Мечта капитана. Toyota Avensis

«Капитаном» на флоте, вообще-то, называют капитан-лейтенан та, мечта которого, понятно, стать «кап-три». Смелая и далёкая мечта — «кап-два». А о чём мечтать тогда? Я-то вот знаю...

Как вы поняли, «кап-два», по уставу — капитан 2-го ранга, это я. Путь к мечте был такой: родился в БССР, окончил школу, поступил в училище. Его окончил, пошёл служить великой Родине. Но великая Родина в 1991 г. превратилась в Родину поменьше. Остался в РФ, т.е. просто продолжал служить в Калининградской области. Закончил службу в Москве и, уволившись, вернулся на свою теперь уже совсем небольшую, зато — историческую Родину, в Беларусь, где в настоящий момент и проживаю.

Ещё до этого, во время службы в Москве (примерно в 2004 г.) посчастливилось прочитать «АЗ» и с тех пор (собственно, как многие) «заболел» автозвуком и инсталляциями. Пока служил, прошёл курсы у небезызвестного Феликса Скакуна (он тогда ещё руководил студией «Авто-тайм»). А когда ушёл в запас, приступил к осуществлению мечты. В три приёма. Сперва приобрёл аудиокомпоненты (мечты), потом — сам автомобиль, которым стал «Авенсис» 2006 г.в., и наконец начал строительство. Мечты. То есть аудиосистемы.

Итак, система в мечтах образовалась трёхканальная процессорная 3 + 1. Компоненты были выбраны следующие: акустика Alpine SPX-Z18T. Это, в принципе, готовая 3-полосная компонентная система, но из неё были взяты только две составляющие из четырёх: мидбасы и твитеры (СЧ-динамики и кроссоверы были удалены и даже проданы). На роль СЧ-звена взял Pioneer ODR TS-S1RS. Это решение подсказал мой технический консультант и агент по снабжению (он мне всё покупал в Москве, т.к. к тому времени я уже жил в Беларуси), тоже авто- и звуколюбитель, хороший товарищ Антон, известный на форумах, связанных с car audio, под ником Аnton686.

Теперь предстояло выбранные компоненты разместить. Подержав в руках твитеры «Статуса» и мидрейнджи «Карозеррии», понял, что первые в стойки лобового стекла не влезут. То есть, конечно, влезут, но это будет чересчур, как бы сказать помягче, креативно. А вот вторые (то есть СЧ) как раз могут влезть, такое оказалось необычное сочетание габаритов СЧ и ВЧ-головок.

Твитеры решил «посадить» в накладки боковых зеркал. Заранее подготовил дюралевые посадочные кольца (для СЧ, разумеется, тоже, раз уж взялся). Закрыл подручными материалами (плёнка, картон) детали салона и с помощью термоклея и тоненьких колышков сделал каркас для посадочного кольца с ориентацией оси на водителя. Надо сказать, что термоклей обнаружил неприятную способность не адгезировать (научный термин, кому не нравится, читайте «приклеиваться») к металлической поверхности. В результате мозгового штурма нашли несложное решение: на оборотную сторону колец с помощью «поксипола» прилажены полоски фанеры, с которой термоклей очень даже дружит. Когда каркас был готов, он был заполнен специальным автозвуковым материалом, называемым в народе «строительной пеной». После высыхания пену обработал: снаружи обрезал всё лишнее, внутри — вырезал полость для динамика, покрыл полиэфирной смолой (везде) и шпатлёвкой. После окончательной обработки подиумы стали готовы для обтяжки кожей.

Пора было приступать ко второй паре подиумов. Если ВЧ-подиумы выполнены по «пенно-смольной» технологии, то СЧ — по не менее классической «чулочно-смольной». Так же был сделан каркас из колышков, так же с ориентированием динамиков «в лицо». После каркас обтянут чулком и промазан смолой. После высыхания — шпатлёвка и внутри для прочности, и снаружи и обработка поверхности для обтяжки кожей. В левом подиуме пришлось делать вогнутость, иначе динамик «в лицо» не смотрел. Среднечастотники играют на объём примерно 0,65 л в полосе 630 Гц — 4,5 кГц. При выборе объёма поэкспериментировал: при минимальном (около 0,1 л) звучание показалось глуховатым, несвободным. При работе на весь объём, который есть под накладкой стойки (там наверняка больше литра будет), звук был каким-то невыразительным. В результате остановился на 0,65 л, для чего сделал из поролона перегородки внутри подиума. Готовые подиумы сдал в ателье для обтяжки кожей. То же ателье, где был перешит в кожу весь салон. Мечтать, так мечтать...

Под динамики НЧ-звена из фанеры выпилены проставки и по штатным дыркам привинчены болтами к железу дверей. Для крепления динамиков использовал штатные проставочные кольца из комплекта «Алпайн» после доработки: они заполнены стеклошпатлёвкой и дополнены ещё четырьмя отверстиями для крепежа. При прикручивании их саморезами к фанерной проставке (а одновременно и к железу двери) под них были подложены кольца из битопласта, а для того, чтобы на динамики внутри дверей не попадала влага, сконструированы козырьки. Затейливым этапом работ стали защитные решётки НЧ-динамиков в дверях. Я решил оставить обшивки дверей в штатном виде, но это означало и штатные пластиковые сетки, но, как показал осмотр, суммарной площади отверстий в них было маловато, а площади перемычек между ними — пропорционально многовато. И я увеличил площадь отверстий для более свободного «дыхания» мидбаса, рассверлив «дырочки» штатного гриля.

Знает ли кто-нибудь, сколько отверстий насчитывает штатная дверная сетка динамика в Toyota Avensis? Я теперь знаю: около 7000 (именно тысяч). И половину этого числа я и рассверлил до диаметра 1,5 мм. Половину, потому что пришлось сверлить через отверстие, в случае сверления каждого рвались перемычки, их соединяющие.

В роли антишумного барьера выступили материалы STP («Визомат» и «Вибропласт»), а в помощь им — искусственный войлок. Давно мною было замечено, что последний очень даже неплохо поглощает шум, при этом лёгок как в весовом, так и в материальном смысле. Так как утяжелять машину мне очень не хотелось, решил «шумить» выборочно. Начал с передних дверей. Обработал и внутренние, и внешние панели дверей, причём перехлёстов листов шумки не жалел, связывая ею панели металла с силовыми элементами. На обшивки дверей приклеил войлок. Задние двери не обрабатывал вообще, потому что в них динамики не играют, только войлок на обшивках. Была зашумлена крыша, тоже выборочно. Сперва приклеил оторвавшуюся штатную шумку, потом визоматом лонжероны связал с плоским железом и положил два слоя войлока. Ещё вибропластом зашумил задние арки колёс и визоматом — боковые панели багажника. Не оставил без внимания и заднюю полку с крышкой багажника: их обработал визоматом. Как показала дальнейшая эксплуатация, степень обработки меня совершенно удовлетворяет. При выборе компоновки задней части авто, конечно, на первом плане стояла проблема подачи в салон низких частот: кузов — седан. Здесь есть два пути: или фри-эйр, или «дырка» в салон. Первый вариант был связан с резкой железа (чего не хотелось), и, поскольку хотелось чёткого, динамичного, без гудёжа, баса, остановился на ящичном варианте сабвуфера. Кроме того, фри-эйрные сабы мне до сих пор как-то не встречались, и в их чёткости и динамике я был не уверен. А вот ящичные — очень даже встречались, и я уже не понаслышке знал, что собой представляет Peеrless XXLS 12, его и выбрал.

Когда определился с расположением саба, стал думать о размещении усилителей и процессора. Надо было поставить их поближе друг к другу, чтобы минимизировать длину межблочных кабелей. Это с одной стороны. С другой, я, конечно, понимал, что и акустические провода хорошо бы сделать покороче: денег стоят, однако. Но была и третья сторона дела: три усилителя с процессором в салоне без ущерба пространству и интерьеру не разместить. Поэтому склонился к приоритету межблоков и построил конструкцию в виде единого узла, в который вошли корпус саба, панель для усилителей и полка для процессора. Над всеми этими работамизаботами нависала ещё потребность сохранения какого-то места в багажнике и доступ к запаске. Вышеупомянутая конструкция позволила эту потребность удовлетворить.

Сам сабвуфер был сделан из двух слоев фанеры 12 мм толщиной каждый. Между слоями фанеры проложен лист «Вибропласта», и всё это стянуто саморезами. Их ушло около 500 штук. Все построены, как на параде (а как иначе?). Чистого объёма вышло 24 — 25 л с учётом того, что изнутри ящик обклеен стекловолокном с полиэфиркой и слоем визомата. После сборки фанерный остов конструкции был покрыт карпетом. Из трёх усилителей в системе два — импульсные Alpine PDX, а один, поставленный на самый ответственный участок (СЧ и ВЧ) — итальянский Celestra. Его брал Антон в Москве, где такие тоже не на каждом шагу. Но рекомендовал его Антон настоятельно, сам слушал вместе с другими и говорит, что у этого усилителя редкостно ясная и чёткая передача ВЧ и СЧ диапазона. По поводу роли буферных конденсаторов в аудиосистемах есть, конечно, разные мнения, я решил, что они, кондёры, всё-таки помогают, и поставил 20-фарадный Soundstream SC-20CA. Два из трёх усилителей (оба PDX) установлены на вертикальной панели, третий, Celestra, пришлось расположить вверх дном под задней полкой в багажнике. Усилители закрыты фальшпанелью из фанеры. В ней пропилены окошки, через которые видны усилители и конденсатор, а по периметру окошек для придания рельефа привинченыприклеены бордюрчики (тоже из фанеры). Всё это обтянуто эластичной тканью, ткань пропитана полиэфиркой, зашпатлёвана, отшлифована и покрыта карпетом. Окошки закрыты стеклом. На заводе были заказаны и изготовлены рамки для окошек из дюраля, а также сопла, призванные способствовать вентиляции усилителей. Чтобы чем-то отличаться от других багажников, решил пескоструйным способом начертать на стекле наименования двух основных составляющих симбиоза автомобиля и аудиокомпонентов. В результате появилась симпатичная, на мой взгляд, рамка с подсветкой. Подсветкой были обеспечены и PDX с конденсатором, и сабвуфер. Головное устройство вы уже видели — Alpine IVA-W502R, оно же управляет процессором. Частотные полосы нарезаны следующим образом: Саб — снизу 20 Гц, 24 дБ/окт., сверху: 50 Гц, 12 дБ/окт.

Мидбасы — 56 Гц, 12 дБ/окт. — 630 Гц, 6 дБ/окт.

СЧ — 630 Гц, 12 дБ/окт. — 4,5 кГц, 6 дБ/окт.

ВЧ — 5 кГц, 6 дБ/окт. — 20 кГц, 6 дБ/окт. Есть и другие нарезки (они хранятся в памяти), но по звучанию больше нравится представленный вариант. Временные задержки сперва устанавливал, как в инструкции прописано, т.е. по известной всем формуле, в которой фигурируют метры, сантиметры и скорость звука. Но быстро понял, что известное правило, а именно «не всё то правда, что на заборе написано» здесь тоже работает. Доверился собственному слуху и чисто эмпирическим путём подтянул сцену на верхнюю часть торпедо по центру. Тем самым подтвердилась одна из армейских истин: на инструкцию надейся, а сам не плошай.

Головное устройство установлено в центральную консоль через переходную рамку, которая вместе с множеством других пластиковых деталей салона была задекорирована «под дерево». Поскольку хотелось сделать всё красиво, решил самостоятельно не заморачиваться с плёнками и фенами, а отдать пластик специально назначенным людям, которые по технологии «имерис» всё и сделали.

В ходе инсталляции были также установлены камера заднего вида, парктроник, hands-free, управление ГУ кнопками на руле. Блок блютуса — Alpine KCE-350BT. Камера — Alpine HCE-C105, а вот парктроник — китайский SHO-ME. Поскольку есть камера заднего вида, установил только два датчика по углам заднего бампера. Для подстраховки. Мечту надо беречь. Когда она построена...

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Alpine IVA-W502R
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Усилители: AlpinePDX-2.150, PDX-1.600, Сelestra RA475
  • Акустика: Alpine SPX-Z18T, Pioneer ODR TS-S1RS
  • Сабвуфер: Peеrless XXLS 12
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»