Установка Авто-музыки в Ford Focus

С момента предыдущей публикации прошел год, который оказался довольно результативным. Осенью 2008-го довелось-таки поучаствовать в Еврофинале EMMA в Австрии. Ситуация там оказалась непростой, но я решил, что грань третьего и четвёртого мест из семнадцати участников в классе на финале Европы — это кое-что, и по возвращении менять что-либо в системе желания не было. Но не мы иногда решаем. По пути домой испортился привод HX-D2 — перестал брать и отдавать диски. Починить удалось путем замены валика, затягивающего диски, но в результате были обнулены все настройки, и восстановить их не было возможности. За насыщенный год, надо признаться, порядком устал, переделывать систему не хотелось, а для дальнейшего участия в соревнованиях переделки были необходимы, поскольку предстоял неизбежный переход в категорию «Любители». Кроме того, по слухам, в связи с кризисом EMMA планировала на 2009 год мало этапов, большинство из них не очень удобных территориально, все это послужило поводом сказать сгоряча: «Я больше не буду...» Не как дети говорят, а по-взрослому, в смысле — не буду участвовать в сезоне EMMA 2009 года.

Зимой решил спокойно, не торопясь, заняться постройкой домашней аудиосистемы, это отдельная история и не для этой статьи, но суть в том, что за зиму научился и начал активно пользоваться широко известным интернет-аукционом Еbау.

Наступила весна, зимняя хандра прошла, и я стал думать, как взять обратно сказанное сгоряча. Снова захотелось заняться автозвуком и все-таки поучаствовать в соревнованиях. Как нельзя кстати наметились первые соревнования СМТ, организованные ребятами с форума Magnitola, они оказались первыми в сводном графике всех известных ассоциаций в 2009 году. Грех было бы пропустить. Проштудировал правила, выбрал категорию. Поскольку система осталась в неизменном виде с прошлого года, были сделаны выводы о том, что необходимо доработать или усовершенствовать в плане инсталляции. Оказалось всё не так уж плохо, доделок практически никаких не потребовалось, нужно было лишь разобрать некоторые участки инсталляции, чтобы сделать необходимые фото для набора баллов с минимальным штрафом. Примечательно, что требования правил CMT к инсталляции практически повторяют (за исключением отдельных нюансов) требования EMMA категории «Любитель», поэтому сразу же возникла мысль, что и EMMA в этом году не пройдет стороной. Вернее — я не пройду...Но мы решаем не всё. За неделю до соревнований CMT испортился привод в Clarion HX-D2, причем не в механической, а электрической части, планы чуть было не провалились, но всё благополучно обошлось путем замены электронной части взятой с более дешёвой модели Clarion. Сами соревнования принесли море положительных эмоций и впечатлений от дружеской обстановки и общения со старыми знакомыми. В итоге — первое место, но с приличным списком замечаний по звуку. Хотелось бы отметить, что фактически на этих соревнованиях родилась новая команда, в состав которой вошли представители форума Ford Focus Club, увлеченные автозвуком, некоторые из них уже были отмечены на страницах журнала. За генерала у нас, само собой, прославленный по всей Европе Сергей Бакаев.

Впрочем,довольно о том, «как я провёл лето». На самом деле лето внесло кардинальные изменения в систему. Началось все с того, что май и половину июня пришлось провести в командировках в Белоруссии, поэтому пропустил все удобные этапы EMMA и сезон оказался действительно «холостым». Но во всем этом был большой плюс. Свободными вечерами в командировке была возможность проштудировать Интернет, и появилось желание добавить в систему экзотики. Или классики, как поглядеть. На Ebay купил редчайший комплект Sony XES первого поколения, 1991 года выпуска. В те времена это была вершина караудио, в схеме использованы комплектующие высочайшего уровня, например 8 штук мультибитных ЦАП РСМ63Р-К, причем настоящих японских, за которыми и сейчас гоняются строители домашнего High End. Платой за винтаж и классику, правда, оказалась ограниченная функциональность настроек. Мне достался комплект, состоящий из: процессора XES P1, выполняющего функцию эквалайзера и основного мозга; XES Xi, объединяющего кроссовер и блок задержек для 8 каналов; FM тюнера XES T1 (который пришлось переделать с американской сетки радио на европейскую); дисплейного модуля Display XES P1, а также трех пультов, включая знаменитый соневский джойстик. Чейнджер также был в наличии, но не из комплекта и без оптического выхода. По случаю на одном из форумов в тот момент продавался Sony CDX 91 с оптическим выходом, который был забронирован, а впоследствии благополучно куплен. По возвращении из командировки получил долгожданную посылку с Sony XES. Ревизия показала, что в процессоре XES P1 не работал преобразователь напряжения, который был довольно быстро заменен доступными компонентами.

Принципиально новым элементом системы стал 4-канальный ламповый буфер-предусилитель на базе (вернее, на тему) модулей Musical Fidelity X10-d. Не буду скрывать, что идею подсмотрел в публикации про Focus Александра Лысенко. Мне его решение очень понравилось простотой подключения к 12-вольтовой бортовой сети. Изучив информацию на заграничных форумах по поводу использования и апгрейда таких буферов, купил, опять же на Ebay, два модуля — китайские копии Musical Fidelity X10-d. Выбирал среди множества по качеству применяемых комплектующих. Параллельно приобрёл несколько комплектов лампочек ЕСС88 разных производителей, чтобы поэкспериментировать с подбором звучания. Всю эту многоблочную аппаратуру решено было поставить в багажнике, причем хотелось обойтись малой кровью, без глобального перекраивания того, что планировалось оставить. Блоки XES и ламповый буфер разместились вторым этажом над усилителями фронтальной акустики. Для этого изготовил раму из алюминиевого профиля, на которой крепится вертикальная лицевая фалыппанель. Для объединения двух ламповых модулей в единое устройство сделал специальный кронштейн-подставку, на котором также расположены панель с RCA разъемами и клеммник питания с реле цепи remote. Чейнджер Sony CDX 91 закрепил под полкой заднего стекла. В это время по случаю (и за очень смешные деньги) купил еще один комплект Sony XES. Брал его в первую очередь ради «родного» чейнджера XES Ci и исправного процессора XES P1. В итоге от установки XES О пришлось отказаться из-за габаритов, но покупка не прошла даром, весь комплект послужил элементом демостенда на последующих соревнованиях СМТ. Вся оптическая проводка и интерфейсные шины между блоками максимально скрыты и находятся под алюминиевой рамой. Дисплейный модуль Display XES P1 и тюнер XES T1 разместились на месте штатной магнитолы, благо пространство позволяет. Для настроек системы XES требуется специальный пульт огромных размеров, зато для выполнения простых операций по переключению треков и изменению громкости достаточно джойстика. Джойстик закреплен на алюминиевом кронштейне под правой рукой, в самом доступном месте.

Заодно в систему внёс и другие изменения, не столь радикальные. Были частично обтянуты алькантарой дверные обшивки и козырек приборной панели для уменьшения переотражений. Изготовлены защитные грили СЧ-динамиков, а также мидбасов из крупноячеистой сетки, идентичной используемой на ВЧ ScanSpeak 6000. Для болтового крепления мидбасов, а также для того, чтобы внутренности двери не просматривались через прозрачный гриль, изготовлены монтажные пластины из алюминиевого композита, крепящиеся на проставочные кольца мидбасов. Акустическая проводка для СЧ/ВЧ-динамиков проложена по потолку с использованием кабеля Kimber 4ТС. По совету друга и коллеги по клубу из Новочеркасска Анатолия Ермилова (ака Анатолий13) межблочные кабели используются Van den Hul разных моделей, в зависимости от диапазона частот. Вот с таким набором в августе был произведен пробный выезд на очередные соревнования СМТ, уже в классе «Unlimited». Выезд получился удачным в плане удовольствия от проведенного времени, но не совсем — в плане результата, пятое место. Очень порадовало то, что к автомобилю был проявлен интерес со стороны участников и зрителей. Были сделаны выводы о проблемах звучания и обозначен перечень мер по борьбе с ними. В итоге подобрал комплект ламп, устраивающий по звучанию на ВЧ, временно решил отказаться от использования ламп на СЧ, т.к. из существующих в наличии не оказалось достойных кандидатов. И конечно же, вылизаны и без того сложные настройки Sony XES. Итог — первое место на финале СМТ 2009 в категории «Unlimited».

На этот год сезон закрыт, что будет в следующем — покажет время, но в голове куча мыслей по построению новой системы (возможно, в новом автомобиле). И уж теперь не стану зарекаться, что «больше не буду». Буду, наверняка.


Источник: Журнал «Автозвук»