Quo ponere? Audi A4 Allroad Quattro

Хороший язык придумали патриции и трибуны. Самый простой вопрос, переведённый на него, приобретает такой вид, что с ним можно бросаться в бой или свергать цезаря.

А всего-то «Куда ставить?» — вопрос, хоть и ставший мемом благодаря кинофильму Элема Климова, но звучащий куда более приземлённо. Но я подумал: если Август Хорьх добился такого успеха, переведя свою фамилию с родного ему языка на двоюродную всем ныне живущим латынь, добился такого успеха с Audi, то, может, и мне карта пойдёт? Посмотрим...

Чего не хватает в современном (или любом другом) европейском (или любом другом) автомобиле премиумного (или любого другого) класса? Конечно, хорошо (или хотя бы прилично) звучащей аудиосистемы. Евангелие от car audio, стих первый, строка первая. Владелец новой Audi A4 Allroad Quattro задачу сузил до предела: «прилично» — не интересует, хай-энд с бюджетом в пределах здравого смысла, а главное — никаких дисков. WAV с портативных носителей, что в переводе на современную латынь означает USB.

Однако прежде чем начать творить систему будущего, необходимо было разобраться с наследием прошлого. Просто удалить и заменить штатное головное устройство в этой (да сегодня и не только в этой) машине возможности не представлялось. Штатная «голова» здесь — бортовой компьютер с кучей функций, замаскированный под CD-ресивер. Парктроник, управление светом, контроль уровня масла и давления в шинах, вывод информации на дисплей — в общем, ампутация этого дивайса перенесла бы автомобиль из эпохи Audi во времена Horch. Значит, требовалось установить совершенно независимое головное устройство для аудиосистемы. Решено. В рамках поставленной задачи головное устройство вырисовывалось примерно одно. Pioneer DEXP99RS. Только здесь (ну или дайте другие предложения) хай-эндный тракт сочетается с USB-входом и способностью получать по нему несжатые WAV-файлы. Плюс полноценный процессор, все дела...

А вот теперь давайте вместе взглянем на приборную панель и центральную консоль Audi и спросим себя, по-нашему, по-латински: quo ponere? Куда ставить-то? Наверху — штатный дисплей, он нужен позарез, уже говорили. Ниже — такая красота (и функциональность, не будем забывать, красота без функциональности — прерогатива автомобилей производства Китайской Народной Республики), вмешаться в которую и невозможно, и немыслимо.

Существуют и не раз появлялись на наших страницах прецеденты, когда для решения сходных проблем в ход пускали другое латинское выражение — divide et impera. В смысле «разделяй и властвуй», я за сегодня наштырился уже без словаря...

Разделяли при этом головное устройство на две части: основной блок и, на шлейфе, лицевую панель, она плоская, её можно куда-нибудь пристроить, хотя всё равно эффект чужеродного тела сохранится. В стремлении к совершенству латинский принцип практической политики творчески развили. Новенький, ненадёванный Pioneer DEX-P99RS разделили не на две, а на три части, с особой, так сказать, жестокостью. Собственно аппарат, переднюю панель и дисплей. Omnis divisa in partes tres, ещё Юлий Цезарь говорил, по какому-то, правда другому, поводу...

Основной блок «Пионера» встал в правом заднем крыле вместе с блоком усилителей — это дало возможность использовать предельно короткие межблочные кабели (всего 15 см), а поскольку отказ от дисков был заложен изначально, то и лазить туда не предполагалось. Панель управления с клавишами (но уже без дисплея) установили на левой стенке в перчаточном ящике, заранее заключив её в штатный футляр, прилагаемый для таскания «морды» в кармане. Сюда тоже лазить, кроме, может быть, экстренных случаев, не планировалось, всё управление — только с пульта. Почему тогда лицевую панель не оставили на основном блоке? А потому, что, как выяснилось, панель с блоком может взаимодействовать по длинному кабелю, в данном случае — 5 метров, а дисплей с панелью отказывается это делать, если длина шлейфа приближается к 70 см. Это и предопределило положение дисплейного блока на приборной панели. Была в какойто момент идея сохранить дисплей на спрятанной панели, подключив второй в параллель, работоспособность такой схемы установили опытным путём, но использовать не стали, а вновь обретённое знание отложили на будущее, может, ещё пригодится... Куда установили дисплей, вы уже заметили. Экранчик и датчик ИК-пульта — вместо левого воздуховода водителя в центральной консоли, сколько подавать воздуха в центральные воздуховоды после изменения их площади, климатконтроль как-нибудь разберётся. Для этого изготовили декоративное стекло, полностью повторяющее дизайн чёрных полированных вставок салона автомобиля. Подключили Pioneer к штатным кнопкам на руле и FM-антенне, причём для сопряжения с рулевыми кнопками пришлось сделать специальный контроллер — готовых ещё не существует.

Остальная часть системы выполнена по проверенным временем рецептам. В свете предъявленных требований структура системы определилась сразу: двухполосный фронт с поканальным усилением, сабвуфер — в багажник, на тыл — мидбасы без пищалок. Да, я знаю про тыл, но таково было пожелание заказчика, ему нравится эффект объёма, который таким образом создаётся (при правильной настройке, разумеется). В качестве фронтальной пары выбраны бескомпромиссные динамики из верхней линейки компании Eton. Мидбас Adventure WA1-160 SG и пищалка CX280 HG встали на традиционные места — в передние двери и на стойки. На тыл пошли недорогие, но «ядрёные» E.O.S Opera 2. Фронтальная акустика подключена к усилителям акустическими кабелями Klotz 425.

Сабвуфер для системы такого уровня требовался самый музыкальный, поэтому никаких фазоинверторов, только закрытый корпус и головка «с верхней полки». На этой полке недавно появился новый Eton 10-630 HEX — возможно, лучшее, что сделали немцы в сабостроении за последнюю пару лет. Само собой, вся машина прошла тотальную шумо- и виброизоляцию, некоторые места пришлось облагородить. В ходе установки использованы только лучшие вибродемпфирующие материалы STP Gold, пластиковые обшивки дверей обработаны жидким вибродемпфером.

Серьёзная модернизация затронула багажник, что на его внешнем виде никак не отразилось. Поскольку предусматривалась не просто поканалка, а поканалка максимальная, то многоканальных усилителей в системе нет. Они хороши, спору нет — но только не в плане переходных затуханий, да и распределение мощности в многоканальных усилителях никогда не отвечает условиям работы двухполосной системы. Одним словом, усилители все должны быть раздельными и разными — каждой задаче своё решение.

Для работы с фронтальными и тыловыми мидбасами применили два одинаковых усилителя E.O.S. AE-35T Limited Edition Ver.2. Для твитеров — более аккуратный и «прозрачный» E.O.S. E-100AB, для сабвуфера — могучий E.O.S. AE-620T. Все четыре усилителя и тело Pioneer DEX-P99RS уместили в правом крыле, что само по себе оказалось непросто — места там не так уж много. Кроме того, так как в правом заднем крыле штатно расположены блоки предохранителей, то два усилителя должны перемещаться в пространстве, открывая доступ к предохранителям и лампочкам заднего фонаря. Алюминиевая рама на петлях полностью решает задачу физического перемещения усилителей, а четыре бесшумных вентилятора постоянно отводят тепло от всего усилительного коллектива.

Симметрично усилителям, в левом крыле, расположился сабвуфер. На фоне остальных работ это оказалось самым простым и привычным. Корпус «стелс» полностью, несмотря на довольно причудливую форму, изготовлен из шлифованной берёзовой фанеры, без стеклопластика, и при объёме 20,5 л целиком влез в левое заднее крыло. Попутно немного передвинули и заново закрепили штатный усилитель, при этом ни один провод не пришлось укорачивать или наращивать. Понятно, что и в левом заднем крыле доступ к лампочкам заднего фонаря сохранён.

Для защиты сабвуфера сетку устанавливать не стали — все опробованные смотрелись инородным телом. Так получилось, что именно в тот момент, когда заканчивали внешнюю отделку встроенного сабвуфера, заказчик решил посетить студию, проверить, как идут дела, и утвердить внешний вид защитной сетки-гриля на сабвуфер, однако ему так понравился вид динамика, что было решено ограничиться декоративным кольцом, обтянутым чёрной алькантарой. При разумном пользовании багажником этого достаточно. Как там на латыни? Вспомнил: sapienti satis est…

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и напротив носа. Ход АЧХ в области нижнего баса показателен: там, где Eton HEX выпустили «в свободное плавание», то есть ниже частоты сопряжения с фронтом, он ведёт себя ровно как предсказано при работе в большом (для него) объёме. Набирает силу со снижением частоты, пока не выходит на ровную «полку» от 40 Гц и до неведомых инфразвуковых глубин. На верхней середине на АЧХ видна небольшая (в сравнении с виденным нами неоднократно) «салонная» болтанка. Она полностью утихает к 1,5 кГц, а дальше — полный штиль, на котором можно заметить лишь деликатный подъём от 6 кГц, с ним, как мне кажется, и связан яркий женский вокал. Прослушивание велось по стандартной программе. Тыл по моему настоянию был полностью убран фейдером, мне так привычнее.

Сцена — великолепная. При глубокой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция незначительна. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — достаточно стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине хорошая.

Достоин уважения и тональный баланс. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки играли ровно и слитно. Флейта звучала мягко, но в то же время детально — значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. На женском вокале проявилась некоторая яркость, исполнительница стала как бы ближе к слушателям. Суббас вкусный и чистый, без призвуков, с достойным уровнем. Макро- и микродинамика — великолепны. Детальное звучание акустических записей ничуть не уступало плотному саунду жёстко компрессированных электрогитар. И даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEX-P99RS
  • Усилители: E.O.S. AE-35T Limited Edition Ver.2, E-100AB, AE-620T
  • Акустика: Eton Adventure WA1-160 SG, CX280 HG, E.O.S Opera 2
  • Сабвуфер: Eton 10-630 HEX
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»