Установка Автозвука в Citroen С4

Тяга к инструментам, извлекающим звуки, была с рождения. В детстве мучил баян, на слух подбирая мелодии. Даже сейчас в доме есть оставшаяся от дедушки маленькая самодельная тальянка. Всё никак руки не дойдут отреставрировать.

А потом я попал в автозвук. В относительно далеком 2005 году увидел в нашем городе рекламную растяжку о проведении автозвуковых соревнований в формате EMMA. После посещения этого мероприятия скрытая форма аудиофилии перешла в открытую, и по сей день болезнь не дает покоя рукам, ушам и карманам. Хорошо ещё (не всем так повезло, говорят), жена относится к увлечению спокойно, даже иногда вносит посильную помощь в строительство аудиосистемы. В том же 2005-м (запоминайте год] у нас собралась группа единомышленников (таких же тяжело больных, как и я), тогда на свет появились: VW Golf IV («A3» №1/2007), ВАЗ-2112 («A3» №11/2007) и Toyota Celica («A3» №3/2008).

Участвуя в соревнованиях разного формата (успех, конечно, был переменный), мы многому учились, общались, впитывали знания от более продвинутых людей. В этом году настал мой черед попробовать силы на автозвуковом Олимпе. Вариантов по поводу выбора автомобиля не было, ещё в 2005-м (уже третий раз ссылаюсь на этот год, видно, он какой-то юбилейный...) на дорогах нашего города появился футуристический по дизайну «Ситроен С4». Уже одно это могло привлечь внимание, но когда я увидел глубокую приборную панель... В общем — мечта аудиофила, только этот автомобиль и не давал мне покоя. Как-то слышал среди автозвуковой публики, что скрытая установка музыки считается высшим пилотажем, поэтому решил установить так, чтобы система выглядела, как с завода.

Компоненты подбирал, опираясь исключительно на опыт виртуальных пользователей интернет-конференции «Блюзмобиль». В 2008 году на этапе EMMA в Уфе мне удалось послушать знаменитую Audi ТТ не менее знаменитого Александра Шкаликова (ещё более знаменитого как Aquagen). Тогда я понял, что до этого мы просто баловались автозвуком, а не занимались им — настолько впечатлило звучание системы. С тех пор компоненты подбирались не по внешнему виду (был такой грех, теперь осознал), а по звучанию.

Комплектовать свою будущую систему я начал с головного устройства Clarion HX-D2. Его дополнила пара усилителей PowerAmper РАюо на фронт, сабовое звено было доверено раскачивать усилителю Steg К24. Фронт планировался двухполосным. Воспроизведение высокочастотного диапазона возложил на ScanSpeak D2904/6000 — настолько приятные по звучанию динамические головки, что, думаю, ещё долго не расстанусь с этим произведением искусства датских инженеров. На мидбас приобреталась Vifa M18WN-19-04 и Alpine F#i status SPX-Z15 (Z15 — для того, чтобы в будущем врезать в панель). К сожалению, мне не удалось полностью раскрыть возможности этих динамиков, может, ставил не так, или звук не мой... До выяснения причин пришлось их отложить на неопределённое время. На тот момент остановился на мидбасах RCF CS165. Работу в районе самых низких частот доверил относительно раритетной головке Pioneer серии ODR, TS-W2X. Более быстрого и музыкального сабового динамика пока не слышал.

Собрал все компоненты дома пока-нально и с месяц наслаждался музыкой. Ну а дальше — как у всех, по старой схеме: полный вынос салона, проклейка, протяжка проводки по правилам соревнований. Дистрибьютор питания и клеммы аккумуляторной батареи спроектировал сам и заказал их изготовление из меди. Клеммы аккумулятора, дистрибьютор питания и места соединения кабелей питания покрыты токо-проводящей эмалью ХС-928 ТУ 6-21-16-90 для создания электрического контакта и защиты их от коррозии. Вся проводка, кроме акустической, спрятана в гофру и змеиную кожу. Миды расположил в штатных местах, вот только дверные обшивки пришлось значительно доработать, чтобы динамики могли играть без лишних преград. Двери пришлось укрепить железобетонно, внутри слой визомата, технологические окна дверей закрыты стеклотканью с полиэфирной смолой, поверх неё — ещё слой визомата. Пищалки были прикреплены к кузову через стойки и по многочисленным рекомендациям были направлены на подголовники, так сцена ровнее получается.

После сборки и прослушки системы никак не мог избавиться от комариного писка в высокочастотном диапазоне. Перекладывал несколько раз провода, пускал по воздуху, возил усилители в наш сервис Pioneer, как наиболее авторитетный. Специалисты сказали, что усилители девственны, как невеста из горного аула, и фона никакого не прослушивается. Позвонил приятелю с просьбой дать какой-нибудь усилитель, проверить, может, это «Ситроен», напичканный электроникой, дает такой мерзкий фон. Собрал, включил, и... Mon Dieul (это по-уральски): фон пропал, а звук стал намного интереснее, живее, эмоциональнее, появилась более чёткая локализация, так звучал новенький четырехканальный Celestra серии FA. Полез копать поиск «голубой конфы» насчет своей проблемы. Оказалось — да, у РА100 бывает, что появляется фон, когда усилители стоят близко друг к другу. «Амперы» продал (один даже уехал в Израиль и теперь там ублажает слух дальних родственников Моисея). Ну a Celestra уже основательно поселилась в автомобиле.

Сабвуфер был имплантирован на место бардачка под панелью. Ящик лепился по стандартной схеме из полиэфирной смолы со стеклотканью и фанеры. Усилители расположились в ящике багажного отсека, вторая половина отсека используется под хозяйственные нужды: аптечка, аварийный знак, предохранители, комплект для ремонта бескамерной резины, компрессор,— всё это закрывается дверцами на замок. Для охлаждения усилителей воткнул два компьютерных кулера, включающихся от датчика температуры. На фронт использовал межблочные кабели Stinger Expert, на сабвуфер — «Чернов Аудио Cuprum Classic*, акустические — Sound Technology. Кстати, любопытно, что жилы у них так же полированы, как у Kimber PBJ, нарочно сравнивал.

Настройка системы заняла около месяца. Фазометром проконтролировал, чтобы все динамики были подключены в фазе. При помощи ноутбука и приставки Audio System (о ней узнал из «A3» №4/2007) слегка пригладил АЧХ. Все остальное настраивал на слух. В итоге получились следующие настройки фильтров на «голове»: ВЧ — снизу на 3,15 кГц третьим порядком, миды сверху на 3,15 кГц третьим порядком, снизу на юо Гц первым порядком, сабвуфер сверху на 63 Гц третьим порядком, снизу не обрезал. Если сабвуфер распустить поверху до 8о Гц, то при любом порядке получался сильный «торчок». Как ни старался, сцена вышла ниже, чем хотелось, но по высоте стабильная на всей ширине лобового стекла. В будущем планирую мидбасовое звено всё-таки врезать в панель.

Первый выезд на соревнования по традиции вышел комом. В родном городе нелегко попасть в тройку призеров. Однако «ком» пошёл на пользу: по рекомендации судей мидбас решил заменить. В руки попал динамик E.O.S. из серии Opera, диффузор у него выполнен из бумаги. Звучание стало более мягкое, без излишней резкости. Через неделю отправился на очередной этап EMMA в Пермь, состав участников в моем классе был тот же, что и в Екатеринбурге, а итог — совсем другой: в классе «Новичок 5 каналов» — первое место. Естественно, не хочется останавливаться на достигнутом, нужно двигаться дальше. В следующем году хочется попасть на финал, ну а там уже глаза косятся в сторону финала Европы. Какие планируются переделки в плане звука, надеюсь, увидите в следующем году в этом же журнале, вот только хочется уже попасть в рубрику «Системы», чтобы прочитать экспертное мнение по звучанию своего «Ситра». Хотел выразить благодарность нашему Папе всея уральского автозвука (директору уральского отделения EMMA) Вадиму Тюленеву и, конечно же, Виктору «Кирпичу» Иванову просто за то, что он у нас такой есть!


Источник: Журнал «Автозвук»