Инсталляция музыки в ВАЗ-21074

Извините, конечно, но сами вы просили вас побеспокоить: «Как поставите — пишите, что получилось...» А получилось, на мой взгляд, очень даже неплохо, вот и пишу, как просили...

Как уже не раз говорилось, звать меня Андрей Попков, живу в Омске. Про себя могу сказать, что к музыке всегда был неравнодушен. Было время, крутили вместе с друзьями дискотеки сначала в школе, затем по удачному стечению обстоятельств — в одном из институтов города, в политехе. Далее после распада этого мероприятия работал (точнее, подрабатывал, совмещая с постоянной работой, которая по сути своей далеко не музыкальна) с нашими омскими рок-музыкантами в качестве звукоинженера, как на репетициях, так и на живых концертах. Вот так и получилось, что с музыкой на «ты» уже давно, и как она должна звучать, представление имеется.

Автозвуковую болезнь подхватил совершенно случайно, а окончательно развил ее, можно сказать, уже намеренно. Началось все с автомобиля, который подготавливал мой друг, это была «Победа» и, кажется, вторые омские соревнования в формате FSQ. Так вышло, что в подготовке этого автомобиля я принимал непосредственное участие, с этого все и началось, да и причина нашлась самая что ни на есть подходящая. Родился ребенок, и пришлось отказаться от громкой музыки в доме (ведь не секрет, что в большинстве случаев получить полное удовольствие от музыки можно при определенных и весьма не низких уровнях громкости), да и с соседями жить нужно в мире.

Система строилась в ВАЗ-21074. Первым делом была произведена шумоизоляция автомобиля, далее прокладка проводки (RCA по днищу с левой стороны, питание усилителей по правой, силовые кабели динамиков по левой и правой стороне крыши) и уже затем монтаж динамиков. Установка получилась сравнительно бюджетной и состояла из трехполосного фронта (комплект Fusion FEC 65 работал на средний низ мидбасами и твитерами на верхнюю составляющую, a Mystery с фазовыравнивающими «пулями» — на серединку и верхний низ). При этом твитеры ставились с помощью стандартного крепежа на боковых стойках лобового стекла, а остальные динамики — в подиумах дверей. С подиумами пришлось, повозиться, зато получилось довольно-таки интересно: верхний динамик работает на свой собственный объём, а нижний — на объём двери через кусок пластикового «говнопровода» подходящего диаметра.

Заодно были реализованы так необходимые карманы дверей, правда для реализации задуманного пришлось установить электростеклоподъёмники и перенести открывалки дверей. Фотографий изготовления, извините, здесь не будет, карта памяти померла и реанимироваться не желает: комп ее не видит, а телефон требует форматировать. Жаль, конечно, много интересного утеряно, похоже, безвозвратно.

Тыл был реализован на Pioneer TS-А69925 (5-полосные «блины»), а сабвуфер — на двух головках Lanzar MAX PRO калибра 12 дюймов в багажнике в оформлении ЗЯ (по 28 л каждый, согласно рекомендаций производителя). Фронт запитал от DLS МА41 с использованием пассивных кроссоверов, тыл — от головного устройства, а саб от Lanzar МХА-422. Честно сказать, звучание системы заставляло петь душу, и сколько эмоций меня переполняло, описать невозможно, ведь всё это было сделано своими руками.

И вот первые мои соревнования в формате FSQ, первая горечь поражения и первая сознательная работа над ошибками... Изменения коснулись самого информативного звена системы: были приобретены отдельные серединки, ими стали головки Ivolga CS-2,5 MID — просто чудо в соотношении качество/цена. Звено «середина — верх» обзавелось собственными подиумами. Изготовление стандартное: совмещенное опорное кольцо для динамиков выставлено и закреплено с помощью металлических пластин под нужным углом, далее чулок, эпоксидная смола первым слоем + эпоксидная смола с наполнителем из серебрянки вторым слоем, автомобильная шпатлевка (волосянка и финишная) и наружное покрытие антигравием. Внутренний объём подиума равен 0, 8 л, в нём же смонтированы пассивные кроссоверы для среднечастотников. Согласитесь, дерзкое решение для таких узких стоек, но вышло красиво, и, самое главное, обзору ничто не мешает. И вот опять соревнования, теперь в формате IASCA SQ в Омске в 2008 г. у автоцентра «Бегемот». Машина выставлена в классе «Ultimate», в этом классе из отечественного автопрома — только моя «семёрка», у многих конкурентов системы в денежном выражении на несколько порядков дороже моей, у одного перца на BMW только литьё с низкопрофильной резиной сопоставимо со стоимостью моего авто. Ну, думаю, попал... Да ещё один из судей намекнул, типа «куда с такими бюджетами бодаться, тебе бы в класс пониже». Машину проверили, прослушали, сделали корректные замечания... Ожидание итогов, приглашение участников на сцену, мысленно уже готов к последнему месту, награждение участников... И — моё третье место! Есть результат.

Далее — соревнования у гипермаркета «Континент» в формате FSQ, проводимые «Аларм сервисом». Оценивается только качество звучания: опять куча конкурентов и опять третий... А это значит — снова результат. Третье выступление заметно потрепало систему: во время соревнований «Бои без правил» спалил один саб и нижний дверной Fusion, из-за чего вылетел по качеству звучания на пятое место, а для себя сделал вывод, что с системой, настроенной на качество звучания, лучше не пытаться получить кубок за давление (результат 133 ДБ).

Все что ни делается, к лучшему! Система требовала апгрейда, и она его получила: пищалки и низ были заменены лучшими (теперь это Infiniti Reference), саб сделан на базе одной головки, врезанной в заднюю полку, которая была изготовлена из 3-сантиметровой ДСП и обтянута кожзаменителем. Для разделения багажника и салона была поставлена деревянная переборка, а боковые щели загерметизированы монтажной пеной. Внутренние стенки багажника (крылья, пол и крышка) обклеены шумовиброизоляцией, заодно заменена штатная уплотнительная резинка. В багажнике появился фальшпол для усилков, конденсатора и кроссоверов (раньше это добро крепилось на задней стенке саба).

Возможно, система и осталась бы в таком виде, но очередной номер журнала «АвтоЗвук» заманчиво предлагал поучаствовать в конкурсе компании «Алком» и придумать слоган к аудиокомпонентам Revolt. Написал и отправил некоторые мысли и вскоре был просто ошарашен тем, что победил в конкурсе, и тем, что победа выразилась получением довольно-таки серьёзных призов, а именно сабвуферной головки, усилителя и акустики. (Еще раз спасибо компании «Алком» и лично Дмитрию Павлову!) Давно мечтал о поканальном усилении в системе, а тут, как говорится, прикуп к картам подошел... Долго думал, что делать с сабвуферной головкой. Если честно — не хотел убирать «Ланзар», играл он красиво, да и чтобы врезать 30-сантиметровую головку в заднюю полку, тоже попотеть надо. Но у фри-эйрной установки есть неприятная особенность: стоит забить багажник вещами, как АХЧ динамика сразу меняется, потому через некоторое время отказался от такого оформления и решил поступить так, как, наверное, не поступал еще никто из владельцев «классики». Сабвуфер поставить спереди под торпедо!

Во время изготовления ящика практически все детали приходилось делать дважды: сначала черновой вариант, а после примерки по месту, выверки углов соединений и мысленных доработок размеров (касающихся внешнего вида) уже чистовую и окончательную заготовку. Далее после сборки и примерки корпуса последовала его пропитка (как снаружи, так и внутри) лаком для дерева, внутреннее покрытие антирезонансным материалом с последующим заполнением синтепоном и наружное покрытие антигравием. Для крепления корпуса использованы штатные места крепления снятой средней панели. Изготовлены и закреплены металлические пластины с тыльной стороны ящика. Для большей надежности корпус был закреплен через нижнюю часть торпедо (в районе бардачка) в нескольких точках саморезами под ключ, а под нижнюю часть ящика (там, где рычаг переключения передач) запрессована деревянная подкладка.

Для размещения стандартных выключателей изготовил дополнительную панель, в эту же панель вмонтировал тумблер (блестящая штуковина справа) включения и выключения аудиосистемы. Выключатель реализован на реле большого тока (100 А), включённом на участке плюсового провода после аккумулятора и перед предохранителями. После изменил акустическое оформление тыла. Применил известную схему Хафлера, тыловую акустику подключил к плюсовым выходам головного устройства через фильтр (индуктивность 0,17 мГ и биполярный конденсатор 100 мФ), при этом тыл воспроизводит разницу сигналов и не портит фронтальную сцену, а создает иллюзию глубины зала. Честно скажу, расставаться с тыловыми «блинами» было жаль (играли они по-меломански чётко, возникла даже идея располовинить их и установить одному знакомому для фронтального воспроизведения (овалы в двери, а серединку с пищалками на стойки), но он отказался, и я думаю — зря. Однако реализация аудиофильской сцены требует определенного подхода, и поэтому два «блина» были заменены одним Fusion, выжившим после последних соревнований (пищалка смонтирована просто для красоты). По Хафлеру ведь неважно, один тыловой динамик или два. Для реализации поканального усиления подарочный Revolt RS 400.4 был закреплен на переборке багажника и салона, а для его защиты от повреждений натянута цепь. Усилитель раздельно работает своими каналами на Infiniti Reference. DLS МА41 обеспечивает работу среднечастотников Ivolga и верхнего низа Mystery, а для суббаса, реализованного на головке Revolt SW10, использован Lanzar, жизнь которого заметно облегчилась, так как высвободилась пара каналов. Для частотного разделения каналов использованы как встроенные фильтры самих усилителей, так и пассивные кроссоверы. Сигнал для пищалок (работают от 4000 Гц) режется фильтрами усилка, а затем подается на вход пассивного кроссовера комплекта Infinity и снимается с выхода ФВЧ, что обеспечивает дополнительную защиту твитеров от перегорания. Сигнал для среднечастотников (450 — 4000 Гц) выделить в чистом виде не получилось (недостаток фильтров бюджетного DLS МА41), поэтому сигнал сначала режется фильтрами усилка от высокой составляющей, затем пассивным кроссовером комплекта Fusion (снимается с выхода ФНЧ) и окончательно режется кроссовером комплекта Ivolga от НЧ-составляющей. С разделением сигнала на верхний (240 — 450 Гц) и средний (80 — 240 Гц) низ полноценно справились встроенные фильтры усилителей, поэтому здесь всё намного проще. Как и с сабвуфером, он работает от 80 Гц.

К заключающему этапу подготовки системы можно отнести интеграцию смотрового окна в фальшпол из оргстекла; заодно была добавлена надпись серебром с золотой каемкой (ручная работа кисточкой без трафарета). И вот очередные соревнования IASCA в Омске в 2009 г. Машина снова выставлена в классе «Ultimate», опять проверка — прослушка, комментарии судей, награждение победителей и... моё второе место, а первое — у чемпиона России по автозвуку из Новосибирска. Приятно соревноваться с такими мэтрами автозвука, а главное — после соревнований беседовать с такими людьми на все те же автозвуковые темы...

Жаль, конечно, что это единственные соревнования по качеству звучания в этом году, FSQ к нам не приехали (видать, кризис всему виною), a EMMA почему-то отродясь к нам не заглядывала. На этом фоне хочется выразить огромную благодарность Сергею Лизунову за его вклад в развитие автозвукового спорта.

Время на построение аудиосистемы не было потрачено даром: пришли знания и навык, появились новые знакомые, а в качестве бонусов — звук в машине, который никого не оставляет равнодушным, и сертификат судьи IASCA, возможно, откроет новые перспективы...

Послесловие

А ведь мне ещё один приз достался — комплект коаксиальной акустики Revolt SX621. Вы что же думаете, он без дела остался? Ну нет...

С мнением аудиофилов по поводу качества звучания коаксиалов для озвучки фронтальной сцены хотелось бы поспорить. Просто ставить такие динамики нужно специфично, и место им только под передними сиденьями (напольная установка), а направление излучения — на лобовое стекло (хотите — обзовите правилом Попкова, против не буду). Такую систему я сделал в машине шурина (это — брат жены, кто не в курсе). Для головок использовано фазоинверторное оформление: изготовлены ящики объёмом 7,25 л из 12-миллиметровой фанеры, в них врезаны куски труб внутренним диаметром 32 мм и длиной 75 мм, объём ящиков заполнен синтепоном.

Результаты прослушивания оказались просто потрясающими: широченная и глубоченная сцена, спад АХЧ на НЧ начинается в районе 50 Гц (редкий динамик так низко сыграет). Да, конечно, у напольной установки есть минусы пыль, грязь, повышенная возможность травмирования излучателей и перекрытие излучаемого сигнала на участке до лобового стекла ногами. По поводу первых трех недостатков можно рекомендовать соблюдение чистоты и аккуратность, а последний легко превращается в достоинство, всё зависит от того, кто у вас пассажир...


Источник: Журнал «Автозвук»