Форсирование преграды. Jeep Wrangler Rubicon

Преградой была река Рубикон. Форсировать её должен был Гай, он же Юлий. Задержался на берегу он ненадолго, по своему же совету.

Потом перешёл Рубикон и стал императором. Правильно, значит, посоветовал. Надпись «Rubicon» на капоте Jeep Wrangler, вообще-то, означает другое: редкий, а потому тщательно оберегаемый 30-километровый участок бездорожья в Калифорнии, где испытываются настоящие «Джипы», но в нашей истории древнеримский контекст более уместен. Автомобиль сам по себе не частый, а с мягкой крышей — и подавно. Для форсирования преград он поначалу был пригоден в значительной, хотя и не исчерпывающей, мере, это потом поправили. Но начал владелец с другого и для области наших интересов — совершенно обычного. С замены головного устройства, установленного при продаже. Оказалось, что оно не только звучало хуже штатного (!), но и вообще было со странностями. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что в воды Рубикона надо заходить не по щиколотку, а форсировать преграду по всем правилам стратегии, но временами используя нестандартные тактические приёмы. Вот только бы боеприпасы вовремя подвозили...

Важнейшим из боеприпасов стала совершенно новая, для нас пока почти экспериментальная модель мультимедийной станции Alpine ICS-X8, на момент покупки представленная в России чуть ли не единственным экземпляром. Главное отличие нового аппарата от предшественников — функция Mirror Link, то есть отображение на «большом экране» полной информации с экрана мобильных устройств на платформе Android. Речь при этом идёт не об игрушке Angry Birds, без неё можно некоторое время потерпеть, в дороге гораздо полезнее, например, навигационные программы с отображением пробок, причём с возможностью выбора: будь то «Яндекс Навигатор», Navitel или Google Maps. Подробности нового функционала на момент начала работ даже в московском представительстве Alpine видели себе не вполне отчётливо, поэтому пришлось ставить натурный эксперимент, для чего был приобретён новенький смартфон Samsung Galaxy S3 (покупка сама по себе полезная). Кроме «зеркального» режима работы с внешним коммуникатором, Alpine ICS-X8 предусматривает подключение собственного навигационного блока с установленной программой Navitel Navigator. Этой возможностью тоже воспользовались, и после всех прошивок и настроек предварительная связка заработала, в тот момент — в настольном варианте. Заказчик одобрил первый и главный эксперимент по Jeep Wrangler, Рубикон был перейдён, операция стала набирать темп. Головное устройство установили в переходную рамку, штатные кнопки на руле «подружили» с системой при помощи модуля сопряжения.

Но это, так сказать, вполне предсказуемая часть работы — хотя и непростая, как всё новое. Дальше предстояло выбрать расположение и структуру акустической системы, в этом отношении Rubicon оказался преградой необычной. Привычная, казалось бы, фраза в подобных публикациях: «Акустика установлена в штатные места». Вот только места бывают разные. Штатные места большинства автомобилей — это двери, иногда полка, иногда торпедо. Как правило, открытое оформление, как правило, отсутствие баса. Исключения есть, но они только подтверждают общее правило.

В «Рэнглере» и фронтальные, и тыловые динамики штатно установлены... в закрытых пластиковых корпусах объемом по 4 л на душу акустического населения. Два фронтальных мидбаса — в торпедо, два тыловых — в центральной балке, подпирающей мягкую крышу, когда она есть, и небо — когда крышу сняли. Дело было за малым — найти динамики, которые способны работать в малых закрытых объёмах. Нужный боеприпас подвезли вовремя. Акустикой стали модели из обновлённой линейки Morel: компонентная система Morel Hybrid Ovation 602 (фронт) и коаксиальные, вернее, «точечные» Morel Hybrid Integra 602 — на тыл.

Самое современное оборудование, пусть даже под старым и проверенным брендом — всегда немного эксперимент. Проще всего было с пищалками — их установили в штатные места, напоминающие «рожки» на торпедо. Пришлось только аннулировать штатную пластиковую сетку, как оказалось, убивающую звучание любой пищалки, на это потребовались секунды. Зато поиск подходящих переходных колечек и сеточек, которые не казались бы инородным телом, занял почти сутки и привёл к внеочередной генеральной уборке в студии.

Связываться с многополосным усилением не стали: расположение пищалок и мидбасов фронтальной акустики компактное, тыл вообще представлен динамиками точечного излучения, индивидуальные задержки необязательны, и можно обойтись пассивными кроссоверами. Но тут возникла небольшая заминка — звучание пищалок с кроссоверами Morel 250i (они входят в комплект и компонентной, и коаксиальной акустики) не устраивало. Возможно, низковатой оказалась частота раздела, возможно, виновата конфигурация салона, решение нашлось неожиданное: нужного результата достигли с кроссоверами из комплекта Eton RS 161.

Замена тыловых динамиков проблем не вызвала — для этого достаточно просто разложить мягкую крышу. А чтобы добраться до фронтальных мидбасов, нужно снять торпедо... Что и пришлось делать раз пять или шесть, пока решили все возникшие нюансы и проблемы. Экспериментировали с заполнением корпусов, с панелью акустического сопротивления, с вибродемпфированием. Собственно, с него и начали — внутреннюю поверхность каждого корпуса обработали жидким вибродемпфером в четыре слоя. Наконец, после серии изменений и доработок фронтальные мидбасы заиграли, как небольшие музыкальные сабвуферы. Соответствующее акустическое оформление получили и тыловые «Интегры».

Сабвуфер — новый сюрприз. Компактный штатный корпус вписан в багажник настолько аккуратно, что заказчик не хотел от него отказываться. Его можно понять, ведь в багажнике внедорожника должно оставаться место — но какой динамик поставить в такой корпус? Замеренный водой объём составил всего 8 л.

Сабвуферы, даже восьмидюймовые, способные работать в столь малом объёме, попадаются нечасто, а когда попадаются, нередко оказывается, что у них чрезмерная посадочная глубина. Нужный боеприпас и здесь появился как раз вовремя: в разгар работы с Jeep Wrangler возникла новинка — Morel Primo 804, и её немедленно пустили в ход. Правда, оказалось, что 8 дюймов в Израиле и 8 дюймов в Америке — «две большие разницы», как говорят, разумеется, не в Америке. Посадочное место под сабвуферную головку пришлось переделать. Это, в свою очередь, автоматически исключило установку «родной» сетки, защищающей диффузор сабвуфера от содержимого багажного отсека. Заказали фирменную решётку от производителя Morel, к нашей фотосессии она не успела, но вы уж напрягите воображение. Разумеется, корпус сабвуфера также обработан изнутри жидким вибродемпфером, и также в четыре слоя.

С «головой» и акустикой вопросы решены, но куда ставить усилители? Кузов автомобиля совершенно не располагает к установке нештатных компонентов, особенно если принимать во внимание перспективы внедорожного использования. Впрочем, одно место искать не пришлось: четырёхканальный усилитель Crescendo Sonata Four установили под торпедо на штатное место, даже на тот же кронштейн, на котором крепился заводской усилитель Infinity. Новинка, несмотря на сверхмалые габариты, удивила точным, ярким и детальным звуком.

Сабвуферу, даже при калибре 8 дюймов, нужен хороший корм — мощный и музыкальный усилитель, способный полноценно контролировать работу саба даже при максимальной нагрузке. На эту роль как нельзя лучше подошёл обновлённый и, как всегда, улучшенный двухканальник E.O.S. AE-2110, очень вовремя появившийся в студии — за два дня до въезда Jeep Wrangler в ворота. Поместили его под сиденьем, других мест уже не было.

Помимо чисто звуковых модификаций, основательно поработали и над остальными элементами автомобиля. Двери и пол вибродемпфировали, даже при мягкой крыше основные источники дорожного шума остаются под днищем. В центральной консоли установили блок выключателей вспомогательных устройств Hella, в машине появился инвертор 220 В, очень нужный в походных условиях, не был забыт и стандартный «джентльменский набор» — модификация проводки, четыре камеры внешнего обзора (передняя, задняя, и две по бортам), радар-детектор, видеорегистратор. Помните анекдот: «Рация на лампах или на транзисторах?» — «На бронетранспортёре»? Джип, конечно, не бронетранспортёр, но уехать может далеко, туда, куда «БиЛайн» свои вышки не гонял. Поэтому без радиостанции не обойтись. Но куда её ставить? Места на панели и консоли уже занято, и даже новейший MegaJet 555, у которого всё управление сосредоточено на микрофоне, требует места для установки основного блока. Место нашлось, и такое, что лучше не придумаешь — внутри откидной задней двери. В результате и кабель до антенны Alan PC 4 оказался минимальной длины. Сама антенна закреплена на стойке задней фары, выступающей из-за запасного колеса, и складывается вниз. В довершение всего на машину установили новейшую лебёдку, которая только что появилась в Америке, и комплект светодиодных фар. При хорошем снабжении войск форсирование Рубикона не проблема...

Прослушивание меня поразило. Не ожидал такого убедительного баса от малокалиберного, в общем-то, сабвуфера, да ещё в автомобиле с мягкой, в акустическом смысле почти отсутствующей крышей. Хотя и остальной диапазон оказался отыгран на редкость гладко, несмотря на акустические особенности салона. Тональный баланс выстроен превосходно, особенно это относилось к средним частотам, которые отлично даются «Морелям» даже при боковом прослушивании. Детальность звучания прекрасная, причём и пики громкости система переваривает играючи. Сцена — великолепная, высокая и стабильная, с неплохой фокусировкой. Понятно, что без задержек добиться такого результата было бы невозможно, но в новой «голове» все возможности имелись.

Миниатюрный Primo добросовестно справился с задачей, не всегда посильной и более крупным особям отряда сабвуферов: в «полуоткрытом» салоне спад АЧХ начинается лишь ниже 30 Гц. Верхний бас и нижняя середина сопрягаются с нижним басом на практически неизменном уровне, который становится ниже после 400 Гц, на средних и верхних частотах обращают на себя внимание две аномалии: на 4 — 5 кГц и на 12 — 15 кГц. Ни первая, ни вторая, надо отметить, не вызвали отторжения при прослушивании, воспринимаясь как индивидуальный, но очень даже привлекательный звуковой почерк системы.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
  • Источник: Alpine ICS-X8
  • Усилители: Crescendo Sonata Four, E.O.S. AE-2110
  • Акустика: Morel Hybrid Ovation 602, Morel Hybrid Integra 602
  • Сабвуфер: Morel Primo 804
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»