Получив весточку от Дмитрия Малыгина про новую работу студии, я принялся было желчно комментировать эрозию грамотности в современной России. Хорош, дескать, если не знает, как «купе» написать не по-нашему. Хоть бы с багажника срисовал, по буквам... Это я, как выяснилось через пять минут в онлайне, зря. Срисовано всё было правильно. А что я не знал про эту модель — вина моя, но небольшая, во-первых, я фанат другого брэнда, во-вторых, Cerato Koup в России пока новинка. Трудно сказать, чем руководствовались маркетологи KIA, давая несколько «олбанское» название новой модели автомобиля, маркетология — дело тонкое, Восток — тоже, восточная маркетология оказывается вообще продуктом нанотехнологий. Хотя, если подумать, приём не совсем новый. Нарочитую грамматическую ошибку полвека назад ввели в обиход четыре парня из Ливерпуля, из которых сейчас осталось два, те самые «Жюки» (перевод опять мой). Впрочем, ладно, «купе» хоть через «ять» напиши, это и будет купе, машина по этимологии (если не по-албански) — «урезанная», а это всегда означает тесноту на заднем сиденье или его отсутствие вовсе. Здесь ошибка в правописании находит инженерную поддержку, в «кюпе» (перевод сами знаете чей) заднее сиденье оказалось полноценным и даже удобным, глубоким, рассчитанным на людей, а не эмбрионов. И ноги есть куда поставить, и, чтобы попасть туда, не нужен разряд по спортивной гимнастике — передние сиденья откидываются элегантно и легко. Вообще, салон оставил очень приятное впечатление — эргономично, стильно, приборы и даже грили динамиков в передних дверях подсвечены красным по периметру. Интенсивность подсветки грилей можно менять или сделать её переливающейся, креатив, однозначно... Автомобили с кузовом «урезанного» типа не так часто появляются на страницах нашего журнала — последний раз был где-то пару лет назад. Как-то не пользуются «купешки» в России особым спросом, что понятно, на все случаи жизни такая машина не годится. Значительная часть населения России (и ваш покорный слуга в том числе) предпочитает универсальные автомобили: себя — на работу, младших детей — в школу, старших — в консерваторию, картошку — куда скажут. Кстати, если подойти к вопросу со знанием дела, то на поездке в консерваторию можно порой и сэкономить, в таком кузове звук нередко получается лучше, чем в других, к тому же необязательно приносить в жертву искусству багажник (звук картошке не помеха). В данном конкретном случае внушительный объём боковин кузова сразу подсказал основную идею инсталляции — спрятать все компоненты там. Тем более что объём багажника хозяин (вполне традиционно) просил максимально сохранить, и эту просьбу уважили исчерпывающим образом: в багажнике вообще ничего нет. Не «не видно», а именно «нет». Первоначальный замысел был довольно масштабным именно в плане звука, поэтому источник сигнала выбрали серьёзный — мультимедийное головное устройство Alpine IVA-W205R в паре с процессором Alpine PXA-H701. Но, как часто бывает в жизни, бюджет проекта неожиданно пришлось существенно пересмотреть (секвенция, так это, кажется, будет по-научному?). Почему да как — неважно: пришлось. Поэтому вмешательство в интерьер было минимальным, а усилитель и акустика оказались из не самой топовой категории, что, впрочем, не помешало в итоге получить звук наиотменнейший, подтвердив известный тезис: нет негодных компонентов, есть невыгодные сочетания и неграмотная установка. Головное устройство установили в положенное ему место — для этого пришлось приобрести новую переходную рамку, которая с переделками, но всё же подошла. Крепление, отверстия под органы управления, — всё пришлось подгонять, подпиливать, подтачивать... А центральный шильдик и вовсе потребовалось изготовить заново — оказалось, что он составляет одно целое с заводской рамкой, и переставить его на новую рамку невозможно. Но шильдик получился даже красивее заводского. Кстати, кнопки на руле отлично совместились с интерфейсом управления и полностью сохранили функциональность. Структуру тракта выбрали проверенную, безотказную, уже заслужившую звание классической: двухполосный фронт с поканальным усилением и сабвуфер. Поканальное усиление при наличии процессора PXA-H701 — очень мощное средство, оптимальные задержки и уровни сигнала для каждого из динамиков позволяют выстроить и сцену, и тональный баланс, тут никого уговаривать не нужно. Акустику установили по проверенному рецепту. Пищалки E.O.S. Studio-283C встали в треугольниках зеркал, а мидбасы E.O.S. Clarity 100C — в подготовленные штатные места в основательно задемпфированных передних дверях. Интересно, что диаметр мидбасов Clarity 100C — 165 мм, а что скрывается за числом «100» в обозначении, не представляю. Может, это «165» на «олбанском»? Без затруднений не обошлось. Акустический кабель никак не хотел входить через штатную фишку двери, пришлось дверь снимать и сверлить отверстия для прокладки кабеля. Поскольку штатные облицовки двери остались нетронутыми, понадобилось сделать уплотнение, чтобы изолировать пространство под обшивкой от динамика. Собственно, на этом проверенные рецепты закончились, и в ход пошли инженерные изыски. Десятидюймовый сабвуфер E.O.S. MAX-10WB (он же Challenger) в закрытом корпусе объёмом 23 л установили в правой боковине кузова. За этим «установили» скрывается изготовление корпуса непростой формы — причём не из стеклоткани, а из кусочков фанеры. Бесчисленные примерки, подгонки — всё, чтобы выжать максимально возможный объём. Усилитель в системе, как выразились бы домашние хай-файщики — «интегральник». В смысле — один на всю систему пятиканальный E.O.S. AE 4.1. Устанавливать отдельные усилители не позволяли ни пространство, ни бюджет. И вопреки распространённому (и в известной мере обоснованному) мнению пятиканальный усилитель оказался ничуть не хуже отдельных. Расположился он вместе с процессором в левой боковине салона. Сигнал от головного устройства по оптоволоконному кабелю поступает на процессор, а с него — на усилитель, при этом длина межблочных кабелей получилась минимальной — примерно 16 см. Короче уже просто некуда, разъёмы паять неудобно. На фотографиях PXA-H701 не виден, он почти целиком спрятался за усилителем — но он там есть, уж поверьте на слово... Другие моменты инсталляции вполне в духе описанных ранее работ студии, поэтому много внимания уделять им не буду. Сигнальные кабели Solo 250 SHSV, акустический — четырёхжильный Klotz 415BL. Силовые кабели Audio Art калибра 4AWG (интересно, когда мы избавимся от навязанной нам американской системы гейджей, дюймов и вершков, или что там у них?). Подсветку штатных грилей в передних дверях сохранили — уж больно хороша была. Все вновь изготовленные элементы салона тщательно подогнаны по форме и фактуре к штатной отделке. Получился «полный сток», впечатление абсолютное. И в то же время ничто не мешает «поиграть в Тузика и грелку» на любых соревнованиях по автозвуку: пусть надпись на крышке багажника сделана с ошибкой, зато в системе ошибок не обнаружилось. Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках (на уровне левого и правого ушей и напротив носа) с последующим выведением средних значений. В области нижних частот опытный глаз найдёт зону стыковки сабвуфера с фронтальным мидбасом, не без этого, но этот же глаз не сможет не заметить фантастическую, иначе не скажешь, АЧХ сабвуфера, от 50 Гц и ниже звуковое давление меняется не более чем на 1 дБ в каждую сторону. Выше 300 Гц, где АЧХ выходит на типичную для автомобильных систем «полку», нерегулярности становятся более заметными, но они как-то удачно распределились по частоте, мне кажется, что именно всплеск на 400 Гц придаёт насыщенность звучанию, а другой, на 1,6 — 2,0 кГц, подчёркивает детальность. Звучание я оценивал с диска AMT с «обязательной программой». Сцена — великолепная. Поскольку такое акустическое решение уже описывалось, повторю вкратце. При такой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, я специально подвигал сиденье вдоль салона и поёрзал личной тушкой поперёк. Высота сцены — стабильная, заметно выше торпедо, локализация по глубине хорошая. Тональный баланс приятный, даже удивительный для такой несложной акустики — от нижнего мидбаса до самого ультразвука претензий нет. Середина очень детальная, открывает все тонкости звукоизвлечения струнных инструментов. Трио контрабасов было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, без эксцессов. Флейта местами казалась резковатой, но это я уже придираюсь. Суббас и нижний бас «жирный», но не затянутый. И совершенно передний — вот что значит сабвуфер в салоне, а не в багажнике! Временами его кажется многовато, но на большинстве обычных коммерческих записей это не будет заметно. Макро- и микродинамика — великолепны. И даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу. В целом вердикт — очень достойно, удовольствие от прослушивания полное. |
Источник: Журнал «Автозвук»