Установка музыки в BMW X5

В Париже, например, или в Барселоне какой-нибудь что в помещении-то сидеть? Здесь на вопрос, заданный официантом на общепринятом международном языке (английский с сильным местным акцентом), «Indoors or outdoors?*, ответить можно без слов, ткнув пальцем в сторону террасы с цветочками. В других городах... на круг, я думаю, придётся 50/50.

Такая пропорция была положена и в основание этого проекта, что сделало его несколько необычным. Автомобиль, как видите, для нашего города как раз довольно обычный, это в Париже или Барселоне какой-нибудь его будут с любопытством рассматривать, «lе иномарка, bien sur». А у нас это не иномарка, a BMW, и как раз с учётом этого обстоятельства начали проектировать систему. Хозяин Х5 приехал, чтобы поставить в машину музыку особого свойства, но начал с мягкого, как победитовое сверло, пожелания оставить на месте штатное головное устройство. Не потому, что его звучание так нравилось, это было бы странно, а ради сохранения исходного стиля интерьера. Штатная «голова» выглядит просто, но она здесь на месте, а нештатная... Сам владелец это сформулировал довольно метко: «В BMW даже дорогое головное устройство отдаёт «Пролежнем». Сильно сказано, пусть и небесспорно, но машина — его, за ним и последнее слово.

Но главным было не это требование. Система должна была стать «двухрежимной»: мощный, на «клубном» уровне звук в салоне и возможность мгновенной трансформации системы в мобильную дискотеку на открытом воздухе («аутдорз», как сказали бы мы на международном, если бы служили официантами). Оставив выбор техники для «индорз» на усмотрение студии, владелец привёз компоненты дискотеки: пульт, вертушки и что там ди-джеям ещё полагается... Нет, не это, мы — о технике, а с этим — в журнал «Химия и жизнь».

Проектировать систему начали одновременно с двух концов: на одном акустика, на другом — источник. В отношении источника была выбрана «мера пресечения»: штатное головное устройство с экраном осталось на месте и даже почти нетронутым, что позволило ему продолжать работать дисплеем бортового компьютера, навигационной системой и показывать ТВ (тюнер у Х5 был в штате). Вмешательство в штатную «голову» было направлено на придание ей роли транзитного звена в системе. Вывели «линейки» (своими силами, но на основе технологии ERTA, в наших широтах крайне популярной), учинили линейный аудиовход (таким же способом). С помощью готового эртовского адаптера подцепили к штатному устройству CD-чейнджер Alpine. Он-то и стал главным источником в режиме «индорз». Штатная «голова» работает центром управления и переключения источников. Второй источник — то самое диджейское хозяйство. Которое «аутдорз».

В это время на другом участке фронта возникала акустика. С самого начала, учитывая двойное назначение, да и вообще требования к звуку, ориентировались на акустику с 8-дюймовыми мидбасами. Это почти автоматически (хотя есть единичные исключения) означает трёхполос ную систему, грешно заставлять басовик сабвуферного калибра играть до 3 — 4 кГц. Басовые головки Игорь, научный руководитель проекта, выбрал сразу, без колебаний, Hertz Space 8. 8-дюймовые головки с исключительно маленькой посадочной глубиной вследствие применения фронтальной магнитной системы. Из-за этого выбрал? Нет, в двери Х5 можно было бы впихнуть и «восьмёрки» более традиционных габаритов. Просто именно эти Игорь считает лучшими по звуку в своей категории, что, кстати, доказывает ежедневно: у него в своей машине стоят именно такие. («И будут стоять», — добавил Игорь). Хотя, если честно, габариты Space всё-таки помогли делу...

Для размещения «восьмерки» в двери там выстроили подиум с небольшим наклоном, материалом послужил стеклокомпозит и твердеющий от нагрева пластилин. Двери при этом лишились одного из двух карманов (меньшего), но это — невеликая плата за ресурсы, предоставляемые «восьмёркой». СЧ и ВЧ-звенья фронтальной акустики взяли марки Morel: ставший классическим купольный мидрейндж CDM54 и пищалку МТ23. Средне-частотник ушёл под «родную» ре- шётку у лобового стекла, пищалка — в треугольник зеркал, компоновка штатной акустики здесь оказалась более разумной, чем у многих других машин. Углы установки и СЧ, и ВЧ, разумеется, после пробных прослушиваний стали иными, нежели были «в штате».

Тыловая акустика... Трудный момент, сразу не скажешь, сколько полос. Арифметически — две, акустически — две из трёх. Дело в том, что тыл состоит из такого же НЧ-излучателя, что и фронт, и купольного среднечастотника, без ВЧ-звена. Это оказалось оптимальным вариантом совмещения функций. При открытых дверях тыловая акустика работает как бы колонками на авансцене, в «индорзе» вносит свой вклад в общее звуковое давление. Но не размывает фронтальную звуковую сцену.

Сабвуфер был обязан встать «в уровень» с фронтом и тылом. Этого достигли выбором головки: квадратный 12-дюймовый Solobaric по площади диффузора равносилен «пятнашке» обычных форм, при этом готов работать из не самого большого объёма. Все усилители — Audison LRx разной (по месту применения) канальности. Шести-канальный LRx 6.9 работает на фронт, четырёхканальный LRx 4.5 — на двух (из трёх) полосный тыл, моноблок LRx 1.1k — на сабвуфер, всем в итоге всего хватает. Двигаясь к центру схемы, обе бригады, таким образом, достигли точки встречи. Успех встречи должен был обеспечить поджидавший здесь процессор Audison bit one. Бригада «головастиков» воткнула к нему на вход два межблочных кабеля, выведенные из штатной «головы», бригада акустиков меж-блочников приготовила побольше, хотя и покороче. Процессор поделил входной сигнал на полосы для фронта (басовики работают от 6о Гц, среднечастотники — от 1 кГц, пищалки — от 5 кГц) и низкочастотный сигнал для сабвуфера (от 6о Гц и ниже), вставив всюду требуемые для сведения сцены временные задержки. И выдал широкополосный, но тоже с требуемой временной задержкой сигнал на усилитель тылового звена, там деление полос выполняется кроссо-верными модулями усилителя.

Любопытно, что блок дистанционного управления процессором устанавливать не стали, на этом настоял хозяин. Для монтажа аппаратуры в багажнике решили пожертвовать запасным колесом (у половины машин его сейчас вообще нет и не полагается, что тут такого?). В нишу запасного колеса уходит прямоугольный ящик сабвуфера (объёмом 25 л), под ним как был, так и остался аккумулятор, минусовую клемму заменили «нашей», позолоченной, плюсовую оставили «родную», потому что — с отстрелом. Вокруг сабвуфера подковой встали все три усилителя и процессор. Для цветовой гармонии подсветку логотипов заменили созвучной остальной в автомобиле (была, разумеется, синяя).

Корпус сабвуфера конструктивно объединён с верхним фальшполом (на нижнем стоят усилители и процессор). Верхний фальшпол — фрезерованный из MDF, так, чтобы стекло встало вровень с верхней плоскостью, и поднимается на петлях не без помощи газовых упоров. Режим «индорз», таким образом, полностью обеспечен техникой. А другой режим? Для него в нише левого крыла установили блок преобразователя 12/220 В мощностью 1,5 кВт, когда надо, сюда включается вся дискотечная техника, а безупречно плоский пол багажника превращается в стол ди-джея. Теперь остаётся лишь выбрать: индорз или аутдорз?

Установленный на мощный басовый фундамент, женский голос кажется уменьшившимся в размерах, однако звучит на удивление деликатно, без малейшей резкости или колючести и приковывает к себе внимание, как... ну представьте себе: слева Валуев, справа Карелин. Между ними — Чулпан Хаматова. Вы на кого смотрите? На тех, кто покрупнее? Семь барабанов по ходу представления несколько меняют тембр, он «рассвет-ляется» при движении к правой стойке, при этом левый находится левее левой, а правый — правее правой, это — безусловное достижение и для «однорежимной» системы. На соло ударных у тарелок не «обрезаны» хвосты послез-вучий, чем нередко грешат процессорные системы, барабаны бьют мощно, от души. Тембр саксофона показался несколько непривычным, а бас-гитарист почувствовал себя главным в составе блюзового коллектива, к сожалению, главнее других почувствовали себя и отдельные струны на его инструменте. А голос, на этот раз мужской, вновь звучал почти безупречно, вокал у этой системы явно в фаворе.


Источник: Журнал «Автозвук»