Эта фраза, прозвучавшая из уст Максима, как нельзя лучше описывает то, с чем приходится сталкиваться при установке автомобильной аудиосистемы. Независимо от марки и модели автомобиля. Вообще-то, в оригинале у римлян было «через тернии к звёздам», per aspera ad astra. И уж наверняка я бы в это вцепился что твоя терния, будь этот «Опель» на одну модель побольше. В смысле — «Астра»... Но это — «Корса», что на классической латыни не означает, кажется, ничего. Доехать до звёзд, правда, именно такая «Корса» способна побыстрее обычной «Астры», да и «Вектры» тоже, об этом позаботились ещё в Германии, в Opel Performance Center, не позабыв увенчать заводской тюнинг красноречивым автографом в низу рулевого колеса. А все тернии в судьбе этой машины пришлись на звук. Все до единой... Судьба звуковой части проекта с самого начала не задалась. Автомобиль был новый, заряженный, красивый. Но не звучащий. После покупки хозяин отправился в некое специализированное учреждение, из тех, что в интернет-рекламе месяцами держат баннер с надписью «Автозук», правда, поищите по этому слову в сети, найдёте немало интересного про установку а также «инстоляцию». Как попал сюда хозяин «звёздной Корсы», сегодня выяснить трудно, сам он об этом вспоминает как-то неохотно, призывая всех по своему примеру наслаждаться сегодняшним днём, а не содрогаться от воспоминаний о тёмном прошлом. В общем, специалисты по «инстоляции» клятвенно пообещали зарядить машину таким звуком, что все сдохнут от зависти. Первым сдох усилитель. Мастер-ломастер сделал неправильно даже то, что легче сделать правильно — если, конечно, голова не только для того, чтобы в неё есть. Запихнуть 12-дюймовый сабвуфер в 10-литровый ящик оказалось непросто, но получилось. Не получилось объяснить, почему в 10-литровый, только руками: вот... типа... он... тут и тогда вообще. Когда шлифовали ящик, протёрли пару дыр на углах, что тоже свидетельствует о трудолюбии и крепких передних конечностях. Но это не беда, ведь потом карпетом заклеили, причём — за те же деньги. Что баса нет — так это динамик плохой, да и усилитель поэтому сгорел, там вышло замыкание электрической добротности на механическую. Такова была сила убеждения непризнанного гения, что хозяин машины ему поверил. Почти. Но всё же для надёжности обратился к настоящим мастерам. Молчание при встрече с шедевром «инстоляции» было долгим. Такая тишина бывает в Лувре, в зале, где Джоконда. Так же молча (служебные слова опускаем, получая прежнюю тишину) начали делать всё заново, попутно исправляя испорченное и заменяя испорченное безнадёжно. Заказывать новую облицовку багажника, брать новый усилитель, восстанавливать облицовки стоек ветрового стекла. Пришлось заодно подогнать (а фактически изготовить заново) переходную рамку под головное устройство, и ещё много мелочей, без которых не обходится ни одна нормальная работа. Но карма машины уже серьёзно пострадала, проект преследовала странная цепь случайностей и совпадений, тормозивших процесс, и не говорите, что это суеверие, автозвук слишком тонок для вульгарного материализма. Сначала усилитель оказался не той модели, что написано на коробке. Потом общепризнанно респектабельная, да что там — топовая алпайновская «голова» заглючила. В довершение всего система упорно сопротивлялась настройке. Однако на всякую карму найдётся управа. Нашли и управились... Структура звукового тракта выбрана классическая — двухполосный фронт, «полная поканалка». Почему полная — понятно: независимая индивидуальная подстройка уровней, частот раздела, задержек. Этим занимается встроенный звуковой процессор головного устройства Alpine CDA 9887R. Помимо разделения полос он, разумеется, исполняет и роль «машины времени», помогая выстроить звуковую сцену при изначально несимметричном расположении динамиков. Адаптер Alpine APF D102 OP сохранил функциональность не только кнопок рулевого колеса, но и штатного дисплея, в этой модели крупного и удобно расположенного. А что у нас с местом установки динамиков? Штатные места под мидбас очень удачные, прибегать к вычурным архитектурным формам не потребовалось. Само собой, дверь пришлось основательно задемпфировать, чтобы не подпевала. Посадочное место и облицовку двери доработали, причём косметическая интеграция решёток оказалась настолько удачной, что воспринимается, как заводское решение — смотрите фото. То, что там написано название не того брэнда, которому принадлежит акустика — неважно, вы не читайте, а смотрите. Аналогичным образом поступили и с пищалками. Оставлять высоко на стойках, где они оказались после первой попытки, было бы (и было) неправильно — так далеко от мидбаса пищалки ставят в беспроцессорных системах, разменивая неизбежный разрыв звуковой картины на некоторое улучшение симметрии сцены. Здесь о симметрии было кому позаботиться внутри головного устройства, а вот о плавности обводов поверхности возле пищалки, что благоприятно сказывается на АЧХ, позаботились при изготовлении новых подиумов. Опустили пищалки пониже, выполнили косметическую интеграцию — теперь они смотрятся, как заводские. В салоне получился «полный сток», ничего из общего стиля не выбивается. В багажнике «полный сток» делать не стали. Хотя как сказать, единственным заметным элементом здесь оказался защитный гриль сабвуферной головки, расположенной довольно необычно — в плоскости «надставного» пола. Функциональность багажника, заметим, при этом нисколько не пострадала, в модификации OPC запасное колесо не предусмотрено. Так что «мини-подполье» по-братски разделили между собой пятиканальный усилитель и сабвуфер — закрытый ящик чистым объёмом 17 л, собранный из 20-миллиметровой фанеры. Такой объём, согласитесь, находится в очевидной гармонии с 10-дюймовой головкой, а головка такого калибра — в столь же очевидной гармонии с небольшим салоном «Корсы». Сабвуферная головка здесь той же марки, что и фронтальная акустика, за разговором о конструкции я как-то это упустил, а акцент сделать надо. Брэнд называется Crescendo, он новый, ещё не особо раскрученный и вполне доступный по цене. Но звучание оказалось на высоте, я был бы вправе ожидать такого от куда более пафосных марок. Разумеется, немалую роль здесь сыграл пятиканальный усилитель премиум-класса Boston из серии GT Reference и процессорное головное устройство, но согласитесь: на пути через тернии к звуку последний шаг делает именно акустика, и этот шаг оказался уверенным... Простота и примитивность — разные вещи. Если бы я про это и забыл, вспомнил бы при прослушивании этой системы. Система звучала отлично. Детальность и макродинамика достойны похвалы, разве что самые тихие места немного зашумлены процессором. Сцена настроена очень хорошо, ровная и симметричная. Тональный баланс весьма приятен на слух, всё очень гладко. Суббас, несмотря на солидный уровень, не выпирает, звучание безупречное практически по всему диапазону. Бас-гитара и контрабасы играют достаточно ровно, атака безукоризненная, чёткая и рельефная. Особенно хороша средняя часть звукового диапазона — что скрипичная группа, что флейта, что вокал. Верхние частоты очень детальные и открытые, твитеры забираются по частоте явно высоко. Общий характер звучания инструментов в высокочастотном диапазоне весьма натурален, всевозможные тарелочки, колокольчики и треугольнички воспринимаются именно как металлические, реалистично, но не натуралистично. Я понятно выразился? На АЧХ видно то, что и без прибора было ясно: ровно, спокойно скользящая вдоль горизонтали АЧХ с крепким, но не выпирающим басовым основанием, не останавливающимся на границе слышимого диапазона. Лишний раз убеждаешься в том, что «десятка» не случайно считается «выбором чемпионов». Небольшая шероховатость в области 125 — 200 Гц осталась не замеченной ухом. Зато область 6,3 — 20 кГц совпала с прогнозом — лёгкий подъём здесь обеспечил воздушность обертонов и натуральное звучание металлических ударных. |
Источник: Журнал «Автозвук»