Инсталляция в Audi RS6

Усложним задачу: приезжает машина, в которой от щедрот автопроизводителя (и не без помощи его друзей из мира аудио) штатная система уже есть. Тоже не Бермудский треугольник, где сейчас её нет, «пустышками» торгует разве что Серпуховской концерн мотоколясок. Или уже и он?.. Возможно, не следил в последнее время. А теперь — вот: приезжает машина, в которой есть всё. Нет, правда всё, давайте вместе посчитаем. Головное устройство с монитором; отдельный DVD-транспорт в бардачке, там же — чейнджер на 6 CD (со щелевой загрузкой, без магазина); готовый вход для iPod; USB — это уж само собой; 2 (два, это прописью, для порядка) слота для SD-карт; штатный Bluetooth; штатная навигация; две (тут сразу прописью) парковочных камеры, которые «говорят и показывают» ожидаемую траекторию; бортовой компьютер, который не вычисляет разве что слова, которыми вас встретят дома. «Ты что так долго?» или «А у меня ещё ничего не готово», в зависимости от средней скорости по маршруту. Плюс эргономика, которая убивает любую мечту, потому что любая уже трансформирована в реальность. Представили? Это —краткое представление штатных информационно-развлекательных ресурсов легкового автомобиля Audi RS6 производства Германии. Остаётся выяснить, что это всё делает у ворот студии.

Персонаж «Алисы в стране чудес» говорил: «От ничего нельзя отнять, зато прибавить можно сколько угодно». Насчёт того, что можно прибавить ко всему, Шляпник не высказывался. Вместо него высказался хозяин чуда техники. «Всё есть, теперь надо, чтобы играло...» Вот вам и ответ...

Играть в машине была обязана система, лавры создателя которой по всем признакам принадлежали подчинённым Амара Бозе. Признаки, по которым устанавливается это авторство, таковы. №i: повсюду на шильдиках написано. N"2: добавляет к цене и так недешёвого автомобиля неприлично много. И наконец, №3: не играет. Не в том смысле, что молчит, а не играет, как хотелось бы. Иной раз даже жаль бывает, что не молчит, во всяком случае — этому хозяину этой машины.

Структура штатной системы оказалась довольно причудливой. «Голова» — это, по существу, центр управления и монитор, органы управления разбежались по рулю (удобно, все знают) и центральному тоннелю (оказалось — ещё удобнее). Оптическая шина, опоясывающая автомобиль, в багажнике забегает в системный блок, а потом бежит куда-то дальше, оставив после себя аудиосигнал. Внутри блока маленькие «Амарчики» с особым цинизмом кромсают сигнал на частотные полосы, вводят частотную коррекцию и временные задержки, усиливают и отправляют на акустику в твёрдой уверенности, что уже та теперь споёт...

А акустика устроена так: в дверях — микросабвуферы, 16-сантиметровые головки в пластиковых фазоинверторах объёмом около 9 л. Мидбасы диаметром около 11 см и пищалки, подцепленные к — там же, в дверях. Эти — споют, не сомневайтесь. Ещё есть тыловая подзвучка в задней полке и совсем мелкий динамик центрального канала. Эти нужны главным образом при работе DVD, хотя основное, похоже, их назначение — воспроизводить подсказки парковочной системы и навигации. Навигация говорит из центрального канала, видимо, затем, чтобы, если водитель совсем уж тупой (хотя таким запрещено продавать RS6, за этим строго следят специальные инспекторы), не забывал, в какую сторону ехать.

В общем, всё есть. И не играет, иначе зачем бы хозяин машины добровольно, без давления, за свой, ваться с новой звуковой системой? Но с таким звуком ездить он не мог, а вот с такой системой управления и не относящимися к музыке функциями — очень даже мог и отказываться от них не желал, это становится совершенно объяснимо после того, как попробуешь поиграть с бортовыми системами минут пять, этого времени достаточно.

Сел известный нам и вам Александр Лысенко в машину, покрутил ручки, понажимал кнопки, включил музыку, героически сдерживая обратную перистальтику, попытался получить хоть сколько-нибудь приемлемый звук и... принялся за работу. Первым, очевидным решением была замена и перекомпоновка акустики. Фронт остался трёхполосным, но с традиционным распределением частотных ролей: НЧ (не пытающиеся работать сабвуферами) в дверях, купольные СЧ в стойках и пищалки в треугольниках зеркал. Любопытно (увы, фотографии процесса остались на неожиданно усопшей карточке памяти фотокамеры), что басовые головки комплекта DLS Iridium удалось приучить к работе в фа-зоинверторе, несколько изменив настройку тоннеля. И, разумеется, радикально повысив жёсткость пластикового корпуса. Установка СЧ и ВЧ-головок в рамках этого проекта была рутинной частью, на ней можно было бы и не останавливаться, за исключением одной детали: полагающийся в этом комплекте среднечастотник Iridium 3 Лысенко сменил на UP2.51, которому почему-то доверяет больше.

Тыловой акустикой стали испытанные DLS R6A, фронту и тылу самым традиционным образом без рискованных экспериментов, был придан нормальный сабвуфер, на одной 12-ДЮЙМОВОЙ (8-омной, между прочим) головке в закры том ящике в багажнике. И два усилителя, 4-канальный Mcintosh на фронт и тыл, благо и там и там акустика работает через свои пассивные кроссы; и моноблок Zapco выхлопа которого достаточно и для 8-омной нагрузки — на сабвуфер. Встало-то все это хорошо и ладно: ящик сабвуфера — за подлокотник, он в (Ауди-шестёрке) широкий и препятствия _ проникновению баса в салон не создаёт; Mcintosh — за спину сабвуферу, под стекло с подсветкой; Zapco — под полку. Одновременно с установкой этого агрегата на границе салона и багажника образовались две прикрытые спинкой заднего сиденья полости, в одной живут кроссоверы, вторая вообще свободна для вещей, которые нужны в машине, но не в форме беспорядочного перекатывания в багажнике. Пока все шло хорошо, входные разъёмы усилителей нетерпеливо подрагивали в ожидании сигнала, вот только где его взять? Выдернуть аудиосигнал из цифровой шины не удалось, там, кроме него, гуляет ещё бог весть что, различать, выделять и преобразовывать в аналог умеет только притаившийся в багажнике Bose, но он немедленно начинает глумиться над чистым и непо рочным аудиосигналом. Он же отвечает за управление и незвуковые функции, тем самым обеспечивая себе постоянную прописку в машине даже при новой аудиосистеме.

К счастью, есть на карте Европы страна, похожая на предмет дамской обуви (каблук явно не мужской), а там придумали, как быть в таких случаях. Называется решение — процессор Audison bit one. Его Лысенко поместил в ту же нишу, где жил и живёт Bose, снял сигналы с выходов на акустику и подал на входы процессора, предназначенные для сигналов уровня громкоговорителей. Теперь уже закопошились маленькие «Ауди-сончики» внутри процессора. Bit one (вообще, пишется с маленькой буквы, но в начале предложения-то можно, я думаю) проанализировал сигналы, приготовленные блоком Bose для своей же акустики, а уж он, поди, её причуды знает назубок, убрал введённую коррекцию и собрал поделенный по частотным полосам сигнал воедино. Там, внутри, образовался новенький, нетронутый стереосигнал, теперь эти же «Аудисончики» были готовы обработать его как требуется в связи с вновь открывшимися акустическими обстоятельствами.

Реально, правда,процесс потребовал большей возни,чем просто прицепить провода и нажать на волшебную кнопку «Делай!», необходимо было нащупать режим входов процессора, при котором ему хватало «кусочков» для сборки сигнала без потерь. Победный режим оказался не совсем тривиальным: связка штатных СЧ/ ВЧ-головок была объявлена Full Range, а басовики в дверях — Front Woofer. Так сигнал собрался, а дальше уже — вновь почти рутина, отфильтровать нижний бас для сабвуфера и остальное — для фронта, ввести задержки по фронту и сабвуферу, поколдовать с графическим эквалайзером, запрограммировать и ввести в память процессора пресеты, которые будут доступны и после того, как компьютер покинет багажник. Пульт процессора установлен в нише центрального тоннеля, что не нарушает оказавшейся безупречной эргономики системы, в которой было всё, а теперь добавилось и то, что нам всем так нужно...

Диск — в щель, поехали. Поначалу возникло непривычное ощущение: и бас звучит как-то не так, как обычно, и голос солистки Magic Pump собран не до конца. Тут вмешался Лысенко, после небольшой вводной части (здесь не приводится, сами понимаете) он дошёл до сути проблемы: «Не тот пресет». Этот, как оказалось, компромиссный, на случай полного салона пассажиров. На «правильном», эгоистичном, на одного водителя, бас приобрёл не просто очертания, а очертания могучие, притом с отчётливой передней локализацией, он как бы лёг на Торпедо. С голосом тогда всё встало на свои места, и хотя назвать фокусировку безукоризненной я бы не решился, зная, что сигнал собран из безумной «нарезки» штатной системы, должен признать: «Аудисончики» внутри bit one поработали славно. Почерк системы очень наглядно проявился на показательных в диагностическом отношении треках и и 12: всюду ощущается избыток энергии, как будто все инструменты — с электроприводом. Тарелки (дорожка и) при этом звучат с достоинством, а барабаны — с азартом, заполняя всю звуковую сцену. Академически точно? Пожалуй, нет. Выразительно? Безусловно, да. Хочется продолжать слушать? Постойте, эти часы у вас правильно показывают?..


Источник: Журнал «Автозвук»