Коготок увяз — всей дикой кошке пропасть. Бразильская народная мудрость По научной классификации ягуар — это кошка. Даже не кот, а именно кошка. А у кошек (да и котов тоже) бывают свои кошачьи недуги. Надо только иметь на примете хорошего ветеринара... Новый Jaguar XF после прошлогоднего рестайлинга — машина неоднозначная. Вместе с наследственными благородными обводами и мощным двигателем автомобиль получил в приданое довольно шумный салон. Собственно, для устранения этого недостатка ягуар и подкрался к воротам ветклиники Accent-Audio. И голос, как показалось хозяину зверя, у него какой-то странный. Может, подлечить надо? Оказалось — таблетками тут не обойтись, лечить надо всерьёз. В ходе рестайлинга автомобиля аудиосистема была «улучшена» знахарями-маркетологами до крайней, хронической стадии. В понимании маркетологов — чем больше динамиков, тем лучше. Каких и куда — уже не важно. В результате при прослушивании тестовых записей обнаружились даже не дефекты звучания, а его частичные пропажи — куда-то исчез рояль, например... Ну, может, не совсем исчез, но то, что осталось — это не рояль. Многие инструменты изменили размеры и тембр. Массовое внезапное ухудшение слуха исключалось, исцелять хищника решили современными радикальными средствами. Подумывали о пересадке сердца (в смысле головного устройства), но решили оставить штатное. Оно интегрировано в систему настолько фундаментально, что замену могло оправдать лишь низкое качество источника, что, к счастью, не так. Вот в отношении акустики это, к несчастью, так. Однако расположение динамиков пришлось принять как данность — любое вмешательство в благородный интерьер было бы кощунством. И вообще, вся установка должна была быть максимально скрытной — полный «стелс», если угодно. Если не угодно — чтобы не попортить шкуру ценного зверя. Единственным предметом, который не удалось в полной мере убрать с глаз долой, стал сабвуфер — но его сделали максимально компактным. Закрытый (а как же иначе) корпус объёмом всего 15 л нежно обнимает арку правого заднего колеса. Фасонная задняя и боковые поверхности выклеены по новой «мозаичной» технологии из стеклоткани с вкраплениями кусочков фанеры. Новое слово в технологии сабостроения, между прочим. Будь это в рамках госпрограммы и за бюджетные деньги, назвали бы «инновационным нанофрактальным биокомпозитом». Малый бизнес в отношении терминологии менее креативен, потому что незачем. В инновационном корпусе установлена сабвуферная головка EOS AA-WB10, разработанная для компактных оформлений. Не ищите данные на неё в каталогах — головка выпускается по спецзаказу исключительно для Accent-Audio (буковки «AA» в названии об этом и говорят). Количество, формат и расположение динамиков фронтальной системы были заданы конструкцией двери, к счастью — весьма удачно. Неудачными были лишь динамики. Оказывается, загубить звучание трёхполосной акустики легче, чем двухполосной… «Родная» конструкция включала в себя мидбас примерно посередине высоты двери, среднечастотник в верхней части и пищалку в треугольнике зеркала. Посадочные места под новые динамики облагородили и укрепили фанерными кольцами фирменного оранжевого цвета. Это в студии стало традицией на грани суеверия. Не покрасишь в оранжевый, а оно возьмёт и не заиграет, кому охота рисковать? Двери основательно вибродемпфировали и шумоизолировали. Набор динамиков сложился интересный, не подчиняющийся примитивной логике: пищалка EOS PL-XT, малогабаритный диффузорный среднечастотник Eton 3-401/A4/25MG и мидбас с именем, которое невозможно запомнить, его надо записывать — Lotus by SEAS Performance PW 165/1 L0018-04S. Впрочем, две закономерности прослеживаются: все динамики высококачественные, при разумной стоимости, повадки всех в студии хорошо изучили. Тыловые динамики не трогали, они по-прежнему подключены к головному устройству, но в нормальном режиме работы системы не используются, потому и на схеме не показаны. Два четырёхканальных усилителя EOS AE-4100LE (опять же стоимости далеко не заоблачной) подвешены под задней полкой встык и «сливаются с местностью». Всё-таки у седана помимо компоновочных минусов есть и плюсы. Один усилитель работает с пищалками и среднечастотниками, формате «2 + 1»: мидбасы в отдельных каналах и сабвуфер в мостовом включении. Элегантно, и при этом полностью устранена возможность интермодуляции. Влияние сабвуфера на мидбас (буде оно возникнет) не распространится на зону средних частот — там действует уже другой усилитель. Звуковой сигнал сняли с выходов высокого уровня. Организовывать линейные выходы не стали — по опыту студии качество звучания современных штатных «голов» (в отличие от систем прошлых лет) от этого уже не выигрывает, поэтому овчинка не стоит выделки. Сигнал высокого уровня от штатного ГУ поступает в процессор Alpine PXA-H800, который занимается тем, ради чего и был создан — сборкой и обратной коррекцией сигнала. А потом — разделением на полосы частот и временной коррекцией. В общем, «собрать и поделить». Процессор установлен в левом крыле под боковиной и виден только на рабочих фотографиях. Более заметен управляющий им пульт Alpine RUX-C800, но и то — лишь при открытом багажнике. По обоюдному согласию заключили, что, когда система нормально настроена, крутить процессор на регулярной основе бесполезно, а ещё чаще — вредно. Поэтому пульт установлен на левой облицовке багажника, в глаза не бросается, зуд в руках не провоцирует. Когда хищник покидал студию, шаги его (в салоне) были уже совсем не слышны, а голос улучшился до неузнаваемости. И ценный мех никак не пострадал... Прослушивание меня впечатлило сильнее обычного. Не ожидал такого мягкого и приятного звучания от системы со штатным источником. Значит, можно и так. Бас не самый глубокий, но убедительный и музыкальный. Остальной диапазон отыгран на редкость гладко, несмотря на навязанную автостроителями (и не бесспорную) компоновку акустической системы. Тональный баланс выстроен отлично, особенно это относится к средним частотам. Детальность звучания очень хорошая, причём и пики громкости не ставят систему перед выбором «пропеть или прохрипеть». Есть панч, и очень выразительный, а что особенно покорило — необыкновенное ощущение воздуха и пространства на хороших записях. Сцена получилась отличной: высокой, стабильной, с неплохой фокусировкой. Понятно, что без задержек добиться такого результата было бы невозможно — особенно при таком расположении динамиков. Ход АЧХ на самых низких частотах наводит на мысль, что 15 л для этой головки всё же маловато. Хотя особенно жаловаться грех: сабвуфер доигрывает до 30 — 35 Гц, когда так играет домашняя, дорогая и большая напольная акустика — все хлопают в ладоши от счастья. Выше 100 Гц (а это уже давно зона ответственности фронтальных басовиков) АЧХ идёт ровно и спокойно, провалы на 400 Гц и 1,5 кГц именно потому и заметны, что на фоне ровной АЧХ. Они при этом не излишне глубоки и для слуха оказываются скрыты. На верхних частотах характеристика у системы редкая: безукоризненно гладкая и явно заходящая в область ультразвука без малейшего спада отдачи, даже немного наоборот. Вот они где, «воздух и пространство». |
Источник: Журнал «Автозвук»