Смешать, но не взбалтывать... Aston Martin DB9

Если вы поморщились, увидев этот заголовок, я с вами особенно дружу. Это я нарочно.

Пробейте эту фразу в «Гугле», и вы увидите, сколько разнообразных писак на ней выспалось, там будут пособия по организации корпоративных празднеств, поношения в адрес Грызлова с Мироновым, что-то про развитие телерадиовещания до 2015 года, и всюду считается, что в заголовке стоит техническое требование агента 007 к приготовляемому для него мартини. А он требовал как раз наоборот...

Коммандер Джеймс Бонд инструктировал бармена «взбалтывать, а не смешивать». Ведь мартини — это что? Джин, вермут и лёд. От того, размешать это ложечкой или как следует протрясти в шейкере, зависят свойства конечного продукта. Только после встряски достигается полная однородность смеси и её требуемая температура.

Почему агент 007 — не надо, наверное, объяснять, Aston Martin для коммандера — штатный служебный транспорт, отклонения от традиции были, но они были даже в рецепте мартини, секретная служба требует гибкости и широты взглядов. Те, кому положено, посчитали: в романах Яна Флеминга Бонд 16 раз заказывает мартини на джине и 19 раз — на водке. И лишь однажды («Casino Royale», 1953 год) смешивает английский и русский алкоголь в лично им изобретённом коктейле. В киноверсию это, кажется, не вошло, а в книге Бонд даже собирался запатентовать рецепт, когда уйдёт в отставку. Хорошо, что не запатентовал, а то с этого проекта пришлось бы отчислять, здесь как раз реализована идеальная пропорция английского, итальянского и русского. И не размешано ложечкой, так что плавает недотаявший лёд, а встряхнуто до полной однородности и идеальной температуры.

То, что Aston Martin сегодня — самая английская машина, сомнений нет, с тех пор как Rolls-Royce стал немцем, а Jaguar — индусом. Что самое итальянское в car audio? Тоже не вопрос, Audison. А в роли русского национального напитка — автозвуковая студия. Столичная, всё по рецепту. Первый раз этот автомобиль мелькнул в поле моего зрения больше года назад, в апреле 2010. Тогда хозяин хотел улучшить звучание штатной аудиосистемы заменой некоторых компонентов. Вообще говоря, меня всегда удивляло, что вторичность аудиосистемы в мощных спортивных автомобилях выражена ещё сильнее, чем в автомобилях обычных, без претензий. Какой ни возьми — звучание никуда не годится. Конечно, определённый резон в этом есть — на большой скорости на музыку лучше не отвлекаться, но ведь DB9 — это не «зажигалка» вокруг смотры гонять, тут надо бы как-то попородистее, притом что технически система довольно сложная (и безоговорочно дорогая). В передних дверях DB9 от рождения стоят четырёхдюймовые динамички, в задних — того же калибра, пищалки — из серии «чтобы были». Ко всему этому прибавьте головное устройство, жёстко интегрированное в панель и увязанное со всем, с чем только можно. В том числе и с многоканальным цифровым усилителем, без него оно работать не желало.

Поскольку расставаться со всеми функциями штатной «головы» хозяин не решался, первая попытка доработки свелась к простой замене динамиков следующим калибром (5,25 дюйма) — их можно было разместить без существенных доработок двери и тем самым немного улучшить бас. Здесь и ожидала засада: усилитель рассчитан на нагрузку 2 Ом, с другой нагрузкой работать не желал категорически, приравнивая всё, что больше 2 Ом, к обрыву акустических проводов и советуя владельцу незамедлительно ехать к официальному дилеру с большой котлетой денежных средств наготове. Это было ещё более или менее понятно, выходной фильтр импульсных усилителей накладывает определённые ограничения. Однако параллельно соединённые четырёхомные динамики почему-то тоже не были приняты усилителем за своих: они страшно хрипели даже на небольшой громкости, что-то там самовозбуждалось в усилителе. Побороть усилитель не удалось, выбросить нельзя, пришлось поставить двухомные динамики Infinity. Стало заметно лучше, чем было, но несопоставимо хуже, чем хотелось бы.

Потом автомобиль исчез на полгода, но это время не прошло даром. Хозяин осознал, что правильное звучание и хорошее настроение важнее тех мелких удобств, которыми начинена штатная «голова». «Париж стоит мессы», — сказал как-то Генрих Наваррский, принося убеждения в жертву политике... Здесь же пришлось пожертвовать не только штатной системой, но и задними сиденьями, несостоятельность практики отрубания хвоста по частям стала очевидной. Штатный аппарат оставили в качестве архитектурного украшения центральной консоли, а на роль источника был выбран самый бескомпромиссный из ныне живущих — McIntosh MX-406. Редкий зверь, давно в Красной книге числится. В наш цифровой век аналоговые регулировки отпугивают многих — ни тебе дистанционного управления, ни предустановок. Однако лишь два-три аппарата, и то не самых современных, способны конкурировать по звучанию с «четыреста шестым». Называть их не буду, сами знаете, какие... В суперсовременной панели консервативный McIntosh не кажется инородным телом, как не показался бы неуместным шотландский аристократ в классическом смокинге на пороге авангардной башни Ллойда в Лондоне. Теперь — итальянский ингредиент, лучшего сорта Audison. Традиционное и новаторское и здесь соединяются по рецепту суперагента, до полной однородности. Консервативное решение «фронт + тыл» соседствует с полным поканальным усилением и активными кроссоверами. И даже усилители для фронта и тыла отдельные — чтобы исключить любую возможность взаимного влияния каналов.

Фронт трёхполосный, на основе комплекта Audison TH K3. Проще всего было с пищалками — их интегрировали в стойки, а вот с установкой остальных компонентов пришлось повозиться всерьёз. Среднечастотники встали в доработанные штатные места в верхней части передних дверей в специально изготовленных боксах объёмом по 0,8 л, сетки использовали штатные. Подиумы для мидбасов интегрировали в обшивку в нижней передней части двери, для чего понадобилось переносить электронный блок управления дверью. Главной проблемой были каркасы дверей — они изготовлены из магниевого сплава, который, как известно, требует осторожности при механической обработке, чтобы ненароком не сыграть в дореволюционного фотографа со вспышкой.

Тыл двухполосный, на Audison TH K2. Однако именно тыловая акустическая система стала авангардным архитектурным решением, по которому разрабатывался отдельный дизайн-проект. То место, где раньше был задний диванчик, отдано на откуп усилителям, тыловой акустике и сабвуферу. Сложная конструкция содержит отдельные акустические отсеки объёмом по 10 л для тыловых динамиков и 35-литровый отсек с двумя тоннелями для сабвуфера Audison TH10 basso.

Усилителей в системе три, а каналов у них в общей сложности одиннадцать, ровно по числу излучателей. Шестиканальный Audison VRx 6420 работает на фронт, четырёхканальный Audison VRx 4300 — на тыл, моноблок Audison VRx 1500 — на сабвуфер. Полное разделение труда со всеми вытекающими последствиями, в том числе и в виде повышенного энергопотребления, усилители Audison всегда отличались отменным аппетитом. Поэтому рядом с каждым усилителем установлен фарадный конденсатор Connection FSF10, а для питания системы предусмотрен дополнительный гелевый аккумулятор. Дело в том, что разрядка основного аккумулятора чревата серьёзными последствиями в виде полной потери памяти, эвакуатора и сервисного обслуживания. Поэтому усилителям — отдельное питание. Для удобства обслуживания модуль дистрибьютора с держателями предохранителей установлен в багажнике.

Силовая проводка — Daxx, акустические и межблочные кабели — высококачественные Furutech, широко применяемые в дорогостоящих домашних аудиотрактах. Поскольку в McIntosh MX-406 нет отдельного сабвуферного выхода, сигнал для сабвуфера формируется из суммы левого и правого фронтальных каналов. Моноблок подключён к линейному выходу фронтального усилителя.

Настройка (взболтать, а не смешать) системы заняла едва ли не больше времени, чем её установка. Для каждого из одиннадцати динамиков необходимо было подобрать оптимальные уровень сигнала и полосу частот. А система беспроцессорная, все регулировки — отверткой на усилителях, мало никому не покажется. С другой стороны, пользователю эти регулировки относительно недоступны, да и настройки не пропадут при разрядке «музыкального» аккумулятора, чего не приходится ждать от процессорных систем. Третий («столичный») ингредиент, как видим, оказался не менее важным для конечного продукта, чем два остальных, английский и итальянский. Потому и коктейль вышел уникальный, важно лишь помнить: тщательно взбалтывать, а не просто смешать...

Впечатление от прослушивания — самое благоприятное. Как ни крути, а «голова» — всему голова. Детальность «Мака», помноженная на утончённость Audison дала потрясающий результат. Великолепный тональный баланс, мягкое и не напрягающее звучание во всех регистрах — и это притом что настройка системы делалась исключительно на слух, без анализаторов спектра. Сцена, разумеется, несколько несимметрична, что для беспроцессорной системы естественно, а потому простительно. Долго хотел к чему-нибудь придраться, перебрал все треки с диска AMT — всё отлично: и разрешение, и глубина, и макро- и микродинамика. Вот, нашёл: уровень баса великоват, хотя мозг и не напрягает. Или так первый коктейль пошёл, с непривычки...

АЧХ бондовского коктейля оказалась для глаза столь же непривычной, сколь нетривиален рецепт. На низах довольно мощный подъём с максимумом на 60 Гц, ниже которого какой-то необычно плавный, даже округлый, спад — так причудливо наложилась передаточная функция салона на «фазоинверторную» АЧХ сабвуфера. Выше полосы сабвуфера АЧХ идёт очень гладко, единственный «претендент» на роль салонного резонанса (250 Гц), и тот выражен не чересчур явно. От середины идёт опять плавный, обтекаемый подъём к верхним частотам, стыки полос не просматриваются нигде. И наконец, выше 7 — 8 кГц АЧХ вновь спадает, на этот раз — медленно. Таков общий ход частотки, однако обращает на себя внимание полное отсутствие локальных всплесков и провалов, притом что никакие средства коррекции АЧХ не применялись, да их в составе коктейля и нет...

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
  • Источник: McIntosh MX-406
  • Усилители: Audison VRx 6420, VRx 4300, VRx 1500
  • Акустика: Audison TH K3 orchestra, TH K2 coro
  • Сабвуфер: Audison TH10 basso
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»