Я сначала и заголовок перевёл на русский, но редактор предложил оставить на моём родном. Не возражаю, так тоже красиво. А смысл — тот же, «ответ»... Иксзибит мне не земляк и не приятель, но в судьбе этого проекта ему принадлежит заметная роль. Началось всё с того, что зимой 2008 года в наш дом «пришло пополнение» под названием Daewoo Lanos. Автомобиль, возможно, не самый распространённый в России, а у нас, где его массовым тиражом выпускает легендарный ЗАЗ, это — бестселлер... Новенький, блестящий, он радовал глаз и экономил время на передвижение по городу, но... хотелось придать автомобилю индивидуальности, выгодного отличия от «братьев по конвейеру». Вспомнилась передача американского продюсера и ведущего Иксзибита «Тачка на прокачку». Это был 2004 год. С каким восторгом и удивлением я наблюдал, как в тюнинговых мастерских далекой заграницы быстро и профессионально модернизировали и «упаковывали» автомобили, изменяя их до неузнаваемости в лучшую сторону. Большое внимание в этой передаче уделялось модернизации автозвука, как немаловажной детали комфорта любой машины. В 2009 году я зарегистрировался в Интернете на нескольких форумах автозвука, просиживал за компьютером сутками и понял, что увлёкся всерьёз и надолго. В то время я имел довольно поверхностное понятие о модернизации автомобиля, проще сказать — не знал ничего. Целый год изучал эту тему, прочитал не один десяток статей, советовался, анализировал, взвешивал, сопоставлял, разрабатывал схемы, рассчитывал возможности и машины, и свои и только в начале 2010 года принял решение кардинально изменить авто. Как это происходило, я расскажу, а что получилось в результате — судить вам. Начну с выбора фронтальной акустики. Сначала нужно было выбрать компонентность — двух или трёх. Определиться не мог долго, в «короткий список» вошли две системы: американская двухполосная Power Acoustik GA-620 и трёхполосная Ivolga SB-63K русского производства. Проанализировал тесты каждой из них и остановился на Ivolga SB-63K (тест был в «А3» №2/2005). Однако здесь мне немного не повезло: достался некачественный комплект. В мидбасовых динамиках произошло отслоение витков катушки, эта поломка устранима, но обойдётся ремонт довольно дорого. Случайно мне в руки попался комплект компонентной акустики Boschmann MB-62CTI, мидбасы которого гармонично «спелись» с иволговскими твитерами и серединками. Так в моем автомобиле заняла свое место комбинированная фронтальная акустика. Все мы хорошо знаем, что классическая схема предполагает наличие фронтальной акустической системы и сабвуфера. Для водителя и переднего пассажира этого достаточно. Но нельзя забывать о комфортном восприятии музыки пассажирами, располагающимися на заднем сиденье. «Забота» о них полностью возлагается на тыловую акустику. Для этого звена я выбрал комплект Boschmann R-6932W размером 6 х 9 дюймов (специально для того, чтобы при отключённом сабвуфере звук не оставался без басов). По спецификации нижняя граница частотного диапазона этой акустики составляет 35 Гц, а чувствительность — 94 дБ, что позволяет «раскачать» динамики любым усилителем. Главными критериями при выборе ГУ были чистота и реалистичность воспроизведения музыки. После прослушивания многих автомагнитол я остановился на CDресивере Clarion DXZ 475MP. Учитывая то, что в автомобиле установлены два комплекта акустики — фронтальная и тыловая плюс сабвуфер, было решено приобрести два усилителя: 4-канальный Blaupunkt GTA-450 на акустику и 2-канальный MacAudio MP2000 на сабвуфер. Оба (особенно первый) относятся к категории бюджетных, но с поставленной задачей справляются очень даже хорошо. А когда с GTA-450 был проведен небольшой «твик», акустика зазвучала ещё лучше. Но об этой модернизации немного позже. В качестве сабвуферного звена выбрал головку Dragster DWA-125калибра 12 дюймов. Главным плюсом этого сабвуфера является высокая чувствительность — 93,3 дБ. Усилитель MacAudio MP2000 в работе с сабвуфером оказался на высоте, в 50-литровом корпусе ФИ ощущается даже избыточность звукового давления. Проводка — сложный и очень ответственный этап в создании акустической системы автомобиля. Как известно, силовые провода должны проходить на значительном расстоянии от акустических. Силовая проводка была проложена по левому борту автомобиля. Плюсовой кабель сечением 20 кв. мм, тянулся из-под моторного отсека к багажнику, где дистрибьютором питания разветвился на два кабеля сечением по 10 кв. мм каждый, подключенные к усилителям. Масса от АКБ продублирована на кузов кабелем сечением 20 кв. мм. Для усилителей масса бралась в двух точках крепления замков ремней безопасности, кабель 10 кв. мм к каждому усилителю. Головное устройство и мониторы получили питание от АКБ через кабель 3 кв. мм, масса взята от кузова. Особенного внимания при прокладывании силовой проводки заслуживает её защита. Я защитил проводку следующим образом: возле клеммы АКБ на кабель, идущий к усилителям в разрыв линии установил, плавкий предохранитель на 60 А; при разветвлении кабеля 20 кв. мм через дистрибьютор на кабели по 10 кв. мм установил предохранители на 40А; отдельные предохранители стоят в цепях питания мониторов, Play Station One, подсветки и кулеров. Межблочные кабели и кабели видеосигналов от монитора прокладывались через центральный тоннель, акустические провода к фронтальным динамикам и провода к динамикам, расположенным под крышкой багажника — по правому борту. Учитывая небольшие размеры багажника Daewoo Lanos, я решил изготовить корпус сабвуфера в стиле «стелс», используя пространство со стороны левого крыла. Акустическое оформление — фазоинвертор объёмом 50 л. По проведенным расчетам в специальных программах JBL Speaker Shop и Bass Port я определил, что диаметр тоннеля для короба с таким объёмом должен быть 105 мм, а длина -350 мм. Тоннель я поместил вертикально, мне это показалось неплохим решением как эстетически, так и практически. (При необходимости можно спрятать что-то особо ценное. Главное — не забыть, что и где спрятал...) Корпус сабвуфера был прокатан виброизоляционным материалом толщиной 2,3 мм, а внутренний объём заполнен синтепоном общей массой 300 г. Разумеется, была проведена виброизоляция и кузова: материалом толщиной 2,3 мм (нижний слой) и 5-миллиметровым спленом (верхний слой). Крыша, багажник и полка для тыловой акустики покрывалась «антишумкой» в два слоя. Основой подиумов для высоко- и среднечастотных динамиков послужили «родные» ланосовские стойки, на которых сначала были закреплены кольца из многослойной фанеры, на них выставлены чашки твитеров. С помощью тонкой лайкры смоделирован внешний вид будущих подиумов. После аккуратно пропитываем ткань полиэфирной смолой и укрепляем стекловолокном в несколько слоёв. После высыхания смолы на конструкцию наносится шпатлевка, а идеально гладкая поверхность с плавными переходами к стойке достигается многочасовой шлифовкой наждачной бумагой, другого способа пока не придумали. Объём камеры под среднечастотными динамиками получился около 0,5 л на каждой стойке. Последний этап в изготовлении подиумов — перетяжка готовой конструкции кожвинилом и защита динамиков декоративными решётками. Изготовление подиумов на двери я начал со снятия дверной карты и закрепления к металлу двери своеобразного «колодца» из фанерных колец, размер которых «привязан» к размеру мидбасовых динамиков. Следующий шаг — вырезать в дверной карте отверстие для свободного выхода «колодца» в салон. Далее началась работа по изготовлению самого подиума. Получив практические навыки при создании подиумов под ВЧ и СЧ, работать с дверной картой стал намного быстрее. Единственная особенность — надо было защитить фанерный «колодец» от прилипания полиэфирной смолы. Я это сделал с помощью изоленты. Сформировав подиум из стеклоткани, смолы и стекловолокна, снял дверную карту с двери, покрыл шпатлёвкой и отшлифовал. Перетяжка готовой конструкции кожвинилом в тон салона и установка мидбасов завершила эту часть работы. Для поддержания единой цветовой гаммы таким же кожвинилом были перетянуты и дверные карты задних дверей. Дистрибьютор питания я решил сделать собственноручно. Изготовлен он из медной пластины толщиной 9 мм, обработанной на фрезерном станке и разрезанной на части. Рассчитан дистрибьютор на прижимные предохранители пластинчатого типа и ANL Mini. Для крепления клемм использовались болты М6, для предохранителей — М4. Медные детали дистрибьютора были закреплены на стеклотекстолитовой основе пайкой. В завершение дистрибьютор залит полиэфирной смолой и помещён в корпус из 5-миллиметрового оргстекла. После некоторых раздумий решил усовершенствовать усилитель Blaupunkt GTA-450, опытные люди в Интернете (а именно — на «Блюзмобиле») утверждают, что улучшению звучания способствует увеличение ёмкостей в блоке питания. На плате усилителя я обнаружил четыре конденсатора по 1000 мкФ, 16 В, стоящие до преобразователя, и четыре — по 2200 мкФ, 35 В после преобразователя. Конденсаторы до преобразователя заменил новыми — 4700 мкФ, 16 В, 105С, а для вторичной цепи сделал внешние батареи конденсаторов, подключив их параллельно к имевшимся. Изготовил две платы, установил на каждую по три параллельно соединённых конденсатора 4700 мкФ, 50В, 105С и разместил батареи над транзисторами, приклеив их на герметик. Результат: в первичной цепи суммарная ёмкость возросла с 4000 мкФ до 18800 мкФ, а во вторичной — с 8800 мкФ до 37000 мкФ. После такого «твика» усилитель начал играть значительно приятнее, бас стал мягким, напористым и более приятным, это первое, что ощущаешь после того, как запускаешь обновлённый усилитель на том же треке, который был до модернизации. Высокие частоты стали менее резкими, появилось ощущение мягкости и лёгкости, когда на слух ничего не давит. Для прослушивания музыки вне салона автомобиля я решил добавить четыре 16-сантиметровых динамика (оставшихся от штатной системы), расположив их под крышкой багажника на специальной панели с подиумами. Основой для панели послужила доска, на которой крепились кольца под динамики, вырезанные из многослойной фанеры. Подиум формировался с помощью эластичной ткани, смолы и стекловолокна, выравнивался шпатлёвкой, шлифовался и обтягивался автомобильной тканью. Чтобы потяжелевшая крышка багажника открывалась по-прежнему легко, были установлены два газовых амортизатора. Для воспроизведения изображения из камеры заднего вида, игровой приставки и просмотра телевизионных передач было решено установить два монитора. Первый — моторизованный Challenger CH-2100 — на передней панели вместо часов, кнопок ЗПТФ и аварийки, которые были перенесены на кожух рулевой колонки. Для монитора была изготовлена и прикреплена к поперечной балке торпедо металлическая шахта. Второй монитор, вернее — автомобильный телевизор — на вертикальной стенке подлокотника экраном к пассажирам заднего сиденья. Мониторы могут работать как в паре, показывая одинаковые изображения, так и независимо друг от друга. Потом попалась мне в руки игровая приставка Sony PlayStation One с внешним блоком питания на 7,5 В. Здесь своё дело сделала ностальгия, вспомнились времена, когда часами просиживали в клубах перед голубыми экранами мониторов и «шпиляли в соньку». Поэтому было решено инсталлировать предмет ностальгии в автомобиль. Для этого использовал понижающий стабилизатор напряжения на базе микросхемы SD1084. Игровая приставка крепится на фанерной подставке, обтянутой автотканью в цвет штатного ковролина, БП расположился под подставкой и служит второй опорой конструкции, всё это крепится к поперечной балке под сиденьем. В начале статьи я назвал свое имя, поэтому понятно, что именная эмблема на решётке автомобиля — это первая буква моей фамилии. Сначала изготовил макет на компьютере, передал файл мастеру, который и сделал эмблему на станке-автомате из листового металла. В таком же стиле эмблемка на коврик в багажнике. Финальным аккордом в модернизации автомобиля стало нанесение аэрографии на капот. За основу была взята фотография моторного отсека автомобиля Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe (вот так, на меньшее я был не согласен). Изготовил макет аэрографии, и за дело взялся японский робот-аэрограф. Он считал размеры капота и начал печать. Через десять часов первый этап нанесения рисунка был завершен. Осталось только покрыть двумя слоями лака и установить капот на автомобиль. Ось така наша відповідь Iксзібіту... |
Источник: Журнал «Автозвук»