Установка музыки в Honda Accord

Если честно, я нe собирался делать публикацию про свою систему. Из-за этого даже некоторых фотографий нет, и утеряны они уже безвозвратно.

Однако в начале этого года я подвергся настолько изощрённому и беспрецедентному по жестокости давлению со стороны главного редактора «A3» (это был фактически неприкрытый шантаж), что вынужден был сдаться. А сопротивлялся я вовсе не из вредности или нежелания раскрывать какие-то мифические секреты — просто я не писатель (здесь, правда, вместо шантажа было обещание помочь с запятыми), а главное — мне самому непросто выделить важнейшее условие успеха в создании системы такого типа. Когда прочтёте до конца — поймёте меня, я уверен.

Машина, с которой мне в 2008 году удалось стать бронзовым призёром, а в следующем, 2009-м — чемпионом Европы в классе «Беспроцессорные системы», совсем не гламурная. Это Honda Accord 1996 года выпуска, купленная в 2004-м, то есть уже тогда восьмилетняя и с пробегом 220 тысяч. Наша совместная биография с этим автомобилем заканчивается только сейчас, из-за этого даже нет фотографий мидбасов — уже всё разобрал.

В предыдущих машинах музыка была устроена довольно немудрёно, здесь я решил сделать всё всерьёз, оттого «Хонда» у меня так надолго и задержалась, жалко было расставаться с результатами стольких сотен часов работы. Концепция системы выросла из... головного устройства. Его я выбирал долго, перепробовав немало топовых моделей, и процессорных, и «чистых». И когда наконец остановился, стало ясно: систему надо делать беспроцессорную. Потому что выбор пал на Denon. Глаза глядели на DCT-A1, но карман с глазами не соглашался, решил отступить на шаг, до DCT-A100. От «Денона» и начал плясать.

Вначале (и довольно долго) не вытанцовывалось. Не удавалось мне «поставить тётю в центр», да так, чтобы она не расплывалась как квашня. Мучил расспросами Аквагена-Шкаликова, он советы давал как-то скудно и не очень внятно, только теперь, повторив, по существу, уже тогда пройденный им путь, я понимаю почему: нет в саг audio более тяжёлого пути, чем Pure Passive, и уж тем более нет готовых путеводителей. А тогда не было иного выхода, кроме как искать свою дорогу.

Месяца три искал решение, потом полгода каждый день паял и перепаивал, нащупывая заветные характеристики, я слышал, кто-то из наших автозвуковых спортсменов про меня сказал, что я спать ложусь с включённым паяльником... Врёт, с выключенным, иначе жало обгорает. Но держу неподалёку, это верно. Только через полгода стало окончательно ясно: найденное решение работает. Что за решение? Если очень укрупненно: двухполосный и фронт, работающий от двухканального гибридного усилителя через несимметричный по каналам пассивный кроссовер. Основа кроссовера — ФНЧ первого порядка (с Цобелем) и ФВЧ второго порядка с характеристикой Бесселя. Остальное (а на фото кроссоверов видно, что остального много) — пассивные фазокорректирующие цепи, нет смысла приводить схемы с номиналами, повторяю, это не из вредности (нам, белорусам, вообще несвойственной), просто это бесполезно, и желающих проложить свой путь в Pure Passive только собьёт с маршрута. Достаточно будет сказать: фазовые корректоры приходилось переделывать при каждой смене головок (а таких смен было несколько), более того, я обнаружил, что такие цепи гораздо менее либеральны по отношению к ошибкам, нежели разделительные фильтры. Например, отклонение в расчётном значении импеданса на o,1 Ом оказывалось слышно немедленно: фокусировка голоса из «блюдечка» превращалось в «тазик». Подбор номиналов приходилось делать до третьего знака в миллигенри и до второго — в микрофарадах. Иначе не получалось. Или тип элементов в фильтрах: некоторое время я, поддавшись стереотипам, при выборе играл в «ценовые гонки», а заменил одну проволочную катушку ленточной (очевидно более крутой), и звук развалился. Сейчас отказался от ленточных катушек в цепи мидбаса, и заметно улучшился ианч в низу диапазона, сформировалась структура струны контрабаса. В звуке нет мелочей, и в самой полной мере это относится к беспроцессорным системам.

Много раз пересматривался и состав акустики, главным образом — мидбасового излучателя, с пищалкой выбор был сделан не очень быстро, но надолго. Это — сугубо домашние, а по конструкции — так даже профессиональные Seas Excel. После покупки я их первым делом разобрал и увидел: подвижная система сделана по типу «бабочки», с возможностью замены, у меня теперь есть запасные купола, и это не лишнее, пищалки не только разыгрываются в начале эксплуатации, но и начинают терять своё звучание после длительной работы, вечного в это мире мало.

Теперь — о других компонентах. Выбор головного устройства (с которого всё и началось) я по-прежнему считаю удачным, но при его установке пришлось столкнуться с проблемой «земляной петли», от которой в тракт полез фон. В итоге ГУ было установлено на изолирующем пластиковом кронштейне, да и вообще вся система электрически отвязана от массы кузова, «плюс» и «минус» идут отдельными проводами.

«Главный» усилитель в системе — тот, что обслуживает фронт — гибридный Poweramper. В нём, в силу важности его роли, было множество переделок. Плюсовые шины после предусилителя объединены, чтобы избежать постоянки на выходе при отключении одного из каналов, изменено напряжение накала ламп, в ХР200 первого поколения напряжение накала было 6,3 В, как положено, потом его зачем-то уменьшили, лампы не выходили на режим, и усилитель «плевался», не знаю, как иначе объяснить. Многие электролиты при измерении ёмкости оказались не 100 мкФ, как написано, а у кого 83 мкФ, у кого — 86... Вместо них поставил ELNAc измеренными емкостями 100 мкФ. Были заменены и операционные усилители, и напряжение их питания (с ±12 на ±15 В). Здесь ожидало немало сюрпризов, по схеме в левом канале должен был стоять NE5532, а оказалось какое-то цокающее говно TL082CN, вместо него теперь тоже LME49710, а сигнал перемычкой подается прямо на лампу.

Я уже говорил: в звуке мелочей нет, в беспроцессорном — нет и в помине. Своим третьим местом на Еврофинале 2008 года я обязан одному-единственному элементу схемы, на первый взгляд мало что значащему. В ХР200 сгорела входная микросборка, и я прямо там, на площадке соревновании, подал сигнал непосредственно на лампу. И по совершенно непонятной причине ушла динамика верхов,третье место — это мне ещё повезло. В период сооружения сабвуфера я увлекся акустическими свойствами дерева, поэтому корпус собран с использованием щитов из ольхи. Из неё же, кстати, были выполнены щиты в дверях для установки мидбасов, это как раз чьи фото пропали. Сабвуфер сделан в виде довольно плоского ящика с подкрепляющими стойками внутри, а стенка напротив диффузора — рельефной: снаружи — пирамида, внутри — конус, разбивающий тыловую акустическую волну. Первоначально объём сабвуфера был 26,5 л, под головку Helix, при установке Pioneer TS-W01RS потребный объём стал меньше, я его подбирал поэтапным вклеиванием «кубиков» по периферии ящика, окончательный объём получился 17,5 л. Корпус сабвуфера опирается на силовую ферму внизу и прочно связан с задней полкой в верхней части. На нижней части фермы установлены усилители и единственный в системе кроссовер — давно (и зря) вышедший из моды Масгоm.

Отдельный вопрос — провода. Поговорить о них любят многие, но не все готовы над ними потрудиться. У меня здесь позиция определилась давно: я верю в моножилу и для межблоков, и для акустики. Межблочные кабели в системе выполнены на основе полированных моножил сечением о,8 кв. мм, изолированных хлопком и свитых с определённым шагом с воздушным промежутком между проводами. Прежде сверху был экран из фольги, теперь я от него отказался, как отказался и от корпусов RCA-разъёмов. Акустические провода сделаны из медной ленты (размотанные катушки), «плюс» и «минус» каждого провода — это три ленты, уложенные в сложенную «гармошкой» вдоль кассовую ленту шириной 75 мм Только не из термочувствительной бумаги (она слишком тонкая), а из старорежимной, толстой. А сверху — термоусадка и «змеиная кожа», разумеется.Некоторой проблемой для меня стал вопрос внешнего оформления системы. Я знаю наверняка, что у меня не хватило бы усидчивости для доведения декора до соревновательных кондиций, а проигрывать из-за этого не хотелось. И я придумал обходной манёвр — стиль «кантри», где доминируют дерево и искусственно состаренная медь. Манёвр удался: кантри есть кантри, гламура и рояльного лака здесь не требуется.

Сейчас эти компоненты постепенно покидают свои места в «Хонде» и переносятся в новую машину. Вернее, переносятся не столько компоненты, сколько опыт, приобретённый при создании этой системы. А главное, что я вынес из этой истории — это то, что с переменой машины практически всё придётся в той или иной степени переделывать. Мелочей в звуке нет...


Источник: Журнал «Автозвук»