От винтажа. Honda Accord.

От винтажа. Honda Accord.

Хороша ли аллюзия или нет, судить не мне — Шихман не читатель, Шихман писатель. Но именно звучание является главным аргументом в пользу не самых современных, а то и вовсе отставших от стремительного течения жизни аппаратов. Несомненно, «самые современные» тоже хотят радовать слух, да только не у каждого получается. Но о них как-нибудь в другой раз.

А правда, почему так тянется душа к раритетам? Ну, в доме-то понятно — солидный (помните — solid state?) Akai, Grundig или Tandberg радует не только слух, но и глаз, вызывая уважение и к аппарату, и к владельцу... А в машине? Там только звук и остаётся, любоваться в салоне зачастую нечем, да и не нужно — культовым аппаратам не требуется навязчивая внешность, они уже давно всё доказали... И то, что нужный дивайс снят с производства, не останавливает страждущих — находят. По объявлениям, на аукционах, в «закромах Родины». Тем более что в нашем деле для причисления компонента к лику винтажных достаточно трёх лет, а не трёх десятилетий, как у «домашников».

Новенькая Honda Accord прибыла в Accent-Audio не просто так — хозяин уже имел возможность оценить результат работы мастеров, его предыдущая машина озвучивалась здесь. И новую, никуда не заезжая, доставили на оснащение прямо из автосалона.

Рамки задачи были очерчены своеобразно, зато предоставляли свободу творчеству. Дано: источник сигнала, требования к системе, сроки и бюджет. Найти: схему, компоненты, время и силы. Само решение оставалось на усмотрение исполнителей, но выбранные компоненты после прослушивания утверждались заказчиком. Заметим — отнюдь не новичком в автозвуке. Поэтому требование «сделать тыл, чтобы был» не удивило — ему отводилась роль второй зоны обслуживания для детей и пассажиров.

Вторым требованием было по возможности сохранить исходный вид салона, чтобы без «архитектурных излишеств». Третьим — установить все компоненты так, чтобы добраться до них можно было только неслучайно. Вполне понятные запросы, когда пассажиры — женщины и дети, от них только и жди беды в виде каблучка или хомячка... В свете предъявленных требований структура системы определилась сразу: двухполосный фронт с поканальным усилением, на тыл — коаксиалы, сабвуфер — в багажник. И в этой структуре винтажные компоненты «из закромов» только подтвердили свою безупречную репутацию. Причём привлекать Родину не потребовалось — в Accent-Audio свои закрома, там много чего нашлось, всё к делу пристроили.

Сердцем новой системы стал мультимедийный Alpine IVA202R, снятый с предыдущей машины заказчика. В «Алпайне» нравилось всё — начиная с функционала и заканчивая цифровым оптическим выходом, поэтому альтернатива даже не возникала. Приятным открытием стало и то, что кнопки на руле отлично совместились с интерфейсом Alpine IVA-202R и полностью сохранили функциональность. Единственное, что пропало вместе с «родным» головным устройством — вывод информации о диске и треке на штатный дисплей машины, но взамен дисплей стал семидюймовым и отменного разрешения, так что обошлось без слёз и сожалений. Чтобы догнать неумолимое время, добавили модуль Bluetooth — Alpine KCE-350 BT.

Второй источник сигнала — DVD-чейнджер Alpine DHAS680P. Эксклюзивная штуковина прибыла прямиком из Японии пару лет назад и ждала своего часа в закромах. Среди прочих достоинств чейнджера главным оказался цифровой оптический выход. Его доработали — заменили оптический передатчик более удачной моделью, благо он располагается отдельно от основной платы.

Сигнал от основного и дополнительного источников по цифровым оптическим линиям (ну не тянуть же пятиметровые сигнальные провода, в наше-то время) поступает в звуковой процессор, установленный в багажнике рядом с усилителями. Его наличие очевидно и предсказуемо. Беспроцессорные системы хотя и в чести у поклонников чистого звука, но требуют немалых усилий. И главное — времени на пробы разных вариантов размещения и ориентации акустики. Времени было не так много, а слуховых проб и без этого ожидалось немало.

Процессор Alpine PXA-H701 в специальном представлении вряд ли нуждается — этот агрегат настолько хорош, что его предпочитают современным (это — да), более продвинутым (это — тоже да) и лучше звучащим (это — вряд ли) моделям. В закромах Accent-Audio (ну совершенно случайно) такой оказался. И не какой-нибудь «б/у средней потрёпанности», а новенький, в «родной» упаковке и полном комплекте. На то они и закрома.

Но для дальнейшего повышения качества звучания в ходе отладки процессора с ним поработали всерьёз — заменили рядовые операционные усилители аудиофильскими. Не буду грузить техническими подробностями — кому они нужны, тот в курсе. Тем более что не цифрой единой определяется качество звучания, до сих пор никому толком не известно, что именно и как нужно измерять — проще послушать и сказать, «то» или «не то». Паяли и слушали, слушали и паяли... Перепробовали массу вариантов: LH 4265, THS 4032, OPA 2132, OPA 2134, AD 826. В конце концов оказалось: «то» носит имя AD 828.

После процессора, осуществляющего деление частотных полос и всю необходимую коррекцию, сигнал по предельно коротким (не более 20 сантиметров) сигнальным кабелям поступает на усилители. Их в системе три: четырёхканальный E.O.S. AE-90F LE на фронт, двухканальный E.O.S. AE-35T LE V.2 на тыл и сабвуферный моноблок. Собственно, при заявленных весьма скромных требованиях к тылу он вполне обошёлся бы встроенными усилителями «головы». Так бы и поступили, но... при подключении процессора встроенные усилители IVA-202R безмолвствуют. Ломать голову (в кавычках и без них) не стали, добавили двухканальник. Оба усилителя встали в линейку, визуально образуя моноблок...

Как бы моноблок. Настоящий моноблок в системе тоже есть — сабвуферный Kicker ZX750.1. Как вы уже, наверное, догадались, опять из закромов Accent-Audio. Правда, в отличие от остальных компонентов своего звёздного часа он ждал всего год — но и за это короткое время успел попасть в разряд эксклюзивных аппаратов.

Кабели... Тут я конспективно, понятно, что не из магазина «Электротовары». Сигнальные коротышки — E.O.S. Air 10 (и вправду воздушные, хотя на такой длине негативно повлиять на звук можно, наверное, только с помощью спецсредств), акустический — четырёхжильный Klotz 415BL. Силовые кабели 4 калибра, две штуки, дистрибьютор установлен на туннеле рядом с рычагом ручного тормоза. Вся акустическая проводка разнесена по порогам.

С тыловой акустикой долго не мудрили — коаксиальные Eton PRX-170 прошли с первой попытки. Фронтальные мидбасы Eton Adventure WA1-160SG — тоже. А вот с пищалками быстро не получилось, уже на собранной системе прослушивались три кандидата: Morel MT23, Eton CX-280HG и E.O.S. AL-267. Остановились на четвёртом — E.O.S. PL-XT. Пищалки — в подиумах на накладках передних стоек, кольца пищалок окрашены в серебристый цвет вставок салона. Мидбасовые динамики и коаксиалы встали в доработанные штатные места в дверях.

Сабвуфер Alpine SWR-1222D (кто там подсказывает «из закромов»? Правильно!) — в правой боковине багажного отсека в закрытом корпусе объёмом около 25 л, а усилители, чейнджер и процессор — в левой боковине. Основным требованием заказчика было сделать установку максимально скрытой и сохраняющей объём багажника. Требование выполнили на отлично, попутно найдя дизайнерское решение для сабвуфера.

Корпус саба изготовлен из многослойной фанеры, уложенной местами в несколько слоёв. Таким манером была сделана выемка под шарнир крышки багажника. Арку колеса отформовали из стеклопластика по месту — в итоге получился гибрид двух технологий: винтажной «судостроительной» и современной «стелс». Для защиты сабвуфера сетку устанавливать не стали — все опробованные смотрелись инородными телами. Подумали, и появилось музыкально-художественное решение — объёмная решётка в виде нот. Картошку россыпью в этом багажнике точно возить не будут, а крупные предметы типа сумок в межнотные интервалы не пройдут.

В корпусе сабвуфера и в панели, закрывающей усилители и чейнджер, предусмотрены съёмные угловые крышки на защёлках. Во-первых, необходим быстрый доступ к лампам задних фонарей — они имеют вредную привычку перегорать в самый неподходящий момент. Во-вторых, магазин с дисками в чейнджере хотя бы иногда нужно менять. Доступ к магазину пусть непривычный, но вполне удобный. А в закрытом виде ничего не видно.

Вся машина, само собой, прошла тотальную шумо- и виброизоляцию, некоторые места пришлось облагородить и косметически, особенно багажник. Каким он был изначально — хорошо видно на фотографиях, под карпетом сверкал голый металл, да и формы глаз не радовали. Кое-где изготовители и карпета пожалели — нижняя часть задней полки, образующая потолок багажного отделения, и внутренняя поверхность крышки багажника выставляли напоказ рёбра жёсткости. Это недоразумение устранили — чтобы весь грузовой отсек представлял собой законченный ансамбль.

Головное устройство долго пристраивали под нужным углом, благо простор для творчества был. Переходные рамки для этой модели Honda трудолюбивые сыны Поднебесной ещё не делают, поэтому пришлось делать рамку самостоятельно. Обычно применяемый в таких случаях «метод Родена» (берём глыбу мрамора... то есть навалим шпатлёвки и отсечём всё лишнее) отвергли, изящным результат применения этого метода оказывался только у его автора. Рамка выклеивалась из кусочков пластика дихлорэтаном, поэтому прочность швов не уступает прочности основного материала. Конечно, совсем без шпатлёвки не получилось — но лишь для сглаживания шероховатостей и ни грамма больше. Пока рамка скромно покрашена в цвет панели, но в дальнейших планах — аэрография кузова, тогда элементы внешнего оформления и нужные цвета перейдут и на рамку, подождём немного. Некоторые компоненты этой системы дольше ждали...

Звучание я оценивал от головного устройства. Думаю, что и чейнджер показал бы сходные результаты — оба подключены по оптике, ЦАП один на всех. Тыл, естественно, был полностью убран фейдером — на него высокие стандарты не распространяются.

Сцена — великолепная. При такой посадке слушателя разность расстояний до динамиков невелика, поэтому и временная коррекция неглубокая. В результате зависимость положения сцены от положения головы слабая, можно поёрзать взад-вперёд и влево-вправо, сцена не рассыпается. Высота сцены — стабильная, примерно на уровне глаз (то есть заметно выше торпедо), локализация по глубине хорошая.

Тональный баланс достоин уважения. Прямо подряд по всем трекам — от нижнего мидбаса до самого ультразвука практически не к чему придраться. Трио контрабасов (с диска AMT) было совершенно живым, акустические гитары — насыщенными и глубокими. Скрипки звучали ровно и слитно, однако отдельные нотки чуть выделялись — посмотрим, что покажет АЧХ. Флейта звучала мягко, но в то же время детально — значит, в области средних частот всё гладко и без эксцессов. На женском вокале проявилась некоторая яркость, исполнительница стала как бы ближе к слушателям. Область самых верхних частот, проблемная для многих пищалок, воспроизводилась великолепно — и щётки по тарелкам, и свист лопастей вертолёта. И лампочка (это уже «Focal Tools») разбилась правильно, и осколки летели куда надо.

Суббас вкусный и чистый, без утробных призвуков. Он немного превышает общий уровень, но далеко не на всех треках, да и писать об этом уже неудобно — попробуйте найдите систему, где суббас на одном уровне с мидбасом. И попробуйте её послушать. Если понравится — позовите меня, я тоже послушаю. А потом вместе настроим как надо.

Макро- и микродинамика — великолепны. Детальное звучание акустических записей ничуть не уступало плотному саунду жёстко компрессированных электрогитар. И даже предельно насыщенное скоростное звучание Nightwish не пыталось сбиться в кашу — хотя системе с двухполосной акустикой это было бы простительно. Но не сбилось же!

Как обычно, было сделано три замера с водительского сиденья в разных точках: на уровне левого и правого ушей и напротив носа. Результаты практически не различались, временная коррекция и в самом деле близка к минимально необходимой.

Ход АЧХ в области нижних частот, можно сказать, классический, с плавным подъёмом ниже 63 Гц. Выше по частоте всё достаточно ровно, узкий провальчик в 3 дБ на 200 Гц на слух замечен не был — значит, и обращать внимание на него не стоит. Небольшой пик в 0,5 дБ на 400 Гц... ну ладно, вы что, шуток не понимаете? Полоса 500 Гц — 1 кГц провалилась на 3 дБ, это, по идее, ухом можно было уловить, но более заметным на этом фоне оказался локальный выступ на 1 — 1,6 кГц, это скрипки и выявили. Полоса от 4 кГц и выше немного приподнята — вот он, яркий женский вокал! Зато дальше, вплоть до 20 кГц, всё практически с одним уровнем. Так что в целом — «как слышится, так и пишется».

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
  • Источник/монитор: Alpine IVA-202R
  • Источник: Alpine DHA-S680P
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Усилители: E.O.S. AE-90F Limited Edition, E.O.S. AE-35T Limited Edition V.2, Kicker ZX750.1
  • Акустика: E.O.S. PL-XT, Eton Adventure WA1-160SG, PRX-170
  • Сабвуфер: Alpine SWR-1222D
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»