Версии. Ford Transit Connect

Один из мастеров, принимавших участие в доводке очередного компонента системы, как-то, открыв заднюю дверь, обронил: «Да это же лаборатория!» Ну да, всё правильно...

Эта история для интересующихся, во что с музыкальной и не только точек зрения может превратиться простой развозной фургон. Расписывать во всех подробностях эволюцию лаборатории не стану, страниц не хватит, но и основные этапы займут немало. Материально всё началось с фанерного щита, исполнявшего роль столешницы на рыбалке, старенького «сабокомплекта» из 150-ваттного усилителя Fast & Furious и 10-дюймового сабвуфера Oris. Комплект, пылившийся на полке, давно просился на сцену, а фанера 150 х 150 см и на полке не помещалась. Моральной составляющей стали любовь к музыке в машине и желание благоустроить фургончик. Сначала в концепции облагораживания авто доминировала идеология экспресс-спальника для мобильного туризма с медиавозможностями. Имеющаяся звуковая составляющая идеи быстро проявила несостоятельность в 5 кубах объёма фургончика, что породило стимуляцию «аудибулярного» аппарата. В то же время отсутствие нервных соседей развязывало руки в отношении домашнего мини-кинотеатра. На роль озвучки для кинотеатра был выбран самый мощный и крупный из группы ширпотреба на тот момент комплект Microlab H500. По сути, это акустическая система 5.1 в корпусах из МДФ, отделанных шпоном под орех. 8-дюймовый саб с фазоинвертором и пять двухполосных колонок со встроенными фильтрами. Экран — скромный 8-дюймовый Prology на месте под штатный двухдиновый аппарат. В тыловую поддержку низов пошёл старина «Орис». Источником звука являлся бытовой CD/DVD-проигрыватель BBK, выбранный за дисковую всеядность и наличие функции регулирования временных задержек в 6 каналах. Расположение следующее: пара фронтальных колонок высоко над головами передних седоков, пара тыловых — на боковых задних панелях на уровне средней линии кузова. Центральный канал был подвешен на левой задней (распашной) двери по центру салона. Саб на полу за спинкой водительского сиденья, намертво закреплённый к переборке между передней и грузовой частями авто. Хотя грузовой она уже давно не была. Несмотря на скепсис некоторых, система работала неплохо. И даже производила впечатление на редких посетителей этого мобильного видеосалона. Хватило на год. Не давал покоя сопутствующий недостаток такой концепции — отсутствие звука впереди. Как раз там, где он необходим во время движения. 13-сантиметровые коаксиальные Hertz на единственных штатных местах радости особенно не добавили, а претензии на маломальское качество звучания забрали окончательно. Как говорят в Ростове — «балалайка». Стало ясно, что ни дёшево, ни сердито, любимый «Раммштайн» играть не будет никогда. Версия 1.0 изжила себя. Начался первый этап разработки версии 1.1 — позиционирование компонентов в салоне. Изначально очень не хотелось резать двери, тем более что их конструкция не позволяла инсталляцию динамиков диаметром более 13 см в штатные места. Перенос по плоскости был так же невозможен из-за конструкции обивки. Это и дало идею размещения среднечастотников на панели приборов. Благодаря наличию готовых к употреблению корпусных фазоинверторных ящиков со средне- и высокочастотными головками Н500, определилась их наиболее выгодная локация с точки зрения построения звуковой сцены. Победил вариант расположения в вертикальной плоскости с обращением оси излучения головки на ближнего слушателя (т.е. левый динамик на водителя, а правый — на пассажира). При поиске сырья для изготовления корпуса выбор пал на элемент из набора фановых труб — 20-сантиметровый переходник диаметром 120 мм с 40-миллиметровым аппендиксом, ось которого на 45 градусов отведена от оси основной трубы.

Немного фантазии — и появляются корпуса для «серединок». Потребовалось много примерок для подгонки труб к накладкам передних стоек. Аппендикс, как видно на рисунке, успешно подошёл на роль корпуса для фазоинверторного порта нужных параметров. Донорами расчёта объема оформления явились корпуса от «Микролабов». Сами 6-омные головки и порты были изъяты оттуда же. «Родной» кроссовер аккуратно имплантирован в корпус нового акустического оформления. Из фанеры выпилены блины, закрывшие торцы труб. Кожзам вырезан по выкройке, сшит и натянут, как чулок на трубу, с посадкой на клей «Момент». Корпус плотно притянут к пластиковым накладкам благодаря фанерным опорным кольцам динамиков. Задняя стенка из фанеры. Стыки герметизированы силиконовым герметиком того же серого цвета. Шёлковые высокочастотники были изъяты из тех же «Микролабов», предполагалось расположить их выше на передних стойках. Ось излучения направлена на седока уже по диагонали. Средне- и высокочастотное хозяйство запитывалось от штатного 6-канального усилителя, расположенного в корпусе сабвуфера системы 5.1. Пришло время выбора головного устройства уже автомобильного назначения. Им стал Pioneer 5040 UB. Первые тесты фронта показали удачное расположение компонентов. Концепция заработала право на будущую замену «времянок» уже автокомпонентами. Параллельно вылезало на поверхность отсутствие мидбасового диапазона. Надежда заместить его 10-дюймовым «Орисом» таяла на глазах. Вновь взгляд падал на двери, но глаза боялись, руки открещивались, мозг сопротивлялся гораздо позже осознанным аксиомам автозвука. В таком напряжении сформировалась альтернатива — подвесная тыловая полка для мидбаса. Полка расположилась под крышей фургона, за головой водителя, на расстоянии 50 — 60 см. Рецептура известна. Клей, фанера, ковролин, резина для огородных нужд из «Леруа Мерлен» и после первого «неуда» за слабый уровень звука — немного фазика. Динамики для тестов были взяты из давно погибшего музыкального центра Sony и приводились от 150-ваттного F&F, ампутированного у «Ориса». «Орис», в свою очередь, разжился новеньким Power Acоustic, выдававшим мостом 350 Вт RMS. В таком виде прорисовалась трёхполосная система с 2,5-канальным усилением впереди салона и оставшиеся позади остатки акустической системы 5.1. Левый, правый, центральный каналы и сабвуфер. «Котопёс», одним словом, в версии 1.2. На природе открытая на 180 градусов задняя дверь, не стесняясь, вещала для отдыхающих. Идея полки прекрасно прижилась, теперь требовалось оснастить полученную конструкцию нормальными компонентами, доведя её до версии 1.3.

Единственный специализированный в Ростове, но уже знакомый магазин автозвука отгрузил мне следующий перечень. На мидрейнж в передние стойки пошли Hertz HV100, 16-сантиметровые Rainbow заселялись в подвесную полку. Даже в теории старина «Орис» должен был раствориться в этом многоголосии, за что и был уволен из военного оркестра в запас. Ему на смену пришёл двухобмоточный (2 по 4 Ом) 12-дюймовый «Урал» в штатном 38-литровом корпусе. Позже «Урал» был поощрён решёткой от DLS и поселился в квартире за задним складным креслом. Следует отметить, что тяга к «Герцам» появилась неспроста. Предлагаемые компоненты различных брендов прослушивались на стендах перед покупкой. Естественно, сравнение проводилось внутри одного ценового коридора. В итоге герцы мне нравились больше конкурентов. А Rainbow, судя по всему, были остатками какого-то комплекта и потому сливались в 2,5 раза дешевле желаемых «Герцов». Когда жильцы заселились по месту прописки и впервые попытались запеть, разброд в коммуналке достиг апогея. Медведь ступил на ухо крепко. Часами уравновешивалось неуравновешиваемое, настраивалось и перенастраивалось вновь. Задняя полка получала разную настройку порта, включалась в режим сабвуфера, что позволяет меню «Пионера», дооснащалась второй парой динамиков, меняла объём при помощи «Макрофлекса». После ампутации второй пары вследствие нехватки объёма конфигурация акустического оформления завершилась. Двери потребовалось вскрыть на предмет изучения конструкции и осознания тяжёлых перспектив раскроя. По случаю состоялась шумоизоляция внешних дверных панелей. Внутренняя поверхность фургона, которая к данному моменту ещё не использовалась под жилые нужды, была также оклеена шумотеплоизоляцией. Все остальные плоскости использовались для крепления кофров и шкафчиков. Весь левый борт отдал раскладной кровати, двойные створки которой образуют в закрытом состоянии крышки бельевого отсека, а в открытом — стол. Версия 1.3 пошла в обкатку. Поездка в Питер — на круг около 6000 км. Музыка прослушивалась разношёрстная — рок, попса, диско. Но затачивалось-то всё под «Раммштайн». А он по-прежнему не играл при выходе за 70% громкости. Отчётливо присутствовал «недобой» баса от 30 до 60 Гц, искажения в диапазоне 90 — 130 («на глаз») герц на высокой громкости требовали принятия мер, но в целом звучание системы превосходило то, чем наделяют производители свои авто с рождения. Я о системах чуть выше среднего уровня. Стало ясно: малобюджетность неприменима к существующим постоянно возрастающим потребностям. Необходимо увеличение энерговооружённости минимум на порядок, а это, если помните, дополнительный ноль. Без дверей мидбаса не видать, без «пятнашки» печёнке не роптать. Версию 1.4. под нож хирурга удалось пустить на майские праздники 2011 года. Подзвучка в дверях на коаксиалах Hertz ECX130, запитанных от высокоуровневых выходов магнитолы, уступила место «мидбасикам» Hertz HV130, призванным поправить дистрофию в диапазоне 90 — 130 Гц. 13-сантиметровые вуферы оказались ненамного убедительнее родственниковкоаксиалов и, отработав 15 минут, в девственном состоянии были с доплатой заменены одноимёнными 16-сантиметровыми головками HV160L. Опять «Герц», теперь уже из соображений лучшей состыковки с прижившимися серединками HV100, великолепно показавшими себя на месте «Микролабов». Середина была единственным сильным звеном, имевшим, как выяснилось позже, очень серьёзный запас. Обивку передних дверей пришлось пустить в «распил». Переделаны и состыкованы со штатной обивкой подиумы для тазиковской «Приоры». Длину пришлось сократить путём удаления средней части, а роль прослойки выполнила монтажная пена. Объёмы внутреннего пространства дверей скушали по три листа StP каждая. Стёкла более не открывались, так как вращению ручек стеклоподъёмников теперь препятствовали подиумы. Окна на Юге нужны, но только из соображений безопасности, а так всегда либо печка, либо кондиционер. Спасибо китайскому комплекту, проблема подъёма/опускания стёкол решилась. Обработанная пена скрылась за карпетом, дверная обивка приняла относительно цивилизованный вид.

Появился нормальный мидбас, чему значительно способствовала тыловая полка с двумя 16-сантиметровыми «Радугами». Таким образом непреднамеренно была реализована схема сдвоенного мидбаса с «разведённой локацией», что, возможно, нивелировало разницу в характеристиках разных головок. Вся силовая проводка питания, приходящая на «Главный Распределительный Щиток», подлежала переделке. Изначально дополнительно установленный и рассчитанный на бытовые нужды 190-амперный аккумулятор, подвешенный в специальном кофре на днище фургона между бензобаком и задней балкой, теперь стал играть роль дополнительной АКБ. Подзарядка — от штатного 110-амперного генератора и/или от дополнительного ЗУ в ГРЩ. Все силовые кабели сечением 25 квадратов выбирались, как казалось, с запасом. Далее 1-фарадная буферная ёмкость DLS. И наконец, победитель конкурса «лучшее соотношение цена/мощность» — импульсный моноблок Lighting Audio LA3000MD. Тоже казалось, что с запасом. Далее — снова к товарищам на «Алмаз», на кастинг сабиков. Спасибо им, спрос удовлетворили с седьмой попытки, а выбор пал на Hertz ES380. Пробовали многое именитое, но глубина, напор и уровень выделялись именно у «Герца». Также не исключаю, что он лучше других смог стыковаться с братьями по крови. На закуску в «бывшие» фазоинверторные трубы среднего звена чётко встали высокочастотники. Естественно, Hertz HT 25. В таком окружении чужеродные тела уже не рассматривались.

Произошёл очередной круговорот усилителей в поисках оптимума. В итоге фронт получил полную поканалку. Миды и высокочастотники запитались от четырёхканального Blaupunkt GTA 500 с фильтрацией внешним активным кроссовером Ivolga. Медведь с уха встал и предпочёл удалиться, получая вслед лёгкие пинки из щелевого фазоинвертора нового ящика. Временно наблюдался тональный баланс, хотя места в квартирке с 3,5 куба багажного отсека теперь оставалось совсем мало. И всё бы хорошо, да вот отставание саба по фазе было катастрофичным, особенно на повышенной громкости. Ни конденсатор, ни плавный фазовращатель не спасали. Отсутствие возможности в головном устройстве изменять временные задержки заставило от фазика отказаться. Ящик вернулся первоначальный на 52 л. Да и не беда. Зато появился проход вдоль правого борта. Такова была версия 1.5. Нормальный человек на этом месте должен был поставить точку, но таких в этой рубрике почти не бывает. Фразы «Ну вот усилок заменю, и всё» или «Последний раз поднастрою» вызывали у заинтересованной части друзей дружелюбный смех и только. Never say never. У женской половины аудитории первоначальное одобрение устремлённости сменялось ревностью и претензиями. И снова удовлетворение не пришло, звука не хватало. Требовалось получить синергию качества звучания и звукового давления. Версия 1.6. Летом 2011 стало ясно: системе необходим процессор, и строиться она должна, опираясь на возможности мидбаса — звена, оказывающегося всегда самым сложным. Установка сдвоенных идентичных 16-х головок в дверь не представлялась возможной из-за конфигурации уже имевшихся подиумов, поэтому трёхполоску пришлось форсировать. Для пробы пера я выбрал DLS 823. Повзрослевший бас окутывал передних седоков, но верхний эшелон расстраивал. Избыток шипящих и неудачи с фильтрацией верха обратили меня в новый поиск. А выбор «двадцаток»-то невелик. Первым претендентом стал очередной родственник. В трёхполоску попросился Hertz SV200L, там окопался и остался. На роль усилителя PA уже не подходил по мощности, а плохая черта характера входить в монорежим при включении фильтра низких частот предопределила его вылет из ансамбля. Исходя из документации, каждый «Герц» требовал по 250 Вт RMS. Начал с малого, DLS MA23 дул по 130 Вт на канал, придавая мягкость звучанию. «Двадцатки», конечно, заметно переигрывали «шестнадцатые». Побочный эффект — сильно возросший объём воздушных масс, перемещаемых внутри двери. Гуляющий диффузор приводил к выбросу воздуха сквозь все возможные щели, в т.ч. механизмы замка, замочную скважину, торцы уплотнителей стекла, и принуждал дребезжать в истерии дверные ручки. Двери были основательно доработаны, включая дополнительную оклейку StP, блокирование полостей с механизмами 60-миллиметровым плотным поролоном и установку эспандеров в дополнение к штатным пружинам внешних дверных ручек. Двери стали закрываться породисто и глухо, как у пресловутого «шестисотого» (W140) с его пневматическими доводчиками. Головное устройство многократно перемещалось с места на место, в штатном ему не жилось, так как там сначала был установлен телевизор, а позже поселилось многофункциональное китайское устройство с сенсорным дисплеем. Решение резать штатное торпедо приходило долго и больно. На месте кармана для документов был построен отдельный коттедж с пластиковой крышей и алюминиевым навесом. Стеночки выполнялись из полиэфирной шпатлёвки. Место удачное: зимой быстрый прогрев от воздуховодов печки, пролегающих под корпусом магнитолы, а летом — прохлада от кондиционера. Вопрос апгрейда головного устройства решился сам собой, правда вновь за мои деньги. Короткое замыкание на корпус по неаккуратности, и «голова с плеч». Очередная командировка в Питер, и продавец магазина МВО на Салова окончательно развеял мои сомнения выбора между Pioneer 99 RS II или Alpine 117Ri в пользу Alpine: «Алпайн» это «Алпайн», в поканалке он может всё, и равных ему нет», — примерно такая фраза в присутствии директора/администратора заставила мою руку потянуться к бумажнику. «Хотите гарантию — велкам к нашим установщикам». Итог: Через 2 часа в то же (нештатное) место был криво установлен 117-й. Криво — в прямом смысле. Ещё через час силами уже троих установщиков из настроек было извлечено подобие пропавшего «пионерьего» баса. Мои мучения продолжались около 3000 км. Абсолютно синтетический звук эмпирическим путём с трудом был доведён до слабоприемлемого. Возможности процессора не решили проблему запаздывания баса. Вводимое расстояние до динамика влияло только на уровень громкости саба. Фазовращатель усилителя как вместе, так и по отдельности с процессором не помогали. Возможно, мне не дались его таланты либо вся моя схемотехника его не устраивала, но я разочаровался и в 117-м, и в продавце, который оказался некомпетентен в своем деле, не рассказав об ограниченных возможностях использования шестиканальных аппаратов в трёхполоске с сабом (это касается и 88-го «Пионера»). В результате имплант (хорошо на импринт ещё не раскошелился) в сопровождении 2000 рублей был обменян в Ростове на новенький 88-й «Пионер». Всё встало на свои места и заиграло. Причём принципиальной разницы в звучании 5040-го и 88-го не обнаруживалось. Могу предположить, что уровень акустики не позволял выявить разницу. Выбор настроек 88-го, конечно, богат, но, к сожалению, за эти деньги — только шесть каналов, что было мне уже известно после аборта «Алпайна». Процессор 88-го помог убрать задержки баса, съел все резервы системы и дал понять, что присутствуют ошибки исполнения в целом. Опоре дверных двадцаток не хватает жёсткости. Доведение уровня полосы эквалайзера 125 Гц до уровня прочих полос вводит диффузоры в хаос. Саб, уже и ранее находившийся на грани, опять испустил дымок, не сумев переварить очередной подарок усилка, к надёжности которого тоже появились вопросы. На излёте карьеры, снизив уровень «недоигрывающих» полос спектра, версию 1.6 удалось наконец сбалансировать. Слегка помогла попытка фейслифтинга в виде установки прозябающих в шкафу 16-х «Герцов». Но 1.6 уже утратила актуальность, так как вновь не удовлетворяла растущие амбиции. Зима и весна ушли на отдых. Решено было всё переделать и выйти на версию 2.0. Обшивка передних дверей полностью переделана. Подготовлены 10-литровые камеры с жёсткими подиумами из 14-миллиметровой фанеры для установки сдвоенных «двадцаток». Камера позволяет образовать единый объём, сообщающийся с объёмом двери. Литров сорок в сумме. Камера монтируется на каркас двери саморезами, стык плоскостей уплотняется мелкопористым поролоном. Периферию камеры закрывает остаток заводской обивки, обтянутой кожзамом. Верхние решётки оберегают головки от варварских коленок, особенно пассажирских, которые теперь не в силах подчиняться мозгу хозяев. Нижние грили (штатные для сабов), подошли к мидбасу после умелой работы со сверлом. Сами динамики переделаны ростовским мастером Сергеем Гранкиным. Теперь амплитуда качания диффузоров не ограничена помехой, которую раньше создавала неудачная конструкция подводящих кабелей. Параллельное подключение обеспечивает нагрузку 2 Ом для двухканального Mac Audio Fearless 2100D и позволяет ему отдавать (по паспорту) 375 Вт на канал. Усилителю приходилось поначалу очень нелегко. Бедолага грелся почти до 70 градусов и уходил в нокдаун по защите. Пришлось применить искусственное дыхание из трёх вентиляторов. Забегая вперёд, скажу, что теперь язык не поворачивается назвать запуск всей системы «включением магнитолы». Запуск происходит в несколько этапов, определяемых временем реакции того или иного звена. Остаётся сделать привод вентиляторов релейным, для снятия наводок с акустических цепей в первые секунды работы электромоторов. Тыловая полка держит 16-е «Герцы», запитанные от DLS MA23, исполняющие роль подзвучки, для придания звучанию квадроэффекта. Все шесть мидбасов порезаны сверху своими усилителями на 400 Гц с наклоном 12 дБ/окт., а внизу — процессором «головы» на 50 Гц. Тюнинг головок позволил снизить частоту сопряжения с сабом с 80 до 50 Гц. 16-е «Герцы» дополнительно подрезаны внизу внешним активным старичком «Иволгой». Так как «Пионер» шестиканальный, от полосы MID запитаны 6 мидбасов и «серединки». «Серединки» HV100 снизу режутся той же «Иволгой», а сверху — процессором «головы». Великолепные, должен заметить, головки, к ним — ни одной претензии. Выставленные опытным путём задержки левого и правого MID каналов применяются к восьми головкам и свободно позволяют держать сцену шириной примерно метр на уровне шеи с центром строго промеж глаз. Правый пассажир, к сожалению, кайфа полной целостности сцены лишён, там она начинает разваливаться. Но кроме меня этого никто не знает. Верхи прежние, Hertz HT25. А теперь самое ударное орудие — низкочастотное звено. Уже не отходя от традиции, это Hertz SX380D. Написано, что в продолжительной работе не погибнет от целого киловатта, хотя столько пока нет. До него была попытка поставить на вахту HX с двумя обмотками по 4 Ом, но не прижилось. На 8 Ом слишком падала мощность, а на 2-х в параллельном соединении он превращался в «бумбокс». Акустическое оформление является базой для крепления универсального стола/кровати шириной 75 см и длиной 190 см. Объём 107 л с фазоинвертором плавно эволюционировал в 57 л, приняв плотный балласт из неизвестного строительного материала. Принудительное похудание вызвано естественной утратой жёсткости подвеса. Всему виной порт, допускающий свободное болтание подвижной системы без тисков воздушного упора. В наказание дымоход (а дымил он не раз и не два) закрыли крышкой. В случае «угрозы извне» раструб можно приоткрыть. Конечно, эта операция снизила акустическое усиление, но нет худа без добра. Для восстановления тонального баланса (а мидбас-то разгулялся не на шутку), а также для принудительного извлечения из новенького DLS MAD 15 обещанных 900 Вт потребовалась нагрузка в 2 Ом. SX380D имеет две обмотки по 2 Ом. Запускать полсаба за всю стоимость — бред. Выходом явилось приобретение родного брата, что в параллельном соединении дало необходимые 2 Ом. Итак, добром явилось получение свободных 450 Вт и дополнительного излучателя, что с лихвой покрыло потерю фазоинверторного усиления. Прокормить эти два желудка теперь можно только на ходу, при частоте вращения коленвала ниже 1500 — 1700 об/мин 110-амперного генератора не хватает. Питание всей системы — через настоящий медный кабель сечением 63 квадрата от генератора и двух АКБ по 90 Ач каждая. АКБ производства «Катерпиллер» допускают издевательства многократными циклами глубокого разряда. В Штатах все фуры на подобных катаются. Представляете, наверное, что такое американский седельный тягач и какие аппетиты у квартиры в кабине? Резюме: достигнута основная цель, есть качество при высокой громкости и есть давление. При правильной музыке в немецком исполнении изображение как в зеркалах заднего вида, так и в ветровом стекле может слегка «прыгать». Есть и мультимедиа, но это уже другая история. В квартирке можно переночевать при необходимости, благо 22-дюймовый телевизор, автономная печка и кровать присутствуют. При наличии внешнего источника 220 В, обеспечена зарядка обеих АКБ с ограничением по току 5А. При отсутствии внешнего источника можно «усадить» оба АКБ, но потом через инвертор 220/12 В и зарядное устройство высосать остатки из одного и накачать им другой, необходимый для запуска двигателя, например, если автономный отопитель скушал все ампер-часы. Да и на природе очень актуально. Можно, конечно, и музыкой «блэк аут» устроить, но теперь это редкость. Прослушивание с заглушённым двигателем крайне не рекомендовано с такой нагрузкой. Два вопроса, которые волнуют многих: сколько это стоит и зачем это нужно. После первых потраченных 130 тысяч на компоненты я перестал вести жёсткий учёт. Нет времени сесть и пересчитать. Труд бесценен, а если точнее — как минимум в два раза выше стоимости компонентов. Соответственно, стоимость начинки выше остаточной стоимости носителя. Зачем — для того, что бы получить реализацию мечты и наслаждаться ею. Да и перед Линдеманном не стыдно, можно не только на его концерт сходить, но и к себе позвать...

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEH-P88RS2
  • Усилители: DLS MA23, MAD15, MacAudio Fearless 2100D, Power Acoustik 900.2, Blaupunkt 800.4
  • Акустика: Hertz HT25, HV100, HV165L, SV200L, DLS823
  • Сабвуферы: Hertz SX380D
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»