На первый взгляд. Smart Fortwo Cabrio. Принято считать, что первое впечатление — самое верное. В основном это правило работает, но есть исключения. В нашем деле верить глазам не рекомендуется, уши гораздо надёжнее. Особенно когда все компоненты системы на виду и возникает вопрос: «Как, и это всё?» Мы все тут избалованы изысками и максимализмом (иногда одновременно). Если уж зашла речь о современной аудиосистеме, так непременно с трёхполосной акустикой, поканальным усилением, процессором и прочими приблудами, установленными во всех мыслимых и немыслимых местах... Это — как бы традиция. Но тогда и машина, где такая система стоит, должна следовать хоть какой-нибудь традиции, а то нечестно. Эта машина традиции презирает. Во всём, начиная с собственного имени, которое пишется с маленькой буквы, и марка, и модель, а модель ещё и в одно слово, а не раздельно, как в анекдоте про молодого дипломата. Повторим упражнение: Smart For Two Cabrio — садись, два. smart fortwo cabrio. Вот так. Мотор — трёхцилиндровый (а сколько надо?), запрятан под пол багажника (а что, нельзя?), размеры мотора — как у домашнего кота средней упитанности, микроскопический объём багажника от такой компоновки не пострадал, его ограничивает исключительно габаритная длина машины: длина smart fortwo на ладонь больше, чем ширина «Мерседеса» S-класса, его прямого родственника, между прочим. И тот и другой могут за отдельные деньги оказаться «Брабусами», и ещё неизвестно, кому это больше пойдёт на пользу. Но традиции традициями, а музыку ставить надо, это, надеюсь, не обсуждается. Структура задуманной для установки в smart системы на первый взгляд оказалась проста (если не сказать больше), но компоненты в ней стоят более чем достойные, а размещение акустики и акустическое оформление нарушают все установившиеся каноны не менее решительно, чем до этого их нарушила сама машина. Вот наблюдение, довольно тривиальное: не раз мы видели, как формально автомобильная аудиосистема при установке в самые объёмистые и просторные машины (типа мини-вэнов или в зоне задних сидений крупных внедорожников) по построению становилась больше похожа на домашнюю. Две колонки, справа и слева, излучатели в них размещены вдоль вертикали, как в домашней акустике, в автомобиле как дома, короче, что нетрудно, если автомобиль размером с небольшой дом. А вот наблюдение менее тривиальное: то же самое произошло здесь, при установке системы в предельно маленький автомобиль. Мы привыкли, что в машине фронтальные динамики практически под носом у слушателей, а расстояния до них существенно различаются. Здесь удалось скомпоновать акустику так, что расстояния от водителя до динамиков практически равные, причём немаленькие — я впервые в жизни увидел и услышал систему, в которой от слушателя до фронтальной акустики в два раза дальше, чем до сабвуфера. Вот с акустики и начнём, потому что в ней вся изюминка, даже не побоюсь этого слова — изюмина. На торпедо сверху установлены компонентные двухполосные системы E.O.S Opera ES130, выполненные по домашним традициям. Мидбасы с бумажным диффузором (правда, с влагозащищающей пропиткой — всё же не дома) на солидном подвесе с большим ходом, мощная магнитная система, литой диффузородержатель. Пищалка с шёлковым куполом, кроссовер второго порядка с «воздушными» катушками и плёночными конденсаторами, — словом, всё, что необходимо для качественного звучания в широком диапазоне частот (62 Гц — 25 кГц). Номинальная мощность 70 Вт, чувствительность 90 дБ, так что в крошечном салоне мало не покажется. Установлены динамики в изолированных объёмах, с индивидуальным разворотом в сторону водителя. Конструкция и технология изготовления подиума достойны отдельного рассказа, потерпите. Сабвферов в системе два. Но не всё сразу, товарищи, не всё сразу. Двенадцатидюймовый, с постоянной пропиской, занимает всё пространство крошечного багажника без остатка. И время от времени уступает место восьмидюймовому, который милостиво оставляет рядом место для сумки (а если поднажать — то даже для двух). Так, в машине, которая изначально почти без багажника, остаётся почти багажник. Основной сабвуфер выполнен на двенадцатидюймовой головке Auditor RIP 300S с полипропиленовым диффузором. Вообще-то, индекс «S» говорит о том, что головка предназначена для закрытого ящика, но её «уговорили» работать в фазоинверторе. Уговаривать пришлось недолго: лёгкая подвижная система в совокупности с другими факторами это позволяет, но в награду за сговорчивость динамик потребовал немалого объёма (сами понимаете: лёгкая подвижная систе... ну да вы это уже знаете). Ящичек в результате еле вписался в отведённое ему место. Пиковая мощность динамика составляет 800 Вт, так что, как будет видно по характеристикам усилителя, остаётся немалый запас — опять в соответствии с домашними традициями, чтобы не выходить за линейный ход диффузора. Во втором сабвуфере (том, что для варианта с «почти багажником») использован восьмидюймовый Alpine SWE-843E. Диффузор там целлюлозный с полипропиленовым усилением, а максимальная мощность 400 Вт — так что запас имеется и в этом случае. Выбран был динамик из-за способности работать в очень скромном оформлении — минимальный объём закрытого корпуса составляет всего 10 л. Источник сигнала в системе — ресивер Alpine CDA-9886R. Он не только смотрится в приборной панели как родной, там и со звуком всё в полном порядке. Аппарат поддерживает все форматы современных аудиозаписей, iPod, USBустройства. Теоретически можно даже подключить CD-чейнджер, только не в этой машине, здесь это будет как установка второго мотора. А ещё 9886-й позволяет подключить процессор Imprint Sound. А это всё в корне меняет. Уже не нужны три пары линейных выходов, и открываются все возможности, предоставляемые технологией Imprint. При подключении к головному устройству Alpine звукового процессора PXA-H100 появляется доступ к мощным средствам настройки — Bass Engine Pro и калибровке MultEQ. Можно не только откорректировать АЧХ системы с учётом акустики салона, но и устранить все фазовые и временные проблемы. А в этой системе такая коррекция стала необходима — уж больно кучерявым оказалось расположение динамиков. Если в традиционной системе сабвуфер живёт в багажнике и все задержки в системе приходится согласовывать с ним, то здесь всё наоборот, задерживать пришлось именно сигнал сабвуфера, ведь он прямо за спиной водителя. Усилитель в системе — E.O.S. AE-300F, серьёзный четырёхканальный аппарат, работающий в классе AB. В его выходном каскаде использованы парные транзисторы Sanken, хорошо известные знатокам усилителей. Два канала с номинальной мощностью по 95 Вт работают на фронт. Оставшаяся пара в мостовом включении развивает 240 Вт на сабвуфер. Усилитель вместе с процессором скрылись под пассажирским сиденьем, в этой машине отсюда ближе всего до аккумулятора, он же спрятан в ногах у пассажира (а где ещё?). Теперь — про подиум, как обещано. Верхняя часть торпедо представляла собой пластиковое «корытце» для мелочей и наверняка было бы этими мелочами замусорено, пока ему не нашли лучшее применение. По форме «корытца» была выклеена нижняя часть будущего акустического агрегата, на которой смонтированы фрезерованные кольца для динамиков. Верхняя часть обтянута тканью, проклеена, затем усилена изнутри стекломатом. Готовый объём разделён на две равные части, измерения проводились путём заливки водой, сложная и существенно несимметричная форма иного подхода и не допускала. Когда была определена заветная координата плоскости, делящей объём строго пополам, к поперечному сечению в этом месте подогнали перегородку и вклеели на место с использованием опыта стоматологии. Стоматолога посещали? Что было у него в руках непосредственно перед словами «ну что же, батенька...»? Зеркальце было. Вот и здесь было, только побольше, в пропорции к стеклопластиковой полости рта. Пищалки работают на отражение от стекла, установку проводили по лазеру: где красная точка на стекле, туда, значит, и нацелена пищалка, это и будет виртуальным центром излучения. Готовый корпус ошкурен и обтянут алькантарой. То, почему выбрана именно такая, а не «дверная» схема расположения акустики, вытекает из «домашней» концепции системы. Стереобаза при таком размещении фронтальных динамиков не слишком широкая, зато расстояние до динамиков того же порядка, что и стереобаза — это и рекомендуется при расстановке акустических систем дома. И находятся они спереди, а не сбоку. Вмешательство процессора в сигнал минимально необходимое, поэтому и итог получился соответствующий — смотрите результаты прослушивания. Мне всё понравилось. Машина — с первого взгляда (моей машине не говорите — заревнует, тем более что первый взгляд на smart был давно, что сейчас вспоминать...). А аудиосистема — с первого прослушивания. Сцена. Начну прямо с неё, потому что перед её величием меркнет всё остальное. Во-первых, она необычайно глубокая — мало того, что начинается за лобовым стеклом (а оно от водителя далеко), так ещё и уходит не просто за капот (капот-то у «смарта» — смех один), а куда-то в даль светлую. При таком «удалённом» расположении динамиков это кажется естественным, но не аршином единым, как вы знаете, жива звуковая сцена. Высота сцены великолепная, центральный образ отменно сфокусирован — опять спасибо расположению динамиков (и опять — не только ему). Ширина стереопанорамы столь же ошеломляющего впечатления не производит — едва по стойкам, но всё сразу даже Imprint не гарантирует. Зато нет разрыва стереопанорамы и «пинг-понга», характерного для многих систем с широкой стереобазой. Общий тональный баланс великолепный, на слух никаких неровностей не замечено. Понятно, почему — на расстоянии в метр от динамика нивелируются все фазово-частотные процессы, поэтому АЧХ практически не зависит от выбора точки замера (потом замерил несколько раз в разных точках — результаты и вправду совпадают). Макро- и микродинамика великолепны. С макро понятно — динамики используются не на полную катушку. А микродинамика — потому, что слушатель не в ближней зоне излучения, где любые шероховатости сразу лезут в уши. Ну и усилитель тоже постарался. Бас в системе весьма хорош — и динамик большой, и салон маленький. По ушам не долбит, звучит ровно и слитно с фронтом, да и сам фронт басит основательно. Наилучшие результаты достигаются при средней громкости, здесь бас наиболее чёткий и глубокий, локализуется исключительно спереди. Конечно, при таком расположении сабвуфера... Но мы же знаем, что не только в этом дело. |
Источник: Журнал «Автозвук»