Время. Peugeot 207

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего...

Аристотель

То, что со временем что-то не так, я подозревал давно. Не так давно, как Аристотель, но тоже довольно прилично...

Машина, принадлежащая жителю Солнечнодольска Владимиру Голосуну, с системой, установленной в этой машине тем же жителем Солнечнодольска, появляется (в развёрнутом виде, с подробностями) на этих страницах в третий раз. Впервые это было в 2007 году. Mazda 6, красавица — глаз не оторвать, система внутри — ушей, если можно так выразиться, не оторвать... Несколько месяцев ушло у Владимира на постройку той системы, несколько дней — на поездку в австрийский Велс, где он стал чемпионом Европы в классе «Любитель 7 каналов», где им хотели стать одновременно 22 участника. Десяти минут (а то и меньше, спросить как-то не у кого) хватило словацким автомобильным ворам, чтобы упереть «Мазду» вместе с трофеем со стоянки у «Макдональдса». Потом, в сентябре 2009, была «Хонда», с другой системой, более счастливой судьбой вообще и менее — в спортивном смысле. Теперь вот — Peugeot 207, которой (тьфу-тьфу) пока везёт во всех отношениях.

Все три раза «несклоняемый» Голосун не пожалел времени, чтобы представить машину на наш суд в явной форме, а не по переписке, как заведено в рубрике «Своя игра». А потому, несмотря на то, что те системы были делом рук владельца полностью, а эта — в значительной мере, уже в третий раз мы отводим для работ Голосуна место в рубрике «Системы», по статуту предназначенной для разбора деяний профессиональных студий. Но, во-первых, машина вот она, я её смотрел, слушал и мерил, а вовторых и главных: если очередное звание чемпиона Европы не повод считать работу профессиональной, назовите лучший, не торопитесь, я подожду. Время-то, оказывается, не существует...

И всё же: если первый из приведённых эпизодов можно отнести к разряду временных парадоксов, второй — к образцам победы над временем, то новая система Владимира подозрительно рельефно иллюстрирует тезис Аристотеля о том, что время существует не совсем.

Большая часть новой системы (не вся, но большая часть) построена на компонентах, вписанных в историю автозвука аршинными буквами. Каждый — уникален, почти все — сняты с производства, все подбирались не один год, а некоторые пришлось не один год искать. Начнём с источника, «головой» (среди своих) его называют не случайно. «Голову», приделанную к Peugeot на заводе, Владимир решил оставить где была. Туда заведены сигналы парктроников, поэтому оставлены штатные тыловые широкополосные динамики и штатные фронтальные пищалки. Возможность слушать радио и mp3 тоже осталась, своеобразная «вторая зона» обслуживания. Настоящий же источник сигнала — легендарный CD-ресивер Clarion HX-D2, единственный, кстати, компонент, роднящий эту систему с той, сбежавшей (и следующей). Другой экземпляр, конечно, увы... Установлен «СуперКларион» в машине не просто так. Чтобы максимально укоротить путь сигнала от источника до усилителей, сам ресивер помещён в багажнике, а на торпедо вынесена только лицевая панель. Её пришлось отделить хирургически — панель в этом аппарате несъёмная, изготовить пятиметровый шлейф и проверить, как всё заработает. Были определённые опасения — длинный шлейф, наводки, ёмкость кабеля, цифра заглохнет... Но заработало всё как надо, и процесс пошёл.

Фронт выполнен по классическим канонам — в две полосы. Трёхполоску делать не хотелось по ряду соображений — и место найти нужно, и с пассивными кроссоверами что-то надо решать. Отчасти на это решение повлияли и особенности автомобиля: у 207-го шатные места мидбасовых динамиков расположены нетипично высоко, что отчасти смягчало проблемы, ассоциируемые с двухполосным фронтом: расстояние между излучателями оказывалось меньше обычного. Первоначальный ориентир делался именно на пассивные кроссоверы, поскольку был в наличии только один двухканальный усилитель для фронта. То есть поймите правильно: усилителей много, один — тот, который Владимир согласен был поставить в «систему мечты». Это потом замысел эволюционировал до поканалки с побортным усилением, для чего пришлось искать второй такой же усилитель. Но это совсем другая история...

Усилители — гибридные двухканальники Power Amper XP200. Не просто из Красной Книги car audio, а ветераны этой книги (для справки: усилитель участвовал в тесте журнала в прошлом столетии, если точнее — в 1999 году). «Икс-пауэров» и выпущено-то было всего ничего, на воле осталось и того меньше. Один давно ждал своего часа, второй пришлось долго искать, история почти детективная. Оба усилителя прошли необходимое «техобслуживание» — контроль элементов, проверка паек и прочее. Производитель, вообщето, давал на них пожизненную гарантию, но мог ли он предполагать такую продолжительность покрываемой гарантией жизни? Это в далёкой России нашлись люди, не верящие в существование времени, а некоторые электронные компоненты взгляды Аристотеля не разделяют.

Выбор акустики, как нетрудно догадаться, был весьма далёк от заезженных стереотипов. На место мидбасов были взяты Xetec P-6, на место пищалок — Seas с низкой частотой резонанса. Мидбас P-6 создан на базе известного динамика Revelator, сегментный диффузор со специальной пропиткой хорошо работает вплоть до верхней середины. Пищалки же Seas Excel E004006 (T29CF002) уверенно вещают от 2 до 25 кГц, частота резонанса у них всего 500 Гц, как у купольного среднечастотника, зона резонанса отодвинута от рабочей полосы на пару октав, с обычными автомобильными пищалками такой номер не проходит. А с домашними — очень даже. Правда, габариты... Но бесплатного не бывает, это знали ещё до Аристотеля. Эти же головки давали значительно большую свободу при выборе частоты раздела полос, есть за что бороться.

Мидбасы установлены в доработанных штатных местах в двери. Процесс трудоёмкий и длительный: были изготовлены стеклопластиковые заглушки технологических окон и подиумы под динамики. Дверные облицовки пришлось основательно переделать, пожертвовав частью кармана, а поверхности, обращённые к динамику, сплошь покрыты звукорассеивающими панелями. Для пищалок такого крупного телосложения (диаметр фланца 110 мм) привычные «колготочные» решения не подходили — получалось громоздко и ненадёжно. Поэтому решено было сделать сплошные алюминиевые корпуса в форме полусферы, которые крепились бы болтами непосредственно к передним стойкам. Корпус выточен на токарном станке, кронштейн приварен аргонно-дуговой сваркой, потом всё окрашено.

Концепция пассивных кроссоверов отпала после многочисленных опытов с готовыми и самодельными девайсами, тогда и было решено было перейти к поканальному усилению — благо источник сигнала позволяет. Причём встроенный процессор HX-D2 использован только для формирования двухполосных сигналов фронтальных каналов, сигнал сабвуфера формируется аналоговым активным кроссовером Macrom 4822 — опять раритетная вещица, причём высокого полёта. Его хвалил даже широко известный в кругах «домашнего» хай-энда Александр Клячин.

Усилитель сабвуфера — снова раритет, референсный моноблок Soundstream REF500 с богатыми возможностями, работающий в эффективном классе G. В кроссовере присутствует фирменная схема коррекции баса Hawkins Bass Control, сабсоник и регулятор фазы, но по итогам прослушивания Владимир предпочёл всё же внешний кросс, повторюсь, если ещё раз замечу: банальных решений здесь нет. Даже межблочные провода, несмотря на намеренно минимальную длину — непростые: моножильная витая пара ручной выделки от Вадима Шелгунова. Усилители, кроссовер и основной блок головного устройства размещены на сварной подъёмной раме, установленной в багажнике. Сверху рама закрыта фальшполом с эдаким... как бы сказать... «диффузороприёмником» из стеклопластика в центре. Через него в багажник смотрит диффузор сабвуфера Crescendo Etude 2.10 (это самый, а вернее — единственный современный компонент в системе). Составной корпус объёмом 27 л выполнен из МДФ. Основная часть корпуса, где установлен собственно динамик, помещается в нише запасного колеса, а «тубус» проходит через раму с усилителями вплоть до фальшпола с «диффузороприёмником». Сабвуфер прикреплён к полу кузова болтами на вытяжных гайках. В ходе работы над системой Владимиру пришлось усомниться в мифической природе времени: именно его катастрофически не хватало для участия в соревнованиях с самого начала сезона 2012 года. Тогда-то у системы появился соисполнитель — Игорь Мирошниченко и производственная база (студия Big Toys в Ростове-на-Дону), где и был реализован черновой вариант системы. Когда работа пошла в четыре (а иногда и больше) руки, время удалось победить. На протяжении сезона черновой вариант не раз переписывался набело (уже в солнечнодольском гараже) и принёс Владимиру немало трофеев. А потом удалось победить совсем именитых соперников на Еврофинале EMMA в Зальцбурге, результат — первое место в классе «Мастер 6 каналов». Правда, выступать пришлось за Украину, зато на счету Владимира оказалась ровно половина доставшегося братской стране золота. Это, однако, совсем другая история. Когда будет время...

Кто считает (а есть такие), что у хорошо звучащей системы может (а то и должна, такие тоже есть) быть кривая АЧХ, подойдите ближе и посмотрите. Или лучше вместе посмотрим. Бас: от 20 до 50 Гц уровень неизменный, выше, как у нас принято, он плавно спадает до нового рубежа, около которого потом и находится, с небольшими естественными вариациями, самая заметная из которых — подчёркнутый нижний верх (4 — 10 кГц). На самых же верхних частотах АЧХ просто возвращается туда, где была...

Прослушивание удивило и порадовало. Удивило, потому что от двухполоски я такого не ожидал. На редкость ровная и аккуратная сцена, ни малейшего намёка на расфокусировку, великолепная линейность, изумительная чёткость, кристально чистая середина... Полное впечатление, что слушаешь отменно настроенную трёхполоску с предельно близко установленными СЧ и ВЧ-излучателями. Тональный баланс очень приятный, ровный и аккуратный. Я не нашёл к чему придраться, хотя хотел и умею. Бас аккуратный, чёткий и согласованный. Макро- и микродинамика — на сто баллов по ЕГЭ по-честному. Судей в Зальцбурге понять нетрудно...

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Clarion HX-D2 + ОЕМ
  • Активный кроссовер: Macrom 4822
  • Усилители: Poweramper XP200 (2 шт.), Soundstream REF500
  • Акустика: Xetec P-6, Seas Excel E0040-06 (T29CF002)
  • Сабвуфер: Crescendo Etude 2.10
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»