Нет, это становится забавным. Казалось бы, наши страницы исчерпали все возможности перестановки трёх колёс транспортного средства, данные нам наукой комбинаторикой... Оказывается, не все. Были трайки, и не раз. Это которые «лошади и коня», два колеса сзади, одно впереди. Была таратайка, у которой впереди как бы два колеса, когда стоишь, и как бы одно — когда едешь. Был «Харлей» с коляской, где третье колесо на отшибе. Теперь — «Спайдер», два колеса впереди по-автомобильному, одно сзади — по-мотоциклетному. Одно радует: мы почти вовремя, этот вид транспортного средства моложе нашего журнала почти на десять лет, канадская компания Bombardier Recreational Products представила публике неведомый доселе гибрид «мотоцикла и прочего» в начале 2007 года. У меня есть гипотеза о том, как идея «спайдера» пришла в голову тем, кому она пришла в голову. Возможно, у вас есть другие, но сейчас — моя очередь. Смотрите: с 1942 года компания делала снегоходы, достигнув в этом мастерства на грани монополии. Yamaha разродилась первым снегоходом только спустя четверть столетия, ещё бы — в 1942-м они были так заняты, просто ужас. И вот, наверное, к какомунибудь юбилею, возможно — к 60-летию плодотворной деятельности, пришедшемуся на 2002 год, руководство компании, возможно даже — сам Пьер Бодуэн, он у них главный, перебирал пожелтевшие фотографии первых моделей снегоходов, глянцевые — последних, а тут ещё самолёты, на которых летает полмира (если не очень далеко)... И среди прочего пожелтевшего попался снимок самолёта на лыжном шасси, когда-то давно так делали нередко: летом на колёсах, зимой — на лыжах. Так, погодите, зимой — на лыжах, летом... Вот он, момент истины. Взять снегоход, которые BRP уже давно делала как никто другой, и поставить его на колёса, чего тот же никто другой никогда не делал. Взгляните на Spyder в свете этой гипотетической предыстории, и станет очевидным: автомобиль здесь согрешил (в библейском смысле) не с мотоциклом, а именно со снегоходом. Получилось транспортное средство, которое у нас на сайте откроет категорию «прочие». А как? Итак, колёса. Колёса в XXI веке — это больше чем колёса. Все три, пристроенные к видоизменённому шасси снегохода вместо передних лыж и задней гусеницы, обросли подобающими эпохе подробностями. Передняя подвеска — рычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости, рулевое управление с переменным, зависящим от скорости, усилием на руле — автомобильное во всём, кроме самого руля, он — как у мотоцикла. На самом деле — как у снегохода, вы теперь знаете. Дисковые тормоза — по кругу, разумеется — с ABS, плюс трекинг-контроль и система путевой устойчивости с дифференциальным подтормаживанием. Короче, все дела. А ещё — полуавтоматическая трансмиссия, сблокированная со 106-сильным «Ротаксом», она работает, как автомобильная в секвентальном режиме, только вместо лепестков на руле — маленький рычажок, туда — вверх, сюда — вниз. Очень удобно, особенно когда на руле не брутальные клешни потомственного байкера, а нежные дамские ручки. Я не говорил? Извините, увлёкся историческими спекуляциями и техническими деталями. Так вот: хозяйка «Спайдера-Родстера» — дама, и не какая-нибудь, а диск-жокейка по профессии. Она сама называет профессию DJ, то есть «диск-жокей», но я про даму «жокей» ни за что не скажу, и не уговаривайте. Возможно, будь у владелицы Spyder RS более прозаическая специальность, сошла бы и штатная музыка. Хотя нет, не сошла бы, она не предусмотрена в спортивной версии RS, только в туристической Spyder RT, да и то, сами понимаете... Какую музыку слушает владелица Spyder RS? В основном — церковные хоры, иногда, под настроение — что-нибудь редко исполняемое из Генделя или Скралатти, только чтобы не очень громко... Вы что, поверили? Как с вами легко... Звук, разумеется, был заказан клубный и чтобы от души. Структуру системы выбрали по принципу необходимой достаточности, другой принцип здесь бы и не подошёл, габариты и геометрия платформы не допускают излишнего размаха. Двухполосный фронт и сабвуфер. Однако некоторую свободу творчества установщики отвоевали, выбрав активное деление полос и раздельное усиление. Однако с размещением компонентов пришлось повозиться. Большой передний багажник решил бы все проблемы, но трогать его было нельзя: во-первых, хозяйка любит путешествовать, а багаж куда-то нужно складывать. А во-вторых, излишне нагружать передок машины с единственным задним ведущим колесом было бы неправильным. Для основных компонентов системы решили использовать задние багажные кофры. Сложность этого решения заключалась в том, что нагрузка каждого кофра не должна была превышать 10 кг, это предопределило выбор и компонентов, и технологий. В левом кофре расположился десятидюймовый сабвуфер Kicker Solo-Baric серии L3, это — облегчённая (по сравнению с L7) версия квадратного сабвуфера, главное преимущество которого — увеличенная на 25% площадь диффузора при тех же габаритах, что и у обычной, круглой, «десятки». Для сабвуфера изготовлен закрытый корпус из стеклопластика объёмом 22 литра «брутто», он полностью занимает объём кофра. Учитывая уже сказанное, корпус делали, стремясь обеспечить максимальную жёсткость без излишнего наращивания массы. Усилители разместились в правом кофре. Их два, оба, естественно, импульсные, и даже марка-модель почти безальтернативны, как вы не могли не заметить, в системах на лёгком и «малоколёсном» транспорте Alpine PDX — почти такие же монополисты, как Bombardier — среди снегоходов. Четырёхканальный PDX 4.100 обслуживает фронт, моноблок PDX 1.600 — сабвуфер. Усилители морской серии, повышенной влагостойкости, корпуса от рождения окрашены в белый цвет — край четырёхканального усилителя виден на фотографии. Моноблок смещён внутрь кофра и не виден только поэтому. Столь плотная компоновка — дело довольно рискованное, но даже при полной громкости выделение тепла небольшое, поэтому принудительная вентиляция не потребовалась. Из морской тематики позаимствован и источник сигнала Kenwood KMR-700U. Аппарат — бездисковый, по существу — герметичная док-станция для iPod или USB-носителя со всеми полагающимися функциями управления и звуковых регулировок, ну и радио, если что. Что герметичный и морской — это уже хорошо, к тому же через USB можно воспроизводить не только mp3 и WMA и AAC, но и WAV. И ещё: аппарат предоставляет необыкновенную гибкость в инсталляции: панель управления с док-станцией и собственно «мозг» головного устройства можно разнести в пространстве, а потом ещё подключить проводной пульт управления Kenwood KCA-RC107MR. Основные блоки головного устройства установили в правом кофре вместе с усилителями, пульт KCA-RC107MR расположили по центру руля, для чего потребовалось изготовить подиум, повторяющий стиль штатных элементов конструкции. Получилось отлично, я не обнаружил разницы, даже когда мне показали новые элементы. Вокруг пульта разместились выключатели дополнительных систем, имеющих отношение уже не к звуку, а к комфорту. К этому мы ещё вернёмся, а пока — акустика. Архитектурное решение фронта подчинили общей компоновке, при этом и в акустическом плане получилось очень хорошо. Корпуса под акустику объёмом по 6 л выдержаны в общем стиле, в них установлены мидбасы JL Audio MX650-CCX и пищалки JL Audio M100-CT-W. Опять компоненты морского исполнения, стойкие к невзгодам и достаточно громкие. Особенно это касается пищалки — несмотря на то, что при выбранном расположении она «бьёт» прямо в руль, на звучании это препятствие не сказывается. Занимаясь музыкой, не забывали и о прочем. В роли «глазов» выступили би-ксеноновые линзы и дополнительный ближний свет Hella, заодно уж добавили подсветку днища и передних колёс. «Усами» стала антенна на заднем крыле (где усы, там и крылья, читали ведь) необходимая мотоциклетной CB-радиостанции (на руле слева), «прочим» — GPS навигация Garmin (там же, но справа), новое ветровое стекло и подогрев сидений. Таким стал первый вариант «прочего». Почему первый? Потому что уже есть наброски второй редакции. Планируется установить более мощный генератор на 650 Вт от туристической версии, осталось его дождаться, тогда можно будет переходить к главной задумке — съёмному DJ-пульту (на заднем сиденье), в который будет встроен комплект динамиков Hertz серии SPL Show для проведения open air. И можно будет проводить дискотеки на любой поляне. И всё такое прочее... Тестовый материал воспроизводился с USB-флэшки, и разница в звучании файлов WAV и mp3 даже с хорошим битрейтом была вполне очевидна, разрешения системы на это хватает, хотя такая задача изначально вряд ли ставилась. Сцена — высокая и стабильная. Про симметрию говорить не буду. Или сказать? Тональный баланс достаточно специфичный, но приятный, не напрягающий. Суббас в нашем привычном, автомобильном понимании, разумеется, лишь угадывается, зато нижний бас присутствует в полной мере, и не только в клубном контексте, любимые мной харды и блюзы отыгрались очень убедительно. В области нижней середины ощущается небольшой провал, область верхней середины — наоборот, немного выделена, но в движении это определённо пойдёт на пользу. На фоне напористого баса середина кажется немного завуалированной, при прослушивании Скарлатти и Генделя это может помешать вовлечённости в ткань музыкального повествования, в данном случае жалоб, я думаю, не поступит. Высокие частоты воспринимаются как немного акцентированные, но вполне музыкальные. Инструментально зафиксированная АЧХ в чём-то подтверждает результаты прослушивания, в чём-то противоречит им, это не такая уж редкость. Бас, действительно, сосредоточился в «панчевой» области 40 — 80 Гц, в открытом пространстве иного ожидать было бы странно. А вот в области средних и верхних частот то, что слышно, и то, что видно, не очень похоже. Прежде всего: вся область СЧ выделена по отношению к ВЧ, что на слух воспринимается совершенно иначе. Подчёркивание верхней середины — это да, это видно. А верхние на удивление ровные, откуда взялось ощущение акцента на верхах — не знаю. Откуда ощущение музыкальности — знаю. |
Источник: Журнал «Автозвук»