Установка музыки в Citroen С4

Если будет нечем заняться в пробке, проведите небольшое статистическое исследование. Коли пробка серьезная (ну, теперь это не дефицит), и выборка получится репрезентативная, убедитесь: мужчины ездят и на том, и на этом, а женщины предпочитают Peugeot. Я, кажется, знаю почему (соображения пластики кузова и цветовой гаммы отметаем за тривиальностью). Сядьте за руль С4 и поверните противосолнечный козырёк. Там — зеркало для изучения себя и корректировки нанесённых на лицо лакокрасочных материалов. Теперь включите зажигание. В ноле зрения водителя оживут сразу четыре дисплея: над рулём, в центре торпедо и ещё два на разной высоте в центральной консоли.

Скажите теперь, какая женщина это вынесет: только один раз показывают её и четыре — какую-то ерунду? А мужчине как раз — самая потеха, здесь скорость, тут обороты, там ещё что-нибудь, не соскучишься. Всё же французские вина — действительно лучшие в мире, с простой бормотухи такого бы нипочём не придумать.

Однако может так случиться, что и заскучаешь. Это происходит при попытке аккуратно и толково поставить в такую машину музыку покраше той, что туда воткнули на родине наилучших вин. Очень скоро выясняется, что в обмен на звук машина требует отказаться от части приятных подробностей, оговоренных в перечне комплектации. Ну, скажем, от парктроника. Или от производящего большое впечатление на пользователей других марок (всех остальных, без исключения) управления с неподвижной ступицы руля. Если бы можно было пожертвовать одним лишь зеркальцем в козырьке, многие владельцы С'4 согласились бы немедля, но...

Так произошло и здесь. Музыку надо ставить, потому что это выносить уже немыслимо, но курочить уникальный салон и продуманный функционал уж очень не хочется. В Accent-Audio предложили решение, которое, в принципе, лежит на поверхности, но позже распространили его и на другие элементы установки. Решение состоит из двух слов: «берём Alpine». Конкретно взяли CDA-0,887, однозначно один из мощнейших в гамме продукции. По счастью (которого лишены владельцы некоторых других моделей Citroen), штатное «радио» здесь выдёргивается без приросших к нему органов управления другими функциями и освобождает гнездо более или менее привычных размеров. Но уже однажды упомянутые функции при подключении Alpine тут же умерли. Потому что к собственно головному устройству пока не добавили необходимого обвеса, а вот его у Alpine как раз всегда хватало. Обвес по суммарным габаритам едва не превзошёл собственно «голову». В его состав вошли; адаптер APF-D100PS, возвращающий к жизни одновременно кнопки на ступице руля и один из четырёх дисплеев (второй сверху по центру консоли), туда теперь исправно поступает информация RDS и CD-текст с головного устройства; а также APF-R100PS, предназначенный для реанимации парктроника. По штату сигналы парктроника приходили на заводское «радио», а оттуда — на динамики. С этим адаптером, правда, возникла некоторая заминка. Дело в том, что он подает свои сигналы в цепь высокого уровня (выход встроенных усилителей, а к ним ничего подключать не планировалось, да И вообще замышлялась поканалка, иначе зачем было брать процессорный источник, а в этом режиме у 9887 встроенные усилители отключены. Решили тогда в дополнение к установленной новой акустике поставить пару пищалок (из штатного комплекта от какого-то VW), единственное назначение которых — вовремя пищать (то есть работать по специальности) при обнаружении препятствия.

Разместив всё это хозяйство под торпедо за вновь установленным головным устройством, стали тянуть систему дальше С акустикой всё решилось на удивление просто: опробованный и заработавший устойчиво хорошую репутацию комплект Eton PRO оказался будто по мерке пошит для этой машины. В дверях нашлись довольно мощные пластиковые платформы для мидбасов, на них же поставили «парковочные» пищалки, а настоящие, музыкальные, как родные встали в размеченные для них конструкторами «Ситроена» места — далеко впереди приборной панели, с отражением от стекла.

Усилитель на всё взяли один, пятиканальный EOS, да и его убрали с глаз долой за панель обивки сзади. Получалось, таким образом, что единственным претендентом на пространство в машине будет сабвуфер. А его-то здесь и нет. В смысле есть, но нет. В порядке общественного вызова и дерзкой выходки систему оснастили уже почти забытым, но в последнее время проявляющим признаки второго дыхания устройством — тактильным сабвуфером Aura Bass Shaker.

Собственно, название «тактильный» не совсем верное, во всяком случае — при установке В автомобиле. Принцип действия тактильного сабвуфера прост такая же звуковая катушка с таким же магнитом приводит в движение (вот здесь разница) не воздух, а массу внутри корпуса, что по Ньютону означает— и сам корпус. Если привернуть эту штуку к табуретке, будет трястись табуретка и то, чем на неё сели. Если к паркету — затрясется пол, табуретка и уже упомянутое, только на этот раз в процесс будут интегрированы и ноги.

А если к полу машины? Он ведь не каменный и под действием возбуждающей силы будет колебаться что твой диффузор, закономерно отдавая часть колебательной энергии воздуху, а часть, через конструкцию сиденья — тому же самому, что и при домашнем использовании. Такова теория. Практика потребовала некоторого объема экспериментов в поиске наилучшего места для «шейкера». Найденное оказалось близко к теоретически предсказанному: в центре плоского участка пола под водительским сиденьем, где гибкость пола максимальна (опция: в центр крыши, там эффективность может быть ещё выше из-за более тонкого листа, но это уже чересчур).

Владелец машины, до сей поры очень неохотно соглашавшийся на вмешательство в конструкцию, дал добро на нештатные отверстия в полу, тщательно, разумеется, защищенные после сборки от возможных проявлений коррозии, нарушенную было шумоизоляцию на полу восстановили, добившись в итоге почти беспрецедентной «стоковости» установки, за что, собственно, и боролись. Здесь все оказалось спрятано, только одно затаилось, а другое — дрожит...

Чисто «тактильная» машина в журнале публиковалась прошлый раз в 2000 году, еще до меня. Так что ощущения — совсем новые. Фронт (начнем с него, чтобы привыкнуть) показал довольно комфортное звучание голосов, при этом сцена вышла завидно широкой, на семи барабанах крайние самым явственным образом выходили за «базу» пищалок. Это же происходило с тарелками на соло ударных, хотя и у тех и у других звучание получалось заметно окрашенным. Что же касается баса, то он ожидаемо непривычен, разрыв между слышимым верхним басом и ощущаемым (это уж само собой) тактильным до конца не закрыт. Из-за этого на ударных кажется переакцентированной атака барабанов, какую-то часть отняли у бас-гитары. Она исправно выводит рельеф своей партии, но как будто с усилием. Вероятно, в системе с более басовитым фронтом многое из услышанного существенно бы нивелировалось.


Источник: Журнал «Автозвук»