Все люди созданы равными... поэтому мы вынуждены признать неотвратимость нашего разделения... Приведённые в эпиграфе извлечения из интересного исторического документа за все четыре дня его обсуждения никаким изменениям не подверглись. Другие разделы редактировали основательно: одно вписывали, другое вычёркивали, автор черновика в запальчивости хотел тут же заодно и рабство отменить, да кто же ему даст... В общем, потом всё как-то сложилось, в годовщину окончания редакторских правок в США теперь фейерверки пускают. Хотя войнушка была, не без этого. За неотчуждаемые права освободившимся колониям помогали воевать французы и голландцы, немцы (некоторые) были на стороне бритишей, но чисто за деньги, по контракту. Россия заняла позицию вооружённого нейтралитета, это значит станем торговать с обеими сторонами, а кто попробует помешать — будет им на орехи. Государства Израиль тогда ещё не было, а государство Япония пока не догадывалось о существовании других. Таков был вкратце перечень компонентов, использованных в этом проекте, если кто не понял. В целом же проект, хоть в нём есть и независимость, и разделение, и дарованные всякому права, развивался куда более мирно. Центральная идея — сосуществование двух зон обслуживания и двух систем, их обслуживающих. Совершенно независимо. При этом концепция — несравнимо более демократическая, чем в периодически пробегающих по нашим страницам лимузинов и мобильных офисов, где пассажирам — 40 дюймов, 5.1 и 1080p, а водителю — магнитолку и два динамика, только чтобы не заснул. Здесь по-другому. Водителю — высочайшее качество звучания и никакого видео, потому что ему — зачем? А для задних пассажиров — аудио просто хорошее, зато с просмотром видео с максимально гибкой конфигурацией, для сохранения мира в регионе задних сидений. И чтобы никаких сложностей в управлении — всё должно быть предельно просто и понятно даже малым детям (составляющим, собственно, население этого региона). В такой постановке задачи от источника сигнала с двухзонным обслуживанием или нескольких источников с перекрёстной коммутацией сигналов решительно отказались. Идеальным решением здесь оказались две самостоятельные зоны — чисто звуковая передняя и мультимедийная задняя, каждая со своим набором компонентов и оптимальной архитектурой. Пусть живут в мире и согласии, но по своим законам. Источником звука фронтальной зоны явилась ставшая классической процессорная модель Pioneer DEXP99RS. Но и с ней в Accent Audio устроили нечто вроде декларации независимости. Чтобы центральная консоль приобрела эстетически совершенный вид, от карманчика в двухдиновом посадочном месте отказались, а сам аппарат разделили по высоте. Панель — вниз, «корму» с приводом — наверх. Остальное доработали по месту — где напильником, а где и суперсовременным инструментом. Разнесённая конструкция получила общую чёрную панель по форме посадочного отверстия, на руле поселили пульт ДУ. Но это вполне предсказуемая часть работы — хотя и трудная, требующая точности и аккуратности. Дальше предстояло решить вопрос с географией и народонаселением акустической системы. С географией всё оказалось просто: штатное расположение излучателей в основном сохранилось. А вот национальный состав (уже слегка анонсированный) оказался пёстрым, как на войне за независимость. Фронтальная акустика — германские мидбасы Eton Discovery D-160SQ и датские пищалки ScanSpeak Illuminator R3004/602000. Мидбасы через проставочные кольца фирменного оранжевого цвета установили в штатные места основательно задемпфированной двери, а пищалки расположились на стойках лобового стекла в каплевидных накладках. Фронтальная акустика, разумеется, работает с раздельным усилением: во первых, при таком её расположении временная коррекция перестаёт быть роскошью, а во-вторых, при столь разноплановых излучателях ни один готовый кроссовер, скорее всего, не подошёл бы, да и нет нужды (см. сказанное только что про временную коррекцию). Источников сигнала в задней зоне два — мультимедийные мониторы-проигрыватели в подголовниках передних сидений. Это — специальные модели для Hummer, вынимаем старый подголовник, ставим новый, подводим питание — и дело в шляпе. Здесь, правда, со шляпой поработали дополнительно — вывели линейные выходы для подачи сигнала на усилитель. Мониторы связаны между собой с нехитрой коммутацией, поэтому видеопрограммы можно смотреть независимо, по принципу «каждому своё» или подать сигнал от одного проигрывателя на оба монитора, определившись с форматом звукового сопровождения. Для него предусмотрены не только наушники — символ независимости, но и собственный усилительный тракт, на случай консенсуса. Качество звучания по проекту должно было стать пусть не идентичным, но сопоставимым с фронтом. В мультимедийной системе второй зоны связываться с многополосным усилением не стали из практических соображений. Расположение пищалок и мидбасов в дверях хотя и не идеальное с позиции звуковой сцены, но вполне приемлемое. К тому же при просмотре фильмов образцовая сцена не обязательна, это не концерт в зале Чайковского. Поэтому индивидуальные задержки не нужны и можно обойтись пассивными кроссоверами. Зато требования к тональному балансу никто не отменял, так что комплект Focal Polyglass 165VR оказался отличным решением. Динамики идеально вписались в штатные места задних дверей: мидбас вниз, пищалки — наверх. С источниками сигнала и акустикой вопросы решены, но куда ставить усилители? И какие? Для фронтальной акустики и сабвуфера альтернатив не было — давно обкатанные в студии усилители марки EOS (вооружённый нейтралитет). Четырёхканальный AE-980F LE (4 х 100 Вт) и моноблок AE-1500T (620 Вт в мостовом включении). Для мультимедийной зоны выбрали усилитель меньшей мощности (2 х 70 Вт) и покомпактнее — Challenger ER-70.2 с выходным каскадом на полевых транзисторах. Расположили усилительное хозяйство в багажном отсеке под декоративной панелью правого борта на специально изготовленной алюминиевой раме, рёбра охлаждения наиболее нагруженного, верхнего в стопке EOS AE-1500T выступают в багажник. Сабвуфер построен на 10-дюймовой головке Morel Ultimo SC. Динамики эти, в отличие от просто Ultimo, без SC — довольно новые, обкатанных решений по ним пока мало, Дмитрий предварил изготовление корпуса серией опытов в своей машине с целью определения оптимального объёма ЗЯ. По ходу опытов объём неуклонно поджимался, пока не достиг 15 л, что и составило оптимум. Позже обнаружилось, что ровно эта величина указана в инструкции к динамику. Ну вы же знаете: профессионал заглядывает в инструкцию или случайно, или когда совсем уже нечем себя занять — скажем, электричество вырубилось... Корпус сабвуфера не совсем простой конфигурации изготовлен из фанеры и установлен под облицовкой левого борта вместо штатного сабвуфера, только с существенным увеличением калибра и менее существенным — объёма корпуса. Естественно, все доработанные облицовки (и не только они) отделаны заново кожей, двойные строчки, всё как положено. Вначале, взглянув на непривычные пропорции сабвуфера, корпус которого кажется несопоставимо малым по сравнению с калибром даже 10-дюймовой головки, я было усомнился, каково будет этому агрегату работать в просторном салоне «Хаммера». Да, конечно, H3 — наименьшая из трёх моделей этой марки, но марка-то — «Хаммер», а не Smart. Зря я сомневался, праздник удался, с музыкой и фейерверком... В определении оптимального объёма Дмитрий не ошибся: будь он больше, максимум отдачи уходил бы в инфразвук, а на информативном басе сабвуфер мог бы и «захлопать». Будь меньше (хотя куда уж?) — потерялся бы самый нижний регистр. А так — доигрывает ровно до края слышимого диапазона. На средних частотах и вправду есть признаки беспокойства в районе 250 Гц и чуть выше килогерца. Ну есть и есть, не на облаке живём... Зато выше 2 кГц — как на облаке. Прослушивание меня порадовало, без скидок на непростой в акустическом плане салон (военно-полевое происхождение «Хаммера» не оказалось изжитым до конца даже в сравнительно миниатюрном H3). Сцена — великолепная, высокая и стабильная, с уверенной фокусировкой. Понятно, что без задержек добиться такого результата было бы невозможно. Тональный баланс выстроен отлично, особенно это относилось верхнему басу и средним частотам, которые всегда удавались «Итонам». Благодаря крупнокалиберным пищалкам с низкой частотой раздела детальность звучания замечательная, причём и пики громкости система переваривает шутя-играючи. Отдельные мелкие погрешности на средних частотах я заметил, не мог не заметить, для того сюда и посажен, но должен сказать: они не портят общего впечатления, да и проявились главным образом на записях симфонической музыки, где солируют скрипка или флейта. На звучании оркестра в целом, а тем более записях современной музыки это никоим образом не отразилось. Бас — очень убедительный, несмотря на внушительный объём салона и совершенно невнушительный — самого сабвуфера. |
Источник: Журнал «Автозвук»