Весь этот джаз... Jaguar X-type 3.0

На контрабасе в так называемых джазовых композициях
допускается только игра смычком, запрещается щипать струны.
От этого страдает инструмент и арийское музыкальное чувство.

Бальдур фон Бледхайм, рейхсмюзикфюрер

За право снабжать свои сочинения эпиграфами я боролся довольно долго. И, видимо, умело, иначе как бы я сумел победить в этой борьбе ветеранов редакции.

Приведённую в эпиграфе цитату нетрудно найти в текстах, относящихся к джазу, в особенности — к истории джаза как иллюстрацию трудной судьбы этого богатейшего музыкального направления. Точный текст слегка различается от источника к источнику, это понятно — читаем в переводе с немецкого. Однако лишь немногие удосужились внимательно проследить происхождение документа, из которого сделана эта выдержка, эти немногие и обнаружили, что это — фейк. Вернее, не фейк, а гон, порождение талантливой фантазии чешского писателя Йозефа Шкворецкого, включённое в его рассказ «Eine Kleine Jazzmusik». Включённое, для натуральности, на немецком, так что про перевод я всё правильно сказал, а то, что многие попались на удочку, даже не заметив странной должности подписавшего документ — их вина. Или же заслуга пана Шкворецкого, написавшего про джаз так, как про него могли написать (и писали) руководители тоталитарных культур.

Джаз, вообще-то, явление культурное, а не только музыкальное. Перейдём через линию фронта — английскую идиому All that jazz следует понимать не буквальномузыкально, исконное значение слова jazz — неразбериха, суета, кутерьма, когда всё поставлено с ног на голову. Музыкальное направление окрестили уже готовым словом именно по этой причине — слишком уж отличались инструменты и бунтарская манера исполнения от чопорных симфонических традиций. Вот в этом смысле у нас сегодня и будет джаз...

Казалось бы, в силу причин чисто географических этой машине полагается быть в рубрике «Неместные», но здесь применяется правило «своих глаз». В «Системах» может появиться машина, которую мы (конкретно — я) видели своим глазами, слушали своими (конкретно — моими) ушами, измеряли АЧХ своим анализатором. Все условия в данном случае выполнены: создатели системы Беньямин Пашанов и Евгений Толмачёв решили продемонстрировать свою работу лично, приехав из Пятигорска в Москву в самый разгар предновогодней кутерьмы. В самый разгар, в субботу днём, когда все нормальные люди собрались на проспекте Сахарова, появляется пятигорский «Ягуар» и хочет немедленной сатисфакции — чтобы вернуться к родным горам до понедельника. Полный джаз. Но мы же не Бальдуры и не фон Бледхаймы, мы понимаем: не всегда можно смычком и по нотам... Итак, трёхлитровый Jaguar X-type. Ортодоксальные и непримиримые патриоты исконной британской марки на машины этого семейства реагируют не восторженно, дескать, это не «Ягуар», а перелицованный Ford Mondeo. Ну, во-первых, от «Форда» в конструкции машины сохранено, по оценкам разных экспертов, от 15 до 20 процентов узлов и деталей. А во-вторых, вот он, пример автомобильного джаза: взяв за основу современную и довольно демократичную платформу, конструкторы сделали машину с безошибочно узнаваемой традиционноконсервативной внешностью и поместили во вполне себе премиумный сегмент. Дальше — больше. Собранная пятигорскими мастерами аудиосистема устроена не то чтобы революционно, но уж точно нетрадиционно (или архитрадиционно, это в какой каденции посмотреть). Притом — со своеобразным звуковым почерком и нетипичными компонентами. Джаз, как и было сказано.

Структура системы вполне соответствует традиционным на сегодня решениям — трёхполосный фронт с три-ампингом (полная поканалка, если так удобнее). А вот за передним рядом сидений сыграна редко встречающаяся синкопа. Если судить по типоразмеру динамиков (6 х 9 дюймов) и месту расположения (задняя полка) — это типичный тыл, пусть и потенциально басовитый. А если исходить из параметров динамиков (резонансная частота 37 Гц) и их количества (4 штуки — по общей площади это аккурат две «десятки») — то это явный сабвуфер. Причём free air, что в классическом седане оказывается едва ли не лучшим решением. Так что всё-таки это сабвуфер, вот и коллеги подтверждают (см. «АЗ» №2/2011). Хотя, если вспомнить истоки, когда-то с «блинов» в задней полке всё и начиналось, сабвуфер в «Ягуаре» — джазовая интерпретация старинной народной мелодии...

Но, чтобы не ломать традиционный ход повествования (а то вообще всё обломается в доме Смешанских), вернёмся всё же к фронту. В лучших традициях автозвука «премиум-класса» он сборный из разных брендов. Не буду рассказывать про процедуру выбора, оптимизация совокупности параметров «звучание — габариты — вид — цена» никогда не бывает быстрой и безболезненной. Купольные среднечастотники Beyma SD 35 (их испытывали наши итальянские коллеги, русский перевод — в «АЗ» №5/2011), например, не избежали доработки — «родные» сетки сочли чересчур плотными и решили заменить, доработав и крепёжный фланец.

Места установки фронтальной акустики тоже вполне предсказуемые, традиционно-консервативные. Мидбасовый динамик — в доработанном штатном месте, примерно на середине высоты двери. Штатное место в этой модели «Ягуара» выполнено очень удачно: глубокая подштамповка придаёт дверной панели необычную для современных автомобилей жёсткость, одновременно уменьшается величина необходимого «выноса» крепёжного фланца с тем, чтобы диффузор подошёл плотную к обивке. Установлен мидбас на плоскость, без архитектурных излишеств, на опорный «колодец» с параллельными фланцами. Одновременно была выполнена усиленная виброизоляция дверей с применением материалов StP. «Серединки» и пищалки встали рядышком, но на разных конструктивных элементах: пищалки на стойках, «серединки» — в треугольниках зеркал (что тоже стало традицией). Ориентированы эти излучатели на водителя, чтобы не искушать без нужды характеристики направленности излучателей.

Источник сигнала и процессор — классическое созвучие: Pioneer DEX-P90RS/DEQ-P90. Процессор в основном исполняет роль четырёхполосного активного кроссовера и лишь отчасти — «машины времени». Встроенный цифровой эквалайзер не задействован, строго в рамках концепции. Сигнал от «головы» идёт, естественно, в цифровом виде, а сам процессор установлен в непосредственной близости от усилителей, чтобы межблочники были покороче.

Усилителей в системе всего два. Шестиканальный Audison VRx Direct заведует фронтом — в три полосы, как и задумано его создателями. А сабвуферами занимается четырёхканальный Audison VRx4.300. Честно говоря, решение неожиданное и на первый взгляд нерациональное — ведь есть же и моноблоки, есть и двухканальники, а динамики никто не мешает соединить в любом варианте: и параллельно, и последовательно, и вообще...

Но при внимательном рассмотрении все резоны такого подхода становятся понятными. Принцип «каждому динамику — свой усилитель» здесь выдержан до конца. И придерживаться его — это не простое упрямство, даже при параллельном соединении взаимное влияние динамиков неизбежно, а при последовательном оно вообще непредсказуемо до драматизма. Так что экономией здесь пренебрегли в пользу качества звучания.

Несмотря на то, что сабвуферы установлены на задней полке, акустическое оформление — именно free air, а не акустический экран. В чём разница? В том, что free air — это экран бесконечный, что на практике реализуется надёжной изоляцией «заэкранного» объёма от «предэкранного» при условии, что объём этот существенно превышает суммарный эксивалентный объём головок. В данном случае: сумма Vas составляет 120 с небольшим литров, объём багажника — 452 л. Одно условие выполнено. Для выполнения второго пространство багажника отделили от салона вертикальной стенкой, на которой и смонтированы усилители. Шестиканальный усилитель фронта и процессор установлены спереди по ходу движения и закрываются откидной спинкой заднего дивана. Сабвуферный «квадраблок» — со стороны багажника, чей объём практически не изменился. Для большей эстетики изготовили жёсткий фальшпол вместо «родного» коврика. Вот так смешалось новое со старым, вот такой получился джаз...

Прежде всего, скажу похвальное слово сабвуферам необычного типоразмера. Своего абсолютного максимума звуковое давление достигает на 20 Гц, хотя правильнее будет сказать иначе: от 20 до 200 Гц АЧХ идёт ровно, с минимальной неравномерностью. Выше 400 Гц АЧХ как бы выходит в «другой эшелон» и вновь идёт ровно до самого верха. Никакой принудительной коррекции частотная характеристика не подвергалась, я нарочно ещё раз уточнил. Тем не менее и локальных дефектов почти нет, лишь небольшая «болтанка» между 600 Гц и 1 кГц, из-за чего я услышал не совсем правильные аплодисменты и непривычно яркий женский вокал. Сцена хорошая, широкая и равномерная, с великолепным эшелонированием по глубине и очень уверенной локализацией — заметьте, без всяких там центральных каналов. Единственный минус — сцена немного зажата слева, хотя система и процессорная, на временную коррекцию решили излишне не налегать.

Звучание оказалось интересным — чистым и открытым. Хотя тональный баланс немного непривычен для автомобиля — нет мощной басовой доминанты, ставшей уже фамильной чертой car audi, но весь диапазон низких частот очень натуральный, и контрабас при этом не раздувается до размеров салона, чем бы на нём ни играли. Саб не доминирует в общем хоре, действует очень деликатно, хотя на знакомых фрагментах он явно показывает свои недюжинные способности в области ниже 35 — 40 Гц. В остальном диапазоне звучание очень ровное, с небольшой шероховатостью в области средних частот — аплодисменты и смех в зале временами звучали несколько неровно. На тембрах музыкальных инструментов это не сказалось. Женский вокал передаётся хорошо, мужской немного сдержанный. Но лучше всего звучит джаз — для чего система и создавалась.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + сабвуферы
  • Источник: Pioneer DEX-P90RS
  • Процессор: Pioneer DEQ-P90
  • Усилители: Audison VRx Direct, Audison VRx4.300
  • Акустика: PHD AF6.1MB Pro, AF1.C TW Beyma SD 35
  • Сабвуферы: PHD Profile 6.9
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»