Жил-был мышонок... Fiat 500

Если брать в расчёт только несъедобные предметы, то на свете нет ничего более итальянского, чем Fiat 500. Нет и не было...

Судите сами: впервые автомобиль с таким названием появился, когда Италия ещё была монархией, причём тогдашний король оказался в её истории даже не последним, а предпоследним. Потом был ещё один, но когда ему сказали, что править придётся самому, без подсказок дуче, он быстро, за месяц, свернул всю эту канитель, с тех пор Италия — республика, а Берлускони — премьерминистр (мне иногда кажется, что он — тоже с тех пор, до того глаза намозолил). Первый Fiat 500, выкатившийся с конвейера в Турине, наверное, показывали королю. Ну и дуче, разумеется, ведь в солнечной Италии тогда стоял 1936 год. Официально названный «500» по кубатуре двигателя (пол-литра называть «литражом» как-то язык не поворачивается), он был немедленно переименован благодарным итальянским народом в «Тополино», так у них звался совсем молодой (восемь лет от роду) остромодный мультперсонаж, известный остальному миру как Микки Маус.

Началась и закончилась война, а «мышонку», всё как с гуся вода. По послевоенной республиканской моде ему перекроили мордочку, а всё остальное осталось как при дуче. В смысле — при короле. В середине 50-х гениальный (я настаиваю) туринский конструктор Данте Джакоза решил возродить самый итальянский автомобиль на совершенно другой технической базе. Двигатель переехал назад, потерял два цилиндра из четырёх и водяное охлаждение, а получившийся автомобиль вновь стал культовым. Кстати, если кто думает, что наша автолегенда, «горбатый», был скопирован с Fiat 500 — ошибается. По кузову он ближе к другой модели того же Джакозы, Fiat 600, который вышел на два года раньше «пятисотого», был заметно больше «мышонка» (примерно со взрослую мышь) и столь горячей народной любви не испытал. Между прочим: этот Fiat 500 официально именовался Nuova 500, ведь последний «мышонок» довоенных кровей перестал штамповаться в Турине всего за два года до этого.

Теперь согласитесь: автомобиль должен быть явлением культуры, чтобы такими причудливыми стежками пройти через историю своей страны. И неудивительно, что, отсчитав ровно полвека от момента появления Nuova 500, итальянцы решили его возродить. Возможно, источником вдохновения стали реинкарнации VW Beetle и Mini, а возможно, другого пути в наше время и нет, я нарочно подобрал сразу два авторитетных эпиграфа, надеюсь, их при вёрстке не выбросили.

Итак, в 2007 году, воспользовавшись короткой, всего в два года, паузой в бесконечном правлении проходимца Сильвио, увидел свет «сверхновый» Fiat 500. Двигатель снова переехал вперёд, на этот раз утащив с собой и ведущие колёса, всё в машине предельно современно, но неповторимая эстетика Nuova 500 берётся глазом немедленно и с любого ракурса. Fiat 500 в России пока редкость — даже в Москве лишь немногим более полусотни «пятисотых», где бы такой автомобиль ни появился, он не просто вызывает интерес, к нему подходят, чтобы тайком потрогать, сам видел. Однако владелец конкретно этого «500» Антон (aka Brummen) решил: удивлять — так наповал. И приехал по хорошо знакомому адресу, где до этого уже не раз перековывал своих четырёхколёсных коней.

Идею проекта можно было предугадать: стопроцентный итальянец. Ну а как ещё? Труда в воплощение идеи вложили немало, и автомобиль стал не просто итальянцем, а итальянцем шикарным. Прежде всего, установили спортивный обвес Abarth (ещё одна стопроцентно итальянская легенда), двери переделали в стиле Lamborghini (ну, это можно не комментировать) — теперь они открываются в сторону и вверх. Подсветку приборов и головного устройства переделали в итальянский триколор: красный, белый и зелёный. Или наоборот — зелёный, белый и красный, смотря откуда начинать. Теми же цветами подсвечены и карманы в дверях.

Однотонный жемчужно-белый кузов на фоне такого буйства красок уже казался бледным и невыразительным. Делать аэрографию — слишком банально, долго, и вообще скоро каждый третий автомобиль будет с аэрографией... Решили использовать новую технологию — «винилографию», или, точнее, виниловую аппликацию. Элементы картинки вырезаются из цветной виниловой плёнки и наклеиваются на кузов. Для контрастных изображений без полутонов и цветовых переходов — самый подходящий вариант, да и по трудоёмкости исполнения не сравнить с традиционным методом.

Сюжеты для росписи — самые что ни на есть итальянские. На левой дверце — суровые сицилийские mafiosi с американским автоматом «Томпсон». На правой — доблестные сarabinieri с более патриотичными Beretta M12. И те и другие стреляют от души — гильзы так и летят по сторонам. А лица у всех добрые-добрые... Но очень зубастые, потому что — Нибблеры. Ну, это из другого мультфильма, посвежее Микки Мауса...

Понятно, что при таком разгуле фантазии было решительно невозможно оставить нетронутой аудиосистему. Головное устройство менять не стали — уж больно хорошо оно интегрировано в панель, в итальянском, я думаю, не должно быть слова «дизайн», потому что всё, что они делают — это уже сразу дизайн. К тому же управление с руля есть, не отказываться же от такого удобства. Естественно, в «голове» добавили линейные выходы, так всё же будет вернее. Ради качества звучания сигнальные кабели изготовили индивидуальные, из самых лучших проводов и разъёмов.

Фронтальная акустика — компонентные Eton RS161 с пассивным кроссовером из комплекта. И мидбасы, и пищалки встали в облагороженные штатные места в двери и стойки соответственно. Заводские решёточки на стойках решили не менять — «родная» ориентация пищалок оказалась довольно удачной, да и с эстетикой там всё в порядке. От добра добра не ищут... А с дверями поработали по полной программе — для мидбасов изготовили подиумы под белым лаком, а грили снабдили красной подсветкой. Владельцы «пятисотых» уже интересуются — где такие купить...

От тыловой акустики, естественно, отказались. Салон крошечный, с хорошим фронтом звучание само сбалансируется. На освободившемся месте в боковинах салона установили восьмидюймовые мини-сабвуферы Kicker CVT84 — тем самым сохранили багажник, который в городском четырёхместном (именно так!) автомобильчике хоть и больше, чем был в Nuova 500, но всё же невеликий. Грили на сабвуферах — ручной работы, здесь снова всплывает тема «зубастиков». Каждый «зуб» выпиливался, изгибался и шлифовался вручную, и под каждым установлен красный светодиод подсветки. Эффект — потрясающий, полное впечатление, что диффузор светится изнутри.

У сабвуферов почти плоский диффузор, поэтому установочная глубина невелика, скромен и необходимый объём закрытого корпуса, поэтому архитектурные излишества не потребовались — вполне себе обычные закрытые корпуса, только в боковинах салона. Однако за скромную кубатуру (здесь опять не совсем «литраж») приходится платить низкой чувствительностью, поэтому мощность усилителя нужна очень нескромная. Физика не монархия, её за месяц не отменишь...

Из-за сабвуферов набор усилителей получился интересный и нетрадиционный. Интересный — потому что использовали усилители Eton серии MINI, мощные и сверхкомпактные, притом что не импульсные, а классические AB. Нетрадиционный — потому что из четырёх каналов усилителя Eton MA75.4 организовали два моста, каждый из которых развивает 250 Вт на четырёхомной нагрузке. Это для сабвуферов, их диапазон — ниже 120 Гц. Поскольку сабики установлены не в багажнике, а за спинками передних сидений, да ещё в стереоварианте, такая полоса частот для них не противопоказана. А двухканальный Eton MA125.2 работает на фронтальную акустику, выдавая по 70 Вт на канал в полосе выше 70 Гц — тут наоборот, всё консервативно, никакой поканалки.

По сути дела, система получилась не двух-, а трёхполосной, причём с домашней идеологией — стереобас, широкополосный мидбас и пищалки. Компактно и стильно, как Fiat 500...

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений.

Ход АЧХ в области нижних и значительной части средних частот нетипичен для автомобильных аудиосистем, начисто отсутствует привычный глазу агрессивный подъём на низах. А на самых низких частотах компактные «Кикеры» отлично спелись с компактным салоном: АЧХ идёт ровно, не споткнувшись даже о нижнюю границу слышимого диапазона. Заметен провал на АЧХ между 1 и 2 кГц, поэтому, надо полагать, и скрипки прозвучали тускловато. Возможно, здесь сработала ориентация динамиков или большое расстояние между мидбасом и пищалкой.

Звучание я оценивал по диску AMT с «обязательной программой». Сцена — очень хорошая, несмотря на отсутствие процессора. Чуток неравномерная и центральный образ немного размыт — но на это не обращаешь внимания. Высота сцены — стабильная, заметно выше торпедо, локализация по глубине хорошая.

Тональный баланс серьёзных нареканий не вызвал. Всё ровно, естественно, лишь немного приглушена середина — самую малость, заметно только на сольных партиях скрипок, где они звучат тускловато. Флейты — сдержанные, без крикливости. Бас (и самый нижний, и просто нижний, и средний, и верхний) — одинаково хорош. И с одинаковой, неукоснительно фронтальной локализацией, вот что значит сабвуфер под боком, а не в багажнике. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими.

Микродинамика — великолепная, а макродинамика немного подкачала: тест Nightwish оказался «новому мышонку» не по зубам. На вокале были заметны явные интермодуляционные искажения, сумбур в звучании пропадал только при заметном снижении громкости. В целом получилось очень достойно. Просто у меня задача такая — придираться.

  • Тип системы: аудио
  • Cостав: 2-полосный фронт + стерео сабвуфер
  • Источник: штатный
  • Усилители: Eton MA125.2, Eton MA75.4
  • Акустика: Eton RS161
  • Сабвуферы: Kicker CVT84
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»