Generation «ПП». BMW M5. Знатоки творчества Виктора Олеговича Пелевина вспомнят, что буква «П» в заголовке его знакового романа была первой буквой имени языческого бога в облике хромого пятиногого пса. Эти же знатоки избавят нас от необходимости приводить здесь это имя полностью, сделав нужные пояснения для тех, кто знатоком творчества Виктора Олеговича не является. Мы же пойдём дальше... Эта публикация должна была называться «Параллельные миры». Но у меня дома есть настольная ЭВМ по прозвищу «компьютер», я умею этой техникой пользоваться, знаю даже, где находится таинственная клавиша any key, после нескольких нажатий на неё и соседние выяснилось: заголовок успел использовать мой предшественник по этой рубрике, причём, что чрезвычайно симптоматично, в том же смысле и по поводу машины той же марки. Так что аналогии здесь не носятся в воздухе, как можно было бы подумать, а прочно цепляются корнями за баварскую почву. Так уж устроены автомобили BMW, что миры приходится распараллеливать. Ладно, думаю, опередил меня пройдоха Гаврилюк на целых четыре года, надо что-то делать. «Параллельные пространства»? Показалось, что негабаритно, я попытался как-то сократить, и... как только увидел сокращение «ПП», вспомнил. Это же мощное и универсальное обозначение определённой интуитивно понятной категории качества аудиокомпонентов и схемотехнических решений, введённое в обиход в студии SoundLab её руководителем. Обычно мы это расшифровываем как «Повышенной Привлекательности», несколько греша против истины и лингвистического чутья автора формулировки. Поскольку знатоков творчества Лысенко, признаем, меньше, чем Пелевина, желающие узнать истинное имя нового пятиногого пса могут обратиться к первоисточнику. Адрес и телефон — на странице 89. Где-то в середине... Почему всё же ПП? Пока — в смысле «параллельные пространства»? Да потому, что уже не в первый раз две мультимедийные системы — штатная и добавленная мастерами — живут как бы в параллельных мирах. Не мешая, не пересекаясь — но дополняя друг друга до гармоничного целого. Знакомство хозяина машины со студией SoundLab началось довольно смешно. Нужно было поставить (только, чур, не смеяться вслух) бюджетную (ну просил же) систему в BMW X5. Ну, бюджетную так бюджетную. Мало ли что. В уставных документах студии сказано про установку аудиосистем, исповедовать они права не имеют, да и не претендуют. Поставили, как сумели. А умеют здесь только одним способом — как если бы самим с такой системой ездить до пенсии. И ничего удивительного, что результат хозяина Х5 вштырил конкретно. Нет, грубо получилось — произвёл сильное и благоприятное впечатление. С «ПП», что в данном случае означает Практическими Последствиями. Хозяин Х5 подогнал другую свою машину той же марки, М5, но здесь уже не призывал к чрезмерной скромности. Надо сказать, что штатная система BMW M5 продумана создателями изрядно. Богатейший функционал (аудио, видео, ТВ, навигация, парктроник, телефон и т.д.), вполне приемлемое, в принципе, звучание. Но, вообще-то, те, для кого «приемлемое» — положительная характеристика, М5 обычно не покупают. Вот как-то не заведено. Нужно было, чтобы система звучала так, как остальная машина ездит. Такое вот простое и тривиальное равенство. По традиции решение задачи разделили на составляющие и стали думать (это в студии тоже давняя традиция). Совсем отказаться от штатного ГУ было бы и нецелесообразно (слишком много хороших и полезных функций с ним связано), и, это даже важнее — почти невозможно. BMW, и мы не раз это отмечали — машины уникальных умственных способностей. Оказалось, например, что демонтаж некоторых элементов штатного мультимедийного оснащения наводят автомобиль на мысль, что он уже не М5, а банальный «пятьсот какой-то», машина, понятно, расстраивается, перестаёт узнавать собственный двигатель, одним словом — скандал. Поэтому решено было «оставить слесарю слесарево»: пусть штатная система занимается телефонной связью, телевидением, парковкой, навигацией, управляет чейнджером, попутно тешит самолюбие главного бортового компьютера, не позовляя ему ни на миг усомниться, что это М5, а не... ну, которые под ногами путаются. А звук дело деликатное, пусть им заведуют специально отобранные элитные компоненты. Естественно, не простые, а ПП (Повышенной Привлекательности), тут никакие компромиссы недопустимы. Насчёт акустики не возникало и тени сомнения — у Лысенко в запасе уже было готово отработанное решение, той самой категории ПП и той же маркировки динамиков. Приоритет не обсуждается, что имели в виду немцы, называя элитную акустику Matrix PP, неизвестно, известен результат. ПП... Трёхполосный фронт построен на компонентах BRAX, нижний бас обеспечивает стереофонический сабвуфер на аудиофильских динамиках Peerless XXLS-10. Естественно, разделением сигнала на полосы, частотной и временной коррекцией должен заниматься процессор — в системе, ориентированной на классический стереозвук, без него обойтись трудно. Не скажу, что невозможно, но очень трудно. Тем более что, помимо тотальной поканалки, другие варианты даже не рассматривались. Связку «голова — процессор» подобрали, само собой, тоже из категории ПП. Из семейства Alpine F#1 Status: транспорт DVI 9990R и процессор PXA H-990. Выше уже некуда, Status, тут даже простое перечисление функций займёт полстраницы. А чтобы уж стало совсем по-аудиофильски, после каждого ЦАПа (кроме сабвуферных каналов) поставили ламповый буферный усилитель собственного изготовления. Причём не банальный катодный повторитель с дохлым 12-вольтовым питанием, а полноценный шестиканальный линейный усилитель с нормальным анодным напряжением 87 В. «Не влезай — убьёт!» Усилителей в системе два, оба четырёхканальные, и оба — легендарные McIntosh 404. Один, правда, с буковкой «M», то есть с фирменными индикаторами выходной мощности. Он интеллигентно занимается чистенькой работой — каналами средних и высоких частот. Второй усилитель (уже без буквы и без индикаторов) делает тяжёлую работу — обслуживает мидбасы и сабвуферы. При таком «разделении труда» возможность появления интермодуляционных искажений сведена к минимуму, потому что блоки питания раздельные по принципу энергонасыщенности частотных полос, взаимное влияние усилителей отсутствует — ну, вы это знаете… Посмотрим теперь, что делается в «параллельном пространстве». Собственно говоря, все компоненты штатной системы остались — большинство даже на своих местах. Переехало в багажник, поближе к штатному усилителю, только головное устройство. По сути — транспорт. А ещё на нём находятся очень нужные кнопки перезагрузки штатной системы, поэтому совсем прятать транспорт не стали, «мордочка» выглядывает из-под обивки. Управление штатной системой осталось на своих местах — на руле и от джойстика на центральной консоли. Чтобы не связываться с коммутацией сигналов от телефона, навигации и парктроников, поступили нестандартно: сохранили штатные динамики, которые и взяли на себя роль «навигационной и парковочной барышни». Однако параллельным пространствам всё же приходится взаимодействовать, поэтому были организованы «межпространственные переходы». Первый такой переход — видео от «Статуса». Для подачи видеосигнала от нового головного устройства на штатный монитор добавили модуль сопряжения от TEC Electronics. Видеосигнал от штатного ГУ теперь тоже проходит через него. Второй переход — аудио. Цифровой сигнал от штатного чейнджера по оптическому кабелю поступает на внешний 24-битовный цифро-аналоговый преобразователь Doctor DAC. Прибор домашний, аудиофильский, поэтому для него пришлось соорудить отдельный блок питания. Аналоговый сигнал идёт на вход Aux In процессора Alpine F#1 Status. Третий переход — служебный. Для телефонного разговора нужно нажать кнопку на руле, этот сигнал передаётся в штатное ГУ по CAN-шине — его «вылавливает» второй модуль сопряжения и формирует сигнал mute для ГУ основной аудиосистемы, приглушая её звучание. Тут тоже не получилось просто. Вход Mute создатели Alpine DVI 9990R почему-то предусмотрели, но не активировали, и достучаться туда — только кнопкой с панели или по инфракрасному каналу, с пульта. Но герои SoundLab — нормальные, идти в обход им не внове, и для формирования сигнала привлекли обучаемый пульт, который срабатывает по команде от CAN-модуля и подаёт одну-единственную команду: «Тихо, я сказал!». Согласитесь, решение немного напоминает яйцеварку дока Брауна из фильма «Назад в будущее». Только работает... Чтобы добиться полной ясности с пространствами, надо сказать и о монтаже системы. Новая «голова» встала на место штатной, чуть ниже спрятался видеоинтерфейс. Для них сделали новое шасси из алюминия. Блок питания «головы» отнесён в сторону — от греха подальше. В цепях питания всех источников сигнала установлены развязывающие фильтры Phonocar. Оба усилителя — на подъёмной раме в багажнике, их расположение хорошо видно на фотографиях. Там же, на раме, смонтированы предохранитель и дистрибьюторы. Штатная «голова» переехала в левую боковину багажника, рядышком пристроились внешний ЦАП с блоком питания, для всех компонентов изготовили новую монтажную раму. Процессор стоит в правой боковине багажника, а ламповый буфер — в нише запасного колеса. А вместо запаски — баллон с герметиком. Пищалки стоят достаточно предсказуемо — в треугольниках зеркал и крепятся в обойме стопорным винтом. В ходе установки треугольники приобрели настолько неописуемую форму, что, по существу, потеряли право на своё лаконичное геометрическое имя. Но только так пищалкам удалось придать верное направление. Среднечастотники установлены в полном соответствии с фирменным стилем и с вызовом традициям — на стойках, чуть выше пищалок. А чтобы серединки смотрелись рядом с пищалками как родные, для них выточили обрамляющие дюралевые кольца и поставили сетки в том же стиле. Двери... Вот с дверями пришлось разбираться совсем «повзрослому». Новые динамики в штатных местах не помещались — глубина не позволяла. А если бы и позволила, дверь в исходном виде слабо соответствовала высокому аудиопредназначению. То есть как дверь-то она хороша, но именно как дверь, склонности служить акустическим оформлением за ней замечено не было, поэтому проблему пришлось решать радикально. Во-первых, дверь заглушили, а отверстия в её раме герметично закрыли. Не просто закрыли, а установили герметичную композитную МДФ-дюралевую панель, которую тоже заглушили с двух сторон самым основательным образом. Почему я так акцентирую внимание на сочетании материалов «МДФ-дюраль»? Потому что маленькая масса, высокая прочность и хорошее внутреннее демпфирование. А внутреннее усугубили ещё и внешним. Во-вторых, под динамиком появилась проставка (тоже дюраль и МДФ), доводящая установочную глубину до нужной. А чтобы динамик и короб не висели в воздухе, в раме двери для усиления смонтирована на болтах стальная стойка прямоугольного сечения, сваренная из двух прямоугольных профилей. К стойке крепится и панель, и подиум. Наружная облицовка двери получила новый фигурный выступ, облегающий динамик, в его нижней части даже нашлось место для фонарика подсветки. Сетки — ну, это само собой, акустически прозрачные. Сабвуфер — закрытый ящик, установленный за спинкой заднего сиденья. Он использует высоту отведённого пространства полностью, поэтому замки спинки заднего сиденья пришлось доработать для удобства открывания. Саб стереофонический, поэтому и объёмы для каждого динамика — отдельные, по 15 л каждый. Корпус изготовлен из МДФ, внутри покрашен текстурной краской, стенка со стороны багажника — прозрачная, из акрилового стекла толщиной 18 мм. Стекло установлено на битопласт, ежели что — отрывать придётся трактором… Подключён саб без разъёмов — для минимизации электрических потерь, всё равно вынимать его не придёт в голову, он прикручен к раме, на которой стоят усилители. Здесь, собственно, все пространства в этой машине закончились. Где и положено, у заднего бампера. А результат их совместного существования, на мой взгляд, заслуживает характеристики ПП. Только на этот раз — не Параллельные Пространства и даже не Повышенной... ну, скажем, Привлекательности. Чтобы не подвергать испытанию моё целомудрие, посмотрите у Пелевина... Существует мнение, и лично я с ним, надо признаться, не очень-то и спорю, что АЧХ это ещё не всё. Да, не всё, но корреляция между субъективно привлекательным, достоверным, реалистичным, не утомляющим слух... и так далее звучанием и гладкой АЧХ несомненна. Да, бывает, что АЧХ хороша, а звучание непривлекательно. Бывает. Бывает (это уж совсем редко), что систему с кривой частоткой приятно слушать. Это лишь иллюстрирует то, что АЧХ это ещё не всё. Это — многое. Здесь — очередное подтверждение общего правила: у хорошо звучащих машин хорошие инструментальные показатели. Вот здесь к чему можно придраться? Пипка на 630 Гц? Так, ещё... Напрягитесь и увидите совсем уже несерьёзный прыщик на 40 Гц (притом что даже с ним от 80 Гц и до упора нижний бас укладывается в допуск ±2 дБ). Ещё замечания будут? Ну вот и договорились... Садился в машину я, честно говоря, уже с определённым настроем. По другим работам (и не только этой студии) мне достаточно хорошо знаком почерк «Браксов», их сильные стороны. Слабые до сих пор не были обнаружены, и предчувствия по части тонального баланса, сцены и прочего меня не обманули. Начну с общего тонального баланса. Он просто великолепный. Долго искал, что бы выцепить — но даже пресловутый стакан у Нины Хаген (был использован диск «AMT Sound Quality») разбился так натурально, что подпрыгнуть мне помешали только глубокие ковши сидений. Флейта — очень натурально, с отменной детальностью. Клавесин и скрипки — как живые. Медные духовые — чуть-чуть резковато, а может, не стоило лишний раз уши мыть? Бас — очень ровный во всех регистрах, от суббаса до верхнего баса, контрабасы и гитары великолепны. Суббаса, пожалуй, было временами многовато — но это я уже придираюсь. И на максимальной, и на средней громкости звучание очень сбалансированное, слитное и при этом весьма детальное. На малой громкости тональный баланс сохраняется — а это несомненный плюс. Макро- и микродинамика... а что, кто-то сомневался? В полном порядке, это же «Маки», а не чудеса техники с Митинского рынка. Сцена вообще великолепна — локализация по ширине и глубине очень чёткая, а главное — стабильная. На самом длинном треке, где нужно получать удовольствие от прослушивания, я так и поступил — сидел и получал. Хотя и не самый преданный поклонник джаза. |
Источник: Журнал «Автозвук»