Среди чёртовой дюжины. BMW-745.

Среди чёртовой дюжины. BMW-745.

С точки зрения производителя, конечно, удобно совместить все функции автомобиля в одном «мозге», да ещё и с тотальным контролем состояния всего и вся. С другой стороны, попытка демонтировать такую систему или даже её часть нередко приводит к тяжёлой форме амнезии, в результате которой автомобиль в лучшем случае растеряет половину умений, а в худшем — просто забудет, кто он такой.

И что прикажете делать, если штатная система не устраивает? Не менять же автомобиль только из-за того, что он не понимает новомодные носители или форматы записи? Это получится как в анекдоте про покупку нового «шестисотого» — потому что в старом пепельницы полные.

Решение проблемы давно известно и отличается только вариантами реализации. Заводские динамики решительно демонтируем — слава богу, ещё не все из них научились рапортовать: «На месте!» Штатную систему оставляем как фундамент, на нём строим всё, что нужно. А дальше тем или иным способом извлекаем сигнал из недр «родной» системы и делаем с ним всё, что необходимо и достаточно. Собственно, вся разница только в том, откуда сигнал извлекать и что с ним дальше делать.

Можно (и нужно) извлекать сигнал в цифровой форме — качество исходное, помехами не испорчен, простор для обработки мало чем ограничен. Но для этого «родную» матчасть нужно дорабатывать, модули сопряжения городить, форматы данных преобразовывать — об этом в «АЗ» уже не раз написано, повторяться не буду.

Или извлечь и аналоговый сигнал — и об этом тоже писали, но давно, надо освежить. Как-то в наши дни с аналоговым сигналом работать стало немодно — шумы, наводки, качество не то. Но это если делать «по-быстрому». А если с умом? Результат может уступать только в мелочах, и за примером такой работы далеко ходить не нужно. В прямом смысле слова — студия «Престиж-Авто», как теперь принято говорить, «в шаговой доступности» от редакции.

Штатная аудиосистема в BMW-745 была, и очень даже продвинутая — Logic 7. Вот только качество звучания оставляло желать лучшего — тому виной был смешной калибр динамиков. Ну и состояние некоторых компонентов, в том числе и заводской аудиопроводки, тоже оптимизма не прибавляло — всё же машина не вчера с конвейера, девять автомобильных лет — это сколько же на человечий счёт выходит? Собакам, помнится, на семь умножают... Но машинка заряженная, резвая, несмотря на возраст, и менять её хозяин пока не собирается. А раз так — нужно аудиосистему привести к новому знаменателю.

Требования к инсталляции были стандартными для автомобилей такого класса: ничего не менять в интерьере салона, для акустики использовать штатные места (все!), объём багажника по возможности сохранить, баса сделать много — чтобы душа была довольна. Из этого автоматически следовала и структура тракта: фронт, тыл, саб. А расположение динамиков подсказало, что связываться с многополосным усилением нет смысла — полосовые излучатели на фронте близко друг к другу, и устанавливать для них индивидуальные задержки не нужно — одинаковые будут. Тем более что динамиков в системе и так оказалось в избытке — чёртова дюжина, если считать с сабвуфером. Почему так много? Заказчик попросил сдвоенный тыл, получилось интересно, хотя и не по канонам.

Фронтальная акустика — трёхполосный комплект Focal 165 VR3 с «родным» пассивным кроссовером. Три полосы в данном случае были вынужденной мерой, в передних дверях предусмотрено место только под четырёхдюймовый динамик — а от него даже средний бас получить проблематично. Зато в этом месте вполне удачно вставал фокаловский среднечастотник, пришлось только оформить ему небольшой изолированный объём. В штатные же места (в треугольниках зеркал) встали и пищалки.

Однако обойтись установкой акустики только в штатные места, как ни крути, было невозможно. Для мидбаса на облицовке двери выстроили подиум, повторяющий стиль салона. С внутренним объёмом двери подиум сообщается через туннель непростой конструкции из дюралевых и деревянных элементов. Без сложностей не обошлось — именно там, где было намечено место для мидбаса, в двери оказался блок управления всеми её механизмами, пришлось переносить. Хорошо, что только блок, а не всю дверь... Естественно, дверь надлежащим образом задемпфировали и герметизировали.

Штатные места в задней части салона использовали по полной программе: в двери встали четырёхдюймовые коаксиалы Focal 100 CVX, а в полку — двухкомпонентные Focal 100 KPS. В этой серии применены пищалки с вогнутыми куполами из кевлара. За счёт высокой жёсткости кевлара звучание детальное и открытое, но лишено резкости, присущей металлическим куполам. Впрочем, несмотря на столь солидное оснащение, задача тыла — подзвучка, уровень сигнала там невелик, да и полоса частот снизу заметно ограничена, всё же не тот калибр, чтобы басить.

Басить — задача замыкающего в чёртовой дюжине, сабвуфера Hertz HX 250. Построенный для него закрытый корпус расположен за спинкой заднего сиденья и играет через подлокотник. В первой версии системы объём корпуса был 17 л, но его сократили до 14-ти — чтобы вписаться в отведённый объём. Со стороны багажника в корпусе сабвуфера прозрачное окно, внутренность подсвечивается. Есть подсветка и со стороны диффузора, очень эффектная при открытом подлокотнике.

Из штатного головного устройства вывели линейные выходы, с них сигнал поступает на процессор Audison bit one. Чтобы избежать сбоев в работе и наводок от «шумной» бортовой электроники, в цепи питания процессора установили фильтр, а сигнальные кабели проложили по потолку салона, по левой стороне. Сам процессор в багажнике рядом с усилителями, а пульт управления удачно вписался в выдвижной ящичек в центральной консоли. При всей миниатюрности этот пульт — довольно мощное средство: с него можно выбирать источники (включая iPod, разумеется), управлять громкостью, громкостью сабвуфера, балансом и фейдером. А ещё — выбрать одну из четырёх предустановок процессора, сохраненных в процессе настройки. Полоса частот тыловых каналов ограничена снизу значением 110 Гц, частота раздела между фронтом и сабвуфером — 63 Гц.

При выборе усилителей предпочтение было отдано проверенной и безотказной марке Revolt. В системе использован принцип «разделения зон ответственности». Для каждой зоны — свой усиликороткой. Тем не менее в цепи питания системы установлен конденсатор Stinger, исключающий просадку напряжения на пиках мощности. Всё-таки чёртова дюжина динамиков…

тель: двухканальный Revolt RS 400.2 на фронт, такой же усилитель в мостовом включении работает на сабвуфер. Для тыла взяли менее мощный четырёхканальный Revolt RS 200.4, одна пара его каналов обслуживает коаксиалы в дверях, вторая — компонентные динамики в задней полке.

Поскольку аккумулятор BMW расположен в багажнике, силовая проводка получилась предельно Звучание оценивалось по диску «AMT Sound Quality», с некоторых пор ставшему у нас стандартным для проверки музыкальных систем. Саунд был сфокусирован на фронте, но немного тыла осталось в качестве подзвучки. Несмотря на кажущееся отступление от канонов, это в заметной степени улучшило локализацию звуковых образов по глубине. Однако самые дальние образы были смазаны, причина этого открылась позднее. Сцена стабильная, примерно на уровне глаз, хорошо собранная.

Тональный баланс своеобразный — в соответствии с предпочтениями хозяина. Баса, а в особенности суббаса, и вправду много, как заказывали, на таком фоне середина немного отстаёт, но без эксцессов — ничего не проваливается и не выпирает. При такой настройке тональный баланс становится очень комфортным на небольших уровнях громкости — вся музыкальная канва сохраняется, но можно спокойно разговаривать. Контрабасы с четвёртого трека были очень убедительные, как и гитары с пятого. Женский вокал звучал сочно, не теряясь за другими инструментами, несмотря на могучий бас. Флейта порадовала мягкостью и естественностью. Отлично воспроизвёлся и треугольник — словом, звучание средних и высоких частот очень порадовало — очевидная заслуга фокаловских серединок и пищалок.

Но капельку дёгтя всё же добавлю. В системе с аналоговым выходом, как и следовало ожидать, шумы сказались на звучании — вот и причина смазывания звуковых образов в глубине сцены. Трек, записанный с уровнем -55 дБ, был «мутным», ненамного выше уровня шумов. Вследствие этого несколько пострадала микродинамика, что было заметно на послезвучиях и реверберационных «хвостах» акустической гитары. Однако все эти артефакты можно было расслышать только на специальных треках и при заглушённом двигателе. Динамический диапазон записи большинства музыкальных жанров не превышает 30 — 35 дБ, и для них данное обстоятельство несущественно. Тем более на ходу, когда под капотом 380 резвых коней…

Ход АЧХ наглядно иллюстрирует тембральные предпочтения заказчика: уровень сигнала в полосах 40, 50, 63 Гц превышает уровень средних частот аж на 30 дБ, поэтому на приличной громкости колбасит не подетски. От 80 до 160 Гц — зона ответственности мидбаса, там уровень поскромнее, а неравномерность укладывается в 3 дБ. Далее опять скачок вниз — и дальше уже ровно. Небольшой всплеск на 315 — 400 Гц даже добавляет выразительности нижней середине. То же самое и на верхней границе формантной области 800 — 1000 Гц — поэтому женский вокал не потерялся на фоне супербаса. А далее — без претензий, плавный подъём и никаких спадов вплоть до 20 кГц.

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 3-полосный фронт + сдвоенный тыл + сабвуфер
  • Источник: OEM BMW
  • Процессор: Audison bit one
  • Усилители: Revolt RS 400.2, RS 200.4
  • Акустика: Focal 165 VR3, 100 CVX, 100 KPS
  • Сабвуфер: Hertz HX 250
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»