Проект «019». Hyundai Getz

Эта работа получила широкую известность в узких кругах задолго до её завершения. И не только из-за целого букета оригинальных решений, хотя одного этого уже было бы достаточно.

А если бы оказалось недостаточно, в ход можно было бы пустить перечень компонентов, иных из которых, как могло бы показаться, на свете нет уже давно, другие есть, но просто так, «с улицы», найти их нереально, третьи есть в широкой продаже, но до сих пор не появлялись в автомобиле, четвёртые... Впрочем, довольно. Уникальность работе придал заказчик ещё до её начала, когда принёс в студию невиданный по подробности и методичности документ — подготовленный им проект будущей инсталляции, где до мельчайших деталей расписывались все этапы. Неудивительно, что проект читали, как увлекательный роман — и я тоже не отказал себе в удовольствии.

Обычно договаривающиеся стороны ограничиваются устным общением, а здесь в основу системы был положен документ на девяти страницах, озаглавленный «019-20101009». Не спрашивайте, почему именно так, наверняка для этого были причины. В документе оговаривался даже цвет проводов, точки заземления и распределение динамиков по каналам усилителей... Хотя не удержусь и приведу хотя бы фрагмент этого уникального (в лучшем из известных мне смыслов) произведения. Цели и задачи

Целью Проекта является построение звуковой системы для водителя автомобиля, обладающей следующими характеристиками:

  • 1. Верный тембральный баланс.
  • 2. Широкий динамический диапазон (макро- и микродинамика).
  • 3. Сфазированность излучателей.
  • 4. Высокая неискаженная громкость.
  • 5. Надёжность и безопасность эксплуатации.
  • 6. Возможность внесения изменений в усилительнокоммутационную часть (замена усилителей, внедрение процессора либо компьютера).
  • 7. Сцена, фокусировка, КИЗ, локализация, привязка к ближнему динамику и прочее, абсолютно НЕ волнуют, НЕ являются приоритетом и никоим образом НЕ ДОЛЖНЫ учитываться при работе над построением системой при условии достижения основных целей 1 — 4!
  • 8. На всякий случай повторяю: главное — тембральный баланс, динамика, сфазированность и звуковое давление, сцена не важна. Это значит, при выборе между тембральным балансом и сценой приоритет всегда должен быть у верного тембрального баланса!
  • Задачи (порядок выполнения определяется установщиками):

  • 1. Вибро- и шумоизоляция автомобиля.
  • 2. Укладка проводов.
  • 3. Монтаж усилительнокоммутационного блока.
  • 4. Монтаж головного устройства.
  • 5. Монтаж двухполосной фронтальной акустики.
  • 6. Настройка автозвуковой системы.
  • 7. Дополнительно — установка парковочного радара.
  • Заметьте — в первоначальном проекте не было даже упоминания о сабвуфере. Однако каждый, кто имел дело с проектной документацией, знает: между техническим заданием (ТЗ) и его воплощением лежит дистанция огромного, подчас космического размера, в буквальном смысле. Поручили Королёву сделать баллистическую ракету — Америку пугать, а потом с её же помощью запустили спутник. Правда, о спутнике Королёв с самого начала мечтал и знал, что потом его труды оценят, но если бы сразу стал про спутник — не разрешили бы. А по Америке «семёркой» тоже можно было стрельнуть, так что требования технического задания выполнены... Проект «019-...» оказался достоин исполнителя (и наоборот). Наши постоянные читатели не могут не помнить серию публикаций Михаила Дюрягина под рубрикой «Есть решение!», а также другие его подвиги: матричную технологию сабостроения, опыты с ALT и прочее. Закончите с этим чтением — зайдите на сайт журнала и вбейте в окно поиска фамилию Дюрягин. Мало не покажется... В ходе воплощения задания от первоначального замысла осталась только идея, да и та преобразилась до неузнаваемости, поэтому посмотрим, что получилось в итоге. Выбор всех компонентов далеко не случаен, прослушивалось несколько вариантов, и, поверьте, весьма достойных. Что касается архитектуры системы, то в ходе многочисленных итераций она приняла вид «тотального стерео». Это значит — с максимальным разделением каналов, включая их взаимное влияние через цепи питания. Достичь этого на практике можно, лишь применив «побортное» (а не «пополосное») включение усилителей. Каждый борт двухполосного фронта обслуживает свой двухканальный усилитель Audio System HTL 202. Не слышали о таких? Значит, молоды, пусть и относительно. Были когда-то такие, и знатоки высоко их ценили за «певучую» середину, как такой винтаж удалось раздобыть в наши дни — одна из загадок этой истории. У каждого усилителя один из каналов работает с мидбасом, второй — с пищалкой. Переходные помехи при таком включении снижаются до ничтожно малой величины, одновременно повышается перегрузочная способность тракта. Почему? А вот почему: при обычной «поканалке» блок питания усилителя, работающего на пищалки, оказывается недогруженным, а основную нагрузку тянет блок питания «мидбасового» аппарата, в этой полосе мощности циркулируют намного большие. При «побортном» включении в распоряжении каждого мидбаса, по существу, свой блок питания, энергетический баланс получается намного более рациональным, тем самым выполняются пункты 1 — 4 раздела «Цели» исторического документа.

    Одновременно создаются наилучшие условия для формирования звуковой сцены. В том же разделе (пункт 7) сценой предлагается пренебречь, но ведь и Королёву поначалу собаку Лайку запускать не поручали... Но это ещё цветочки. Сабвуфер тоже стерео, на двух головках вовсе не символического калибра, это две полновесных «двенашки». Как в автомобиле такого размера удалось найти место для акустического оформления двух 12-дюймовых головок? А оно там уже было, здесь у нас редкий случай установки двух крупнокалиберных сабвуферов free air, то есть в заднюю полку, для работы на объём багажника. Заметим уж заодно, что такой тип оформления в хетчбеках применяется исключительно редко, что объяснимо: задняя полка в кузове этого типа салон и багажник разделяет зрительно, но не акустически. Разумеется, полка стала другой, это — многослойная панель с виброразвязкой, и закреплена она на сварных кронштейнах, интегрированных в боковины багажного отделения. Головки в этой части системы использованы специализированные, именно и исключительно для free air, так и называются — JL Audio 12IB4 (IB — это сокращение Infinite Baffle). Не встречали таких? А где вы были в 2003 году, когда их ещё выпускали? (Не иначе как у Дюрягина в подсобном помещении припрятана машина времени, причём, как выяснится позже, с реверсом, что в прошлое, что в будущее...) С сабвуферами работает третий, более мощный, но не менее винтажный усилитель Audio System HTL 402, на 4-омной нагрузке он развивает мощность по 200 Вт на канал, но поскольку сабы с 8-омным импедансом, на каждый попадает примерно по 120 Вт, зато — наилучшего качества из-за разгруженности блока питания и оконечных каскадов. См. пункты 1 — 4, а заодно уж и 5.

    Фронтальная акустика удивляет не меньше. Мягко говоря. В дверях установлены мидбасы калибра 8 дюймов ручной работы Вадима Юрьевича Карельского. Как известно (нашим постоянным читателям хотя бы с 2007 года, когда стартовала серия статей «Механика эмоций»), Вадим Юрьевич про динамики с чувствительностью меньше 92 дБ отказывается даже говорить, не то что делать такие. А значит — магнитные системы у его произведений лютой силы, а значит — электрическая добротность низкая, а значит — им не то что дверь противопоказана, им уже и закрытый ящик не совсем по нутру, подавай фазоинвертор. Подали в лучшем виде... Объём стеклопластикового корпуса 15 л, частота настройки фазоинвертора 58 Гц.

    Двери под установку динамиков пришлось основательно доработать, шумоизоляция сделана с таким фанатизмом, что снаружи звучание акустики практически не слышно, а вот с геометрией получилось не сразу. В первоначальном варианте динамики были ориентированы на слушателя, но разворот «восьмёрки» означал, что места для ног почти не оставалось. Повторно изучили проектное задание, ни на одной из девяти страниц ампутация конечностей не предусматривалась, пришлось угол разворота привести в соответствие с действующей анатомией. Пищалки поначалу планировались того же изготовителя, но в силу ряда обстоятельств пришлось выбрать вариант попроще — ScanSpeak 2905/970000. (Попроще... Ага...) Пищалки поначалу расположили на стойках, но по результатам прослушивания переместили в треугольники зеркал, а торпедо обшили алькантарой для поглощения паразитных отражений. С акустикой и усилителями мы разобрались, пора и об источнике сигнала поговорить. Вместо первоначально планировавшегося головного устройства Ural CDD с внешним жёстким диском в системе после ряда проб оказались два источника сигнала: основной и вспомогательный. Вспомогательный — Alpine DVA-9861. Подумать только, до чего дожили, Alpine «девяточной» серии — и на вторых ролях. Кто же тогда на первых? TEAC. Если вы не слышали и про этот аппарат, то не из-за его древности, наоборот, как раз он — из будущего. Это — домашний медиаплеер, ориентированный на аудио, способный воспроизводить с USB-накопителей все звуковые форматы, от mp3 (это умеют все) до FLAC (чего не умеет ни одно известное нам головное устройство). При этом управляется WAP-2200 с пульта с собственным дисплеем по двустороннему радиоканалу, то есть ставить его можно куда угодно, и не нужен монитор, без которого другими медиаплеерами командовать невозможно. На экран пульта выводятся ID3-тэги, обложки музыкальных альбомов, названия файлов. Специальная программа USB Audiomanager со встроенной базой данных автоматически создает каталоги всего содержимого накопителей, снабжая их указателями жанров, авторов, альбомов и исполнителей. Похоже, за этим аппаратом Дюрягин слетал на машине времени в другую сторону. А то, что напряжение питания «не наше», по меркам этого проекта — сущие пустяки, в сжатые сроки был сотворён пятивольтовый, насмерть стабилизированный источник.

    Носителем информации сделали флэш-накопитель на 64 Гб. Есть портативные винчестеры гораздо большей ёмкости, но тряску, зимний холод и летний зной никто не отменял, и в соответствии с пунктом 5 Целей проекта решили не рисковать. Второй USB-порт можно использовать для подключения дополнительных флэшек или мобильных устройств.

    Бесспорным плюсом TEAC WAP-2200 оказалось наличие цифрового оптического выхода S/

    PDIF, сигнал с которого подали на процессор Alpine PXA-H700 (тоже, кстати, уже раритет), который занимается разделением сигналов по полосам частот, временной и частотной коррекцией и преобразованием в аналоговую форму. Сигнал от дополнительного источника передаётся к процессору в аналоговой форме (может идти и по оптике — она есть, но ТЕАС перехватывает сигнал и становится основным, поэтому, чтобы ГУ работало с оптикой, ТЕАС надо отключать). Впрочем, дисковая секция ресивера при таком объёме медиахранилища остаётся в резерве, отказ от дисков был изначально заложен в проект.

    Ресивер Alpine DVA-9861 установлен в штатном месте центральной консоли, а TEAC WAP-2200 вместе с процессором и усилителями разместились на полу багажника, объём которого практически не пострадал. Усилители установлены в два этажа и закрыты откидной крышкой, верхняя полка «этажерки» тоже откидывается для удобства обслуживания. Охлаждением всей сборки занимается целая батарея из семи (!) вентиляторов: два приточных, два вытяжных, один — на пятивольтовом блоке питания и два — на твикнутом процессоре Alpine PXA-H700 (к нему приложил руки A!exT, о сути переделки он, под паспортным именем Алексей Тепаев, поведал в «АЗ» №9/2010).

    Система проекта «019-...» получилась стройной и законченной, как королёвская Р-7, которая уже полвека отправляет в космос что прикажут. И точно так же эту систему можно впоследствии расширять и модернизировать. И точно так же исходное задание было многократно перевыполнено...

    Как всегда — три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений. АЧХ, надо заметить, совершенно «домашняя». Нижний бас не выпирает и не нависает над остальным спектром, а идёт как по линейке до 125 Гц, где уже давно работает фронт. Дальше по частоте общая тенденция АЧХ — медленный спад к верхним частотам, что обычно служит залогом мягкого и комфортного звучания. На «генеральную линию» накладываются некоторые шероховатости (на 250 — 300 Гц и вблизи 1 кГц), по масштабу не заслуживающие критики.

    Звучание оценивалось по диску AMT с «обязательной программой». Сцена — очень выразительная, не зря боролись. Центральный образ великолепен, высота и глубина сцены — выше всяческих похвал, локализация очень чёткая (ходя поначалу вроде не заказывали). Тональный баланс заказывали, и он получился отличным. Система оказалась «всеядной», все музыкальные жанры с тестового диска отыграла шутя. Совершенно «домашний» бас — звучит мягко, без надрыва, но очень убедительно. Локализуется, естественно, спереди — с таким-то фронтом иначе и быть не могло. Середина нейтральная, ни один инструмент не выделяется. Женский вокал, скрипки и флейта — отменно детальные. Микро- и макродинамика — просто великолепны (заказывали). Звучание по-настоящему завораживает, из отслушанных мной для этой рубрики машин эту я поставлю очень близко к верхней строке своего личного рейтинга.

  • Тип системы: аудио
  • Аудио: 2-полосный фронт + стерео сабвуфер
  • Источники: TEAC WAP-2200, Alpine DVA-9861
  • Процессор: Alpine PXA-H700
  • Усилители: Audio System HTL 202, HTL 402
  • Акустика: Respectable Sound RS-8, Scan-Speak 2905/970000
  • Сабвуфер: JL Audio 12IB4
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»