Или «хорошо незабытое». Можно и так. Главное — не забывать, что забывать — нехорошо. Тем более, как оказывается, мало что забылось... Вот вы только что прочли заметку из журнала «Техника — молодёжи» за март 1955 года. То, что вы начали с неё, у меня не вызывает никаких сомнений, маловероятно, что вы эту заметку когда-либо видели. Что интересно: я её помню, поскольку трепетно храню древние номера «ТМ». Но когда скан оказался в руках у главного редактора, выяснилось, что он её помнит пусть и не совсем с 1955 года (не так всё запущено), но полвека эта вещь в памяти прожила. Сильное, значит, было впечатление, может, именно поэтому через много лет... Впрочем, это историческая спекуляция. А заметку ту можно разбирать буквально по словам. Дайте мне ретивого студента, пятёрочная дипломная работа на этом материале гарантируется, можно даже полкандидатской набросать. Смотрите, с первых слов: «Некий Смит из Канады...» Это же портрет эпохи. С точки зрения редактора, патриота и коммуниста (другой в журнале ЦК ВЛКСМ должность получить не мог), мир делился на необъятную Родину и заграницу. Где-то там, в загранице, было крошечное пятнышко под названием Канада, где жил и изнывал от эксплуатации Смит. Приезжайте в Канаду, спросите: «А Смит где?» Скажут: «Был где-то здесь, отошёл, наверное...» Впрочем, слово «некий» выдаёт тень сомнения, забравшегося под чело коммуниста-редактора. Канаде, конечно, не сравниться с широкой страной моей родной, но, может, там два Смита? Глава вторая той же дипломной работы: техника. В порядке упоминания — «более десятка фар и ламп разных цветов». Эка невидаль в наши дни, это у автомобильных тюнингеров излишек огней вызывает неприятие и почитается за моветон и цыганский шик, у мотоциклистов отношение к светотехнике иное: мотоциклы такого типа сияют не то что «десятками» — сотнями огней. В этом не только понты, но и прямая целесообразность: заметность на дороге мотоциклу нужна больше, чем автомобилю. Кстати, мотоциклисты раньше других взяли на вооружение энергосберегающие источники света, не от избытка сознательности, а по необходимости: бывали случаи, когда при полностью включённой иллюминации мотоциклы вставали через несколько километров — энергетические возможности генератора не соответствовали эстетическим потребностям владельца. Замена «ламп разных цветов» из прошлого века светодиодами из нынешнего восстановила гармонию. Поехали дальше. Сигналы опустим, если, конечно, не считать таковым сабвуфер, переходим к «многоламповому приёмнику с магнитофоном». Лишь годы спустя это стало называться магнитолой и уж через совсем много лет — магнитолой автомобильной. За годы, прошедшие с подвига Смита из Канады, история успела завершить очередной виток, магнитные носители расцвели, потом исчезли, уступив место оптическим, а сегодня, если считать самым современным носителем информации iPod с хард-диском, вернулись в другом обличье. «Коротковолновый передатчик» — мобила, это понятно. «Радиолокатор»... Зачем бы это? А, понял. Парктроник. Полезная вещь. «Телевизор» — объединим с магнитолой. «Морские навигационные приборы» — GPS-навигация. Пишущая машинка передала эстафету ноутбуку, фотоаппарат полностью сменил принцип действия, сохранив облик (если не будем объединять с мобилой) и так далее по каждому пункту. Озадачивает термин «электрический прибор для бритья», но что поделаешь, прибор «электробритва» тогда водился только в глуши заграницы, среди мустангов, койотов и Смитов. Впрочем, нужна ли бритва настоящему байкеру? Вот холодильник — другое дело, а что не на фреоне, а на «Пельтье», на вкус пива не влияет. Наконец, то, что в заметке не упомянуто, но очевидно для современников Смита. Всё это «многоламповое» изобилие нужно было от чего-то питать. Значит, был в системе и преобразователь постоянного напряжения бортового аккумулятора (по стандартам тех лет — всего 6 В) в переменный ток (хорошо ещё, что по стандартам тех краёв в 110 В, а не в 220, всё-таки немного легче). Преобразователи подходящей мощности тогда были только одного типа — электромашинные, то есть электромотор с генератором «в одном флаконе». Увесистая бандура со сбивающим с толку названием «умформер»... Хорошо, что с питанием современной аппаратуры таких проблем нет — если и нужны повышенные напряжения, их «готовят на месте». Тем не менее иметь на борту небольшую электростанцию на 220 В/50 Гц и сегодня не помешает. В кулацком хозяйстве пулемёт не помеха, а современный конвертор «12 в 220» мощностью в сотню ватт занимает объём в две пачки сигарет — не то что полупудовый умформер… Эх, были же люди в то золотое время… А сейчас? Увидеть такое оборудование в форм-факторе «всё и сразу» можно лишь на съёмках очередной серии бондианы. Если на мотоцикле. На автомобиле не проблема. А на двухколёсный транспорт штатно устанавливаются только магнитолы или CDресиверы да багажные кофры. Всё остальное владельцу предлагается ставить отдельно — по потребностям. Или по способностям, если они отстают от потребностей. Потребности обычно начинаются с музыки. Штатный CD-ресивер Harley Davidson Electra Glide Ultra Classic (ну и имя, испанские гранды отдыхают) удивительным образом оказался достойным произведением аудиоискусства. Имя тоже солидное — Harman Kardon, а это по-любому обязывает. К тому же аппарат специализированный, водостойкий, великолепно интегрирован в дизайн транспортного средства, удобно управляется с руля, даже громкость подстраивается автоматически — в зависимости от скорости. Менять такой аппарат на что-то другое прямого и явного смысла не было. Иное дело — штатная акустика. Мягко говоря, скромненькая, а мощность усилителя неприлично мала для открытого пространства. Флагманская модель флагманской фирмы однозначно требовала соответствующей аудиосистемы: когда под седлом табун в 77 гнедых, из встроенных в панель приборов смешных динамичков мало что слышно даже на холостых оборотах двигателя — басовитый выхлоп перекрывает все остальные звуки. Акустическую систему решили сделать разнесённой: три полосы на фронт, на тыл только мидбас. Такая с автомобильной точки зрения не совсем тривиальная архитектура акустики привилась в мотозвуке, где фронтальное поле в виртуальном салоне в немалой мере определяется и излучением тыловой акустики, отражённым от лобового обтекателя. Сабвуфер? Это даже не обсуждается, какой же без него «парализуммобиль», смех, да и только... Не обсуждается и усилитель соответствующей мощности — иначе овчинка выделки не стоит. Естественно, головное устройство пришлось доделать — вывести линейные выходы. Работать с высокоуровневыми сигналами было как-то несолидно, учитывая статус остальных компонентов. Все акустические компоненты были взяты от DLS. Или нет, пусть будет Dawid, Leif och Stefan, а то неудобно, у всех имена такие пышные. Dawid со товарищи хорошо зарекомендовали себя в других работах студии, и выбор был скорым и справедливым. Динамики — из серии Ultimate. В мидбасах этой серии применён диффузор из алюминиевого сплава на модернизированном резиновом подвесе. В результате динамический диапазон и детальность воспроизведения — отменные. Стойкость к атмосферным воздействиям — тоже. Динамикам не страшен перегрев — неодимовой обращённой магнитной системе с внешним расположением звуковой катушки диаметром 2 дюйма он не грозит. Ну а на сладкое — пищалки с шёлковым куполом диаметром 28 мм. В основу фронтальной акустики лёг двухполосный комплект Dawid, Leif och... ну хорошо, пусть будет DLS, если вы так привыкли, UP6i, к которому добавили среднечастотники (5-дюймовые, заметьте) и трёхполосный пассивный кроссовер из комплекта DLS Reference 6.3. Кроссовер доработали — изменили частоты среза, подогнали уровни сигнала под чувствительность нештатных для этого набора фильтров головок. Пятидюймовые среднечастотники DLS UP5i встали в панель приборов взамен родных широкополосников. Чуть выше, в полном соответствии с общим стилем мотоцикла — пищалки DLS UP1i в специально изготовленных хромированных корпусах на трубчатых стойках. Шестидюймовые мидбасы DLS UP6i как нельзя лучше устроились по бокам бензобака в «родных» мини-бардачках с апериодической нагрузкой, эту технологию Лысенко применял уже в ранних работах по мотоциклам (первое упоминание у нас — в №5 за 2000 год.) Для этого ящички соответственно подготовили: оформили посадочное место под динамик, внутренние поверхности обработали демпфирующими материалами. Тыловая акустика — такие же пятидюймовые DLS UP5i, что служат во фронтальной акустике. Для каждого динамика изготовили отдельный закрытый корпус. Установили их по бокам заднего сиденья, ниже спинки. И, как говорится, чуть пониже спины. Так что, если пассажира нет, динамики играют в полную полосу и, как было уже сказано, помогают в формировании фронтальной сцены. А если есть пассажир (лучше — пассажирка), полоса частот естественным образом ограничивается сверху, в жизни за всё надо платить, за хорошую пассажирку цена невелика. Хромированные решётки тыловых динамиков оформлены в общем стиле мотоцикла. Сабвуфер — на базе головки DLS RW10, установленной в закрытом корпусе объёмом 22 л. Как Дэвид с Лейфом прописали. В роли акустического оформления выступает левый багажный кофр. Понятно, что в исходном виде он не годился ни в борщ, ни в Красную армию по причине природной хлипкости (в Красной армии это называется «дефицит массы тела», в борще — «недовложение продуктов»). Поэтому стенки кофра усилили стеклотканью (естественно, изнутри), а сверху конструкцию накрыли съёмным стеклом. Под крышкой, кстати, осталось небольшое пространство — можно пристроить какие-нибудь мелочи. А если в дальний путь нужно взять что-то объёмное — сабвуфер можно снять и установить взамен обычный багажный кофр. В правом кофре расположились пятиканальный импульсный усилитель Alpine PDX5 и буферный конденсатор. Почему импульсный усилитель — объяснять, наверное, не нужно: на борту лишнее место и лишнюю энергию взять неоткуда. Для улучшения условий работы усилителя в кофре организовали постоянную принудительную циркуляцию воздуха. Нагнетающий вентилятор установлен в верхней части кофра, нагретый воздух свободно выходит через отверстие снизу. Масса полностью снаряжённых кофров почти одинаковая, для мотоцикла это важно в связи с «дефицитом числа колёс». Оба кофра — и сабвуферный, и усилительный — быстросъёмные, это обязательное условие, иначе невозможно добраться до заднего колеса. Все электрические соединения на разъёмах, перепутать которые невозможно, поэтому специальная квалификация не требуется. Так что теперь никто не мешает путешествовать с музыкой. AC/ DC и ZZ Top очень даже подходят к рокоту мотора. А «электрический прибор для бритья» на борту не все из них бы одобрили... Чем мотоциклы хороши — нет проблем с симметричностью сцены. А в «Харлее» посадка водителя такова, что и с высотой сцены всё великолепно: среднечастотники и пищалки чуть ниже уровня глаз. Фокусировка сцены и её глубина — на пятёрку с двумя плюсами. Прослушивание проводилось в закрытом помещении, хотя и немалого объёма, но закрытом. Уж очень на улице холодно было, хороший хозяин собаку не выгонит, не то что Шихмана. Поэтому некоторое влияние помещения на самых низких частотах всё же ощущалось — на открытом воздухе баса было бы поменьше, хотя и ненамного. Бас отличный — чёткий, упругий и «мясистый». Закрытый корпус, хороший динамик — что ещё нужно, чтобы спокойно слушать рок-н-ролл? В остальном диапазоне частот тональный баланс ровный, без явных недостатков. Женский вокал звучал сочно, не теряясь за другими инструментами, несмотря на могучий бас. С ростом громкости баланс немного смещается в сторону средних частот, что в движении только пойдёт на пользу. Там уже точно будет не до нюансов микродинамики. Ход АЧХ в области верхнего баса — нижней середины не лишён эксцентричности. Горбы на 100 и 250 Гц — это что, стояки в салоне? Ну ладно, уж и пошутить нельзя... Зато от 1 кГц и выше, до самого упора в границу слышимого, АЧХ завидно ровная, давайте брать от жизни то, что она нам предлагает, и не требовать того, что она предложить отказывается. На нижнем басе сабвуфер, даже лишённый подмоги со стороны передаточной функции салона, дотягивает до вполне респектабельных 30 Гц. С благодарностью возьмём у жизни и это... |
Источник: Журнал «Автозвук»