Установка Автозвука в Dodge Caravan

Привычка сверять цитируемое заставила перечитать всё произведение, от него оторваться, между прочим, почти невозможно. Вам самим давно читали? Нетрудно вычислить: берёте возраст по паспорту и вычитаете от двух до пяти. Читали ли вы сами своим детям — не спрашиваю, зачем нынешним карапузам Чуковский, у них iPod есть... Тогда я думал, что вторая за пять последних лет ссылка на поэму в двух частях «Тараканище» и сама окажется последней, и ошибся. Недооценил. Это же не политическая сатира, как думают некоторые, а тонко зашифрованная концепция саг audio. И саг multimedia, если уж на то пошло. Нет, правда, прочтите, не постесняйтесь, сами увидите, а заодно и оттянетесь. Там ведь все ехали по-своему, это — про разнообразие схем и конструкций аудиосистем. Потом была битва с авторитетом и его развенчание участником из класса «Новичок». Тут — понятно про что. А что было между этим? Я теперь могу по памяти: «Едут и смеются, пряники жуют». Вот зачем всё делается — чтобы ехать смеясь, а не вцепившись в руль и с протокольной рожей. Только пряники пока не удавалось расшифровать...

Удалось! Это знаете, что имел в виду Корней Иванович в своём гениальном предвидении? Двухзонные системы. В передней, где водитель, пряники, и верно, ни к чему. А сзади, где все присутствующие — строго пассажиры, почему бы и бодрящим напиткам не возбраняются, нет пока такого закона.

Вот, собственно, с такими духоподъёмными мыслями эта система и задумывалась. Не сразу, конечно, нам порой бывает трудно воспарить над прозой трудовых дней. Александр Дедюля, которого знают многие, но фамилию слышали не все (для таких специально расшифрую: это Борода), купил этот Caravan из вполне практических соображений — возить грузы и личный состав студии куда понадобится. Возил много, часто, временами — далеко, и настало время привести в порядок лакокрасочное покрытие. А в то время в студии работала девушка-аэрограф (в смысле не инструмент, а профессия). Довольно своеобразная, с взглядом, как бы всегда направленным за горизонт. Она попросила дать ей возможность под это дело украсить внешние поверхности кузова по своему ощущению. Оценим смелость и широту взглядов руководителя студии (это Борода). Он разрешил, не спросив про ощущения. Как известно, дуракам и начальникам (по совершенно разным причинам) полдела не показывают. Начальник (это Борода) увидел конечный результат и поблагодарил судьбу за то, что не поинтересовался ощущением раньше, объяснить и по готовому оказалось непросто, а на уровне концепции — нечего и думать.

Начальнику (ну вы знаете, кто это) автозвуковой студии на этом этапе развития событий пришла в голову свежая мысль, а не продолжить ли начатое тем, что раз в кои-то веки поставить музыку самому себе. Точнее — самим, машина давно воспринималась как корпоративное достояние. Поначалу идея сводилась к установке чисто звуковой системы впереди, не без умысла на участие в соревнованиях, но в основном — чтобы ехать и смеяться. Но это длилось недолго. Верные друзья и сотрудники резонно возмутились: «А пряники жевать?» Так концепция поменялась на двухзонную. Начнём с передней зоны, где без пряников. В её пределах развёрнута классическая звуковая система. Обратили внимание: «в её пределах»? Такое нечасто случается и в автомобилях обычной компоновки с обычной системой, что-то уезжает в багажник, первым обычно — сабвуфер. Здесь из зоны не отпустили ни одного компонента. Получилась редкая, как среднемоторный автомобиль, система со среднерасположенным сабвуфером и усилителем спереди. Самым простым было установить (да и выбрать) головное устройство. Конкурентов у 9255 немного (есть, но немного), установить его в машину далеко не нынешнего года выпуска тоже не бог весть как сложно. С акустикой уже имелись подробности, в дверях и стойках побывало много всякого (стойки, если вам дадут заглянуть на них с изнанки, об этом очень красноречиво свидетельствуют). Финальным выбором стал комплект Polk Audio SR, без сомнения, одна из наиболее удачных разработок компании. Любопытно, что в ходе опытов были покушения и на трёхполосный фронт, воспоминания об этом — в явно переразмеренных гнёздах пищалок в передних стойках, оставшихся от купольных СЧ. Но наиболее удачно вышло с двухполоской, на ней и остановились.

Усилитель фронта решено было (типа — мечта) установить по центру Торпедо, на минимальном и одинаковом расстоянии от акустики каждого борта. Это, правда, наложило ограничения на габариты прибора, но поскольку аналогичные требования постоянно сопровождают инсталляции на мотоциклах (а это главная специализация «Автодопа»), решение было наготове: Alpine PDX, подключённый к штатному кроссоверу би-ампингом. Второй усилитель тоже установлен вблизи «места потребления» его выходного сигнала, под корпусом сабвуфера. А корпус, как уже говорилось — практически в центре машины, между сиденьями переднего ряда с направлением диффузора на зеркало заднего вида. Точнее, на то место, где было зеркало, его снесло начисто при первом прогоне готового сабвуфера от полковского моноблока. Ставить обратно даже не стали, всё равно ненадолго, так по боковым и ездят. Акустически «среднемотор-ный» сабвуфер — закрытый ящик объёмом 26 л с одной 10-дюймовой головкой, поначалу объём даже уменьшали «акустическим балластом», потом головка разыгралась, вернули всё к максимальному значению. И занялись второй зоной.

Здесь источник сигнала — уже DVD-ресивер, установлен он в левой боковой панели, на полпути от сиденья до углового столика (для пряников). Прянишный столик одновременно служит отсеком для размещения габаритных компонентов: четырёхканальный Polk Audio PA 500.4, гибридная ёмкость Power Acoustik какого-то совершенно сверхъестественного номинала и преобразователь питания 12 — 220 В, последний нужен для работы монитора, он — домашний и будь здоров с какой диагональю.

Необычно (мягко говоря) установлена акустика второй зоны. Это трёхполосная система, составленная из НЧ и ВЧ-головок, входящих в двухполосный комплект Polk Audio MM 6501, дополненная купольным среднечастотником Morel (уволенным со службы на фронте), и всё это подключено через пассивный кроссовер от комплекта DLS Reference 6.3. Необычно? Как раз нет, такие симбиозы встречаются сплошь и рядом. Вот как это установлено... Басовые головки поставили в доработанные штатные места, где были «лопухи» 6 х д в пластиковых боксах. Их объём оказался около ю л, «шестёрки» в нём работали нормально, потребовалось лишь упрочнение пластика (совмещённое с виброизоляцией) и установка переходника с 6 х 9 на 6,5. Купольные среднечастотники — в стойках перед сиденьями, а пищалки — в подиумах на потолке. Так материализовалось задуманное назначение второй зоны: не для соревнований, не для конкурсного показа авторского кино, а чтобы «ехать и смеяться» с положенными излишествами. Излишества подразумевают и басовое обслуживание по повышенному классу, поэтому за задним сиденьем установлен сабвуферный блок. Несмотря на кажущуюся громоздкость конструкции, придуман он довольно остроумно: два 12-дюймовых сабвуфера, каждый со своим, расположенным в непосредственной близости моноблоком, обращены диффузорами назад, и при открытой двери вместе с ничем не загороженным 32-дюймовым монитором образуют нечто вроде кинопередвижки для употребления пряников на природе, для этого же на корпусах сабвуферов установлена коаксиальная акустика.

При закрытой же двери коаксиалы становятся тыловыми и работают на отражении от заднего стекла, а сабвуферы излучают в нечто вроде передней камеры бандпасса, соединённого с салоном двумя тоннелями в центральной части, выведенными в щель за спинкой сиденья. Расчёт оказался верен: совсем недавно на соревнованиях СМТ машина по звуковому давлению сделала всех с немалым отрывом. Было за что поднять по прянику...

Начинаем, разумеется, со стандарта, с места водителя. Голос солистки Magic Pump локализуется строго на отражении голубого огонька фронтального PDX в лобовом стекле, отзвуки оформлены, но сам голос кажется как будто несколько сварливым, с непривычными интонациями. «Срединный» сабвуфер своё дело делает, бас, путь неглубокий, хорошо ложится на остальной звук, возникая из ничего по центру Торпедо. Семь барабанов расставлены от центра левого бокового стекла до почти центра правого и звучат с неизменной тональностью. На дорожке 11 басовая бочка показалась чересчур облегчённой, а тарелки — наоборот, подчёркнутыми. Блюзовый трек 12 выявил, пожалуй, самое слабое место в работе этой системы со звуковой сценой: инструменты локализуются, но не всегда на правильных местах, некоторые выходят на авансцену, где их, по идее, быть не должно.

Во второй зоне получилось всё как-то совсем интересно. Баса здесь — хоть на зиму запасай, он тоже не отличается глубиной, но чрезвычайно энергичен и при этом возникает где-то в центре салона, на полпути до экрана монитора. Трек 11 создаёт ощущение, что сидишь на басовой бочке, а ударник и рад лупить в неё со всей дури. Но это — главное и самое большое отклонение от правильного тонального баланса, который, как показалось, даже лучше, чем в «звуковой» первой зоне. Звуковая сцена своеобразная, она проходит где-то на середине высоты салона (не по потолку, где пищалки) и отчётливо по дуге, для просмотра концерта на DVD (если это не Башмет и не Губайдулина) звук — ровно то, что надо, он получается соразмерным происходящему на большом экране и прочно связан с ним. В общем, что у нас сегодня под пряники?


Источник: Журнал «Автозвук»