается в кашу. Бас чёткий, глубокий и находящийся точно в центре звукового поля, как в первоисточнике. Басовый фундамент спектра этой системы обрисован очень чётко: внизу спад на 30 Гц, наверху — на 150. Так получилось в результате целенаправленной настройки: часть этой полосы частот отыгрывается уже мидбасами фронта и тыла. Выше 150 Гц АЧХ идёт ровно, отмеченная на слух «застенчивость» на средних частотах обусловлена, скорее всего, двумя факторами: на верхней середине и нижнем верхе (2 — 5 кГц) отдача, действительно, снижена, а главное — находится в контрасте с подчёркнутыми низами и верхами (выше 6 — 8 кГц). |
Источник: Журнал «Автозвук»