Тренировки на кошках. Peugeot 107

Будь я чуть проворнее, эта система была бы дебютом Peugeot 107 на страницах «АЗ». Увидев обложку апрельского номера 2013 года, поначалу даже огорчился...

Ненадолго, правда. Прочёл, сравнил, убедился: у меня многое, если не всё, сделано по-другому и право на существование имеет не меньшее (как минимум). А если учесть, что малыш уже успел заработать звание вице-чемпиона страны... Но я начну с того, с чего и думал начать — с самого начала. Музыкой болею с того момента, как впервые услышал пластинку битлов «Hard Day`s Night», года эдак в четыре. В более или менее сознательном возрасте меня начало тянуть на гитары, комбики, микшерные пульты и прочую рэковую обработку — так я серьёзно увлёкся звуком. Следствием стала своя рок-группа, домашняя звукозапись, потом работа на project-студии в Челябинске, а также на концертах в качестве звукорежиссёра FOH и мониторных линий. Даже успел поработать (помощником звукорежиссёра, правда) на концерте легенды мировой рок-сцены — Ronnie James Dio. А потом я получил водительское удостоверение, и звук стал, в том числе, и «авто»...

Так получилось, что в моей машине до сих пор стоит «штатка». Уже очень скоро это будет исправлено, но чтобы (решиться) начать проект, на который я возлагаю большие надежды, пришлось потренироваться. Следуя советам из фильма (не говорите, что не смотрели), для тренировок была взята кошка. Точнее, львёнок — Peugeot 107. Концепция системы продиктована размерами автомобиля: маленькой машине — маленькие компоненты. Есть, правда, компонент, этой концепции противоречащий, но о нём — когда придёт время. С акустикой всё прошло более или менее гладко: прослушав ряд претендентов, я выбрал комплект из мидбасов Morel Supremo минимального калибра (5дюймов), твитеров Morel Supremo Piccolo (немаленькие сами по себе, но значительно меньше, чем просто Supremo) и самого миниатюрного сабвуфера из серии Ultimo — SW8. Дальше началась чехарда. Подбор усилителей занял значительное время, было пересмотрено просто невообразимое количество вариантов. Не знаю, сколько бы это продолжалось, но закончилось весьма неожиданно. Мне позвонил «малоизвестный» Александр Лысенко и сказал буквально следующее: «Продаётся Phoenix Gold Roadster 66, бери в «Пежо»!» На все мои возражения в духе «он же чуть ли не метр в длину, куда его ставить?!» был выдвинут бронебойный аргумент: «Бери, не пожалеешь. Придумаешь что-нибудь...» Ну что ж, концепция концепцией, но такими советами не разбрасываются. Взял. Не пожалел. Придумал. Но и об этом позже, а то усилитель норовит влезть без очереди, злоупотребляя габаритами и массой. Сейчас очередь головного устройства. Со связкой ГУ + процессор вопросов не возникло совсем. На роль «головы» — Alpine DVA-9861Ri, на роль процессора — Alpine PXA-H800, сигнал по оптике. Думаю, здесь я никого не удивил.

Итак, начались первые тренировки: надо было всё это как-то поставить. Пока шёл мыслительный процесс, руки были заняты проклейкой автомобиля материалами StP — львёнок в стоке оказался уж больно шумным. К тому моменту, как работа по шумовиброизоляции закончилась, уже было принято решение о размещении компонентов: усилитель с процессором — в багажник, твитеры — в уголки зеркал, мидбасы — в торпедо, сабвуфер — куда-нибудь вперёд (на тот момент точнее было сказать ещё невозможно).

Решил начать с самого весёлого — установки мидбасов в приборную панель. Сперва было действительно страшно: с таким типом установки работать не приходилось ни разу, но в мудрости «глаза боятся — руки делают» сомневаются лишь те, кто лишён рук. Первое, что было сделано (чтобы не было дороги назад) — подиумы. Без них в этом случае обойтись нельзя: Supremo (пусть и пятидюймовые) имеют немалую посадочную глубину, и даже после тотальной «расчистки территории» под панелью путём переноса штатных блоков реле мидбасы никак не хотели притягиваться к панели. В результате работ с фанерой и шпатлёвкой со стекловолокном получились две чёрные «лепёшки», перекликающиеся формами с центральным воздуховодом. Для надёжности крепления каждый подиум притянут к панели восемью болтами. Но это, как говорится, цветочки. Ягодки в том, что израильские мидбасы рассчитаны на работу в оформлении ЗЯ или ФИ. И никак иначе, если, конечно, требуется раскрыть весь их потенциал. Погоняв параметры динамиков в Speakershop, рассчитал оптимальный объём закрытого ящика — 10 л. В таком оформлении программа обещала, что мидбасы будут свободно играть до 75 Гц, что давало возможность без проблем состыковать их с сабвуфером. И всё бы ничего, но ведь мы имеем дело с малюткой Peugeot 107. Как выкроить под панелью два объёма по 10 л? Было решено сделать ящики максимально возможного объёма по месту. Было не по себе — если объём будет больше нужного, убрать лишнее пеноплексом не составит труда, а вот если окажется меньшим, придётся что-то придумывать. Но времени на страх не было, поэтому, вооружившись стеклотканью и полиэфирной смолой, начал выклеивать днище будущего объёма. Обклеив всё под торпедой малярным скотчем, разложил с обеих сторон листы стеклоткани, прижав по форме ко всем имеющимся реле, печкам и прочим кронштейнам, и начал пропитку полиэфирной смолой. Верхнюю часть объёма выклеил, притянув стеклоткань к панели фанерными кольцами. Технология та же: распределяем, пропитываем. Тут стоит упомянуть один нюанс: ровно в том месте, где должны были располагаться мидбасы, внутри панели проходили воздуховоды. Чтобы установить динамики, не пожертвовав комфортом (летом на Урале достаточно жарко, а зимой — очень холодно), штатные воздуховоды были удалены хирургическим путем, а на их место установлены новые, из водопроводной гофры, с нужной «траекторией». Как говорится, и мидбасы сыты, и львята целы. Параллельно с переносом воздуховодов довольно хлипкий пластик панели был усилен наиболее эффективным материалом — STp Bimast Bomb, что исключило паразитные резонансы. Итак, верхняя и нижняя части объёмов были намечены. Установив панель на место, посредством жёсткого «StP Визомат МП» соединил верх и низ. Снова сняв панель, выклеил боковины — опять стеклоткань и полиэфирка. В результате получились два ящика весьма занятных форм, но пока весьма незанятной жёсткости. Для укрепления стенок была использована шпатлёвка со стекловолокном: после этого ящики стали такими жёсткими и прочными, что на них можно было прыгать. Хоть львёнку, хоть взрослому льву. В тот же вечер ящики уехали домой для измерения объёма. Тут никаких премудростей: поскольку ящики вышли полностью герметичными и влагостойкими, измерения производились при помощи воды. Первым был измерен ящик для правого мидбаса, он мне показался чуть более крупным. Когда в нём поместилось 9,7 л, я уже был готов бежать в магазин за шампанским, но удержался: стрелять пробкой было рано, пока оставался неизмеренным объём для левого мидбаса. Даже сложно описать мой восторг, когда в него поместилось... 9,7 л. То есть ровно столько же, сколько и в правый. Конечно, это чуть меньше «идеальных» 10 л, но, откровенно говоря, я ждал куда меньшего. Дальше всё по накатанной: намертво закрепив объёмы болтами к трубе распорки автомобиля и, опять же болтами, соединив кольцо объёма с подиумом, получил надёжное крепление акустической системы к кузову. Первая тренировка прошла успешно.

С твитерами проблем не возникло (на таких конструкциях успешно тренировались целые поколения): взяв за основу штатные пластиковые обшивки с уголков зеркал, после предварительного подбора направления излучения, из шпатлёвки со стекловолокном сделал подиум. После шкурения и окраски подиумы стали выглядеть, как заводские.

Когда акустическая часть была готова, пришло время установить процессор и усилитель. Для обеих «железок» выпилил из фанеры фальшпанели, которые после окраски разместились в багажнике: фальшпанель усилителя на спинке заднего сиденья, процессора — на левой боковине. Почему именно на левой? Потому что входы у Roadster 66 находятся слева, при таком расположении межблочные кабели получаются очень короткими (около 25 см каждый). Затем, закрепив на болты (для этого в фальшпанелях заблаговременно были вбиты закладные гайки) усилитель и процессор, начал работу по укладке проводов. Разумеется, гофра, лужение концов, термоусадка, цветовая маркировка, всё как подобает. Но и тут не обошлось без забав и тренировок. Провод питания усилителя имеет калибр 2AWG. Создатели автомобиля, скорее всего, даже не представляли, что кому-то может понадобиться тащить в салон такой кабель, поэтому в моторном щите подходящих отверстий не сделали (странно, да?), а жгуты штатной проводки позволяли протащить вместе с собой максимум «восьмёрку». Слышали про суровых челябинских парней? Вот именно... При помощи дрели, сверла «ёлочки» и чьей-то там мамы в моторном щите появились два новых отверстия, которые посредством специальных пластиковых изделий превратились в кабель-каналы. Разумеется, чтобы защитить металл от пагубного воздействия влаги и прочих нехороших вещей, края отверстий были обработаны антикором и герметизированы «фирменным» составом «Гамачуча» (битумный слой от вибропласта StP). Так вопрос питания усилителя был решён: от АКБ (кстати, уже не «родного» 37-го, а новенького 65-го, с повышенным пусковым током) были прокинуты два «ручья» DAXX калибром 2AWG — плюс и минус. Остальная коммутация выполнена посеребрёнными кабелями фирмы Wireworld — акустические Orbit 16\4 и межблочные Equinox 6. Тут тренировки не понадобились: прежний опыт показывал, что Morel очень любит серебро и, получив его, отлично раскрывается сверху.

Настал момент первого включения. Слезам счастья было суждено течь недолго, на дворе стоял май, и меньше чем через неделю машина должна была отстаивать честь команды Miass SQ Team на соревнованиях АМТ-Евразия в Оренбурге. Начались бессонные ночи с ноутбуком, контрольным микрофоном dbx и десятками дисков из домашней коллекции... Здесь я сделаю важную и нужную паузу и вернусь к вопросу о тренировках. Понастоящему, есть ещё один важный факт, о котором я пока умалчивал. Такой вот бесчувственный и неделикатный... Главным пользователем машины и её законным владельцем является моя жена (по гороскопу — Лев, кстати). Мало того, что она согласилась отдать авто «под нож» — она решилась сама выступать на ней на соревнованиях. А значит — требовалась тренировка. Самая увлекательная во всём проекте: когда объясняешь жене, что «провод Ai-Net вместе с оптическим кабелем уложен в гофру и промаркирован синим цветом, уложен так, закреплен эдак, и всё это соответствует такому-то пункту Правил», а она тебя при этом раз — слушает, два — понимает, три — может потом это всё рассказать... Честно, в этом месте я сам себе завидую! Результатом тренировок стало то, что судьи разводили руками и говорили: «Вот это — настоящий спортсмен». Вообще-то, «спортсвуман», ну да ладно...

И настал момент истины. Первые соревнования. К этому моменту аудиосистема была уже подстроена (настроить её еще предстояло). Динамические характеристики просто валили с ног (я же обещал вернуться к Roadster 66 и обещаниям Лысенко) — было ощущение, что струны от трёх контрабасов лопнут и прилетят в лицо, а удары бас-бочки заставляли сердце биться в их ритме. Я не случайно упомянул бас-бочки. Часто бывает так, что барабанщики используют их две, чтобы было быстрее. Помоему, перед оглашением результатов мое сердце билось так, что и четырём бочкам не сыграть (Roadster научил, он и с таким справляется). Волнение было вознаграждено: серебро! А теперь — сюрприз в студию. Как мог успеть заметить внимательный читатель, сабвуфер был упомянут лишь в самом начале, где речь шла о проектировании системы. Всё правильно: машина на соревнования выехала без сабвуфера. Совсем. Только твитеры и пятидюймовые мидбасы. В таком составе системы «чашки» за вторые места, помимо Оренбурга, удалось привезти с этапов в Абзакове и Казани. Только тут подоспела «тяжелая артиллерия». Относительно тяжёлая...

Сабвуфер Morel Ultimo SW8 приехал ровно за неделю до проведения этапа АМТЕвразия в соседнем Казахстане. Повертев изделие в салоне и получив категорическое «нет» от владельца машины (и уже опытной спортсвуман) по поводу идеи «бардачок, давай, до свидания» (на самом деле логично — в машине и так некуда класть мелочёвку), решили поставить сабвуфер под сиденье пассажира. Изготовленный из фанеры ящик объёмом примерно 12 л закрепили при помощи стальных кронштейнов к штатным местам крепления сиденья. Однако ход диффузора малютки Ultimo достаточно велик, и были опасения, что подвес будет «врезаться» в нижнюю часть сиденья. Чтобы этого не допустить, изготовили проставки высотой 20 мм, поднявшие кресло на безопасную высоту. После пары дней прогрева нового динамика система была настроена, и машина поехала на этап АМТ-Евразия в Астану. Установка сабвуфера дала о себе знать — золото в классе «Любитель — Качество звука». Оставался последний рубеж — Финал России. По прогнозам погода обещала быть прохладной, поэтому настройка проводилась ночами, чтобы попасть в тот же температурный режим. Все болты были лишний раз протянуты, вся проводка проинспектирована, аккумулятор заряжен, пресет зарезервирован в ноутбуке. Результатом всех стараний стало звание вице-чемпиона России. С отставанием в 9 баллов от машины, взявшей Гран-при за лучший звук. На этом тренировки с львятами закончились. Остаётся выразить глубокую признательность людям, без которых этот проект так и остался бы проектом. Итак, спасибо: Александру Эпштейну, Александру Лысенко, Максиму Воробьеву, Артему Стадникову! И отдельная благодарность вице-чемпиону России в классе «Любитель» по версии АМТ-Евразия — моей жене и настоящей спортсвуман Александре Романовой!

Вместо эпилога: Поскольку тренировки прошли успешно, на очереди моя Honda Civic 5d, поэтому, думаю, еще встретимся. Скучно не будет, обещаю...

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine DVA-9861Ri
  • Процессор: Alpine PXA-H800
  • Усилитель: Phoenix Gold Roadster 66 Limited Edition
  • Акустика: Morel Supremo SW5, Supremo Piccolo
  • Сабвуферы: Morel Ultimo SW8
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»