Установка Автозвука в Nissan Teana

Таки решил рассказать о своей новой системе. Может, кто вспомнит, полтора года назад я был уже на этих страницах с Audi А6, если точнее — это №3/2008. Проект на Audi А6 был реализован полностью, никаких осмысленных доработок он уже не принимал. К тому же автомобили, как известно, покупаются не на всю жизнь, в общем, авто было продано, а система частично демонтирована.

Новой машиной стал Nissan Teana, это решение на семейном совете было принято единогласно. Ещё до того, как автомобиль попал в мои руки, в моей же голове шёл процесс обдумывания системы, на каких компонентах и как будет. Один из главных принципов был унаследован от прошлой системы. Фирма-производитель — Pioneer, серия — ODR и никак не меньше. Та, первая статья, называлась «... и остальное». Я по-прежнему убеждён: есть ODR, и есть всё остальное, которое у меня интерес вызывает куда меньший.

На предыдущей системе компоненты были «обкатаны», показан неплохой результат, а главное — накоплен немалый опыт по работе с компонентами ODR, который теперь можно было применить на деле, ведь основные, критические компоненты перед продажей Audi были «спасены».

Однако концепция системы и, как следствие, её схема и состав были радикально пересмотрены. Я решил, не снижая уровня компонентов, сделать систему существенно проще как по схеме, так и по конструктивной реализации. В голове вырисовывалось: двухполосный фронт (от трёхполоски как положено, не простая а тюнинговая оранжевая, кто знает — поймет. И главное: отказ от процессора Р50Х и переход на цвухканальные усилители старой линейки ODR Aix и Агх. Эти усилители мало того, что могут великолепно воспроизводить музыку, потому что класс А и всё такое, но несут на борту набор настроек, какой обычно можно е: это и временные задержки, и эквалайзер, и еще много чего. Как следствие, отказавшись от процессора, я ничего не потерял (кроме лишнего компонента), правда теперь нет возможности подцепить к системе сторонний усилитель (если он не ODR), но это уже и не требовалось, и компоненты, и схема были выбраны окончательно, без права на обжалование. При такой довольно минималистской схеме уникальные возможности Optical Digital Reference использовались по максимуму. И то, что Reference, и то, что Optical... Перед инсталляцией авто подверглось тотальной шумоизоляции. Был написан и нарисован план работ во всей последовательности, что за чем идёт, где что будет стоять и как оно должно быть. Мидбас решил оставить в дверях, изготовив проставочные кольца. Переделывать обшивки дверей не было желания, да и эксперименты с мидбасом показали: доворот мидбасовых головок не требуется, а раз так — городить подиумы нет необходимости. Правда, в ходе работ выползли две проблемки. Во-первых, как оказалось, «родные» грили обшивки дико поганят звук, это решилось достаточно быстро — изготовил новые грили. Второй момент: динамики нужно было максимально близко расположить к этим грилям, иначе страдал СЧ-диапазон, что для двухполоски — ой, как важно, но и эта задача была решена. С изготовлением подиумов под ВЧ пришлось повозиться, для информации: каждый ВЧ-излучатель Pioneer TS-T01RS весит боо г, соответственно, крепить их необходимо очень крепко, что и было сделано. За идею и реализацию данного варианта крепления ВЧ (и не только крепления ВЧ) огромнейшее спасибо моему другу Сергею Фомину, если бы не его мудрые и правильные советы, а также помощь в сложных моментах, мне пришлось бы тяжко в реализации этого проекта.

ВЧ-головки были крепко прикручены к опорным площадкам из 3-миллиметрового алюминиевого листа, а те, в свою очередь— к стойкам автомобиля. Направление излучения выбрано симметричным (правая головка смотрит в левый подголовник, левая — в правый). Направление динамиков корректировалось при помощи лазерной указки. Сабвуферный динамик, как и было задумано, поместился в багажнике в 35-литровом коробе довольно простой трапециевидной формы, диффузор смотрит в лючок для лыж. На сабвуфер Carrozzeria RS-Wix работает усилитель Carrozzeria RS-Агх в мостовом включении. Головное устройство после долгих размышлений решил установить в бардачок, на место штатного DVD-чейнджера, штатный был перенесен чуть ниже. После такого решения многие, так сказать, мне сочувствуют, что я не вижу дисплея и мне не так удобно управлять ГУ На самом деле — нечего подобного, в таком расположении ГУ есть много положительных моментов. Во-первых — жулики не видят нечего, кроме штатной «головы». Во-вторых, поскольку аудиосистема спортсмена-любителя всегда находится в процессе настройки (я думаю, здесь со мной согласятся многие), при таком раскладе не возникает желания что-либо настраивать-подстраивать в процессе движения автомобиля, а это — в плюс безопасности. Скажут, неудобно диски менять, отвечу: во время движения автомобиля — да, неудобно, но во время движения небезопасно менять диски и при другом, более традиционном местонахождении ГУ. А поскольку это не просто Pioneer, a RS- D2X, надо иметь в виду: у него есть исключительно мощный и очень удобный пульт, через него происходит основное общение с ГУ. Питающие, акустические провода и оптика великолепно разместилась в «штатных» коробах автомобиля. Все компоненты системы (практически все) крепятся мебельными гайками.

Самое долгое, как оказалось, не инсталляция системы, а отстройка, автомобиль долго не хотел играть так, как это нужно было мне, выслушал много комментариев от друзей о недостатках звучания, получил несметное количество советов, но золотые настройки были найдены там, где их и не искали.

При прослушивании не покидало ощущение, что чего-то в звуке не хватало, долго не могли понять, чего именно, решили поэкспериментировать с фильтрами ODR и поняли: в моей системе имеет смысл отказаться от фильтров ODR в пользу пассивных (сабовый фильтр не в счет). В результате мидбасовые головки поверху ничем не режутся, они играют ровненько до 3 кГц, а потом начинается плавный естественный спад с крутизной где то 6 дБ. Фильтры в ODR, естественно, могут подрезать мидбас сверху, но при этом почему-то пропадает лёгкость в звуке, он становится немного зажатым. Так было решено распустить мидбас. Потом появилась мысль отказаться и от встроенных фильтров на ВЧ-диапазон. Были закуплены конденсаторы (хорошие, именитых фирм), посчитан (а потому уточнён подбором) нужный номинал, и теперь пищалки работают через пассивный фильтр первого порядка, «научным руководителем» этого этапа работ был Сергей Фомин, по его же уникальной технологии изготовлены акустические кабели. Хотелось бы отметить немаловажный момент: штатная аудиосистема Nissan Teana — очень развитая, помимо TV, DVD, Bluetooth есть еще и GPS-навигация, лишаться таких вкусных плюшек не хотелось, но всё это хозяйство нужно было без потерь подружить с нештатной системой, да так, чтобы весь штатный набор работал независимо от нештатного. Штатная система, помимо навигации с DVD-транспортом, имеет еще штатный усилитель (видно на фото: висит сверху, в литом корпусе). Коммутируется штатная система с нештатной так: сигнал берётся со штатного усилителя, точнее — проводов, что со штатного усилка идут на мидбасы. Через нехитрые блоки сопряжения сигнал поступает на линейные входы- Теперь, когда я хочу посмотреть DVD, на D2X переключаюсь на линейный вход и смотрю кино, штатные динамики (кроме фронтальных мидбасов) не были демонтированы, и они делают свое дело. Некоторая тонкость в том, что штатная система была построена по принципу би-ампинга, если отрубить штатный усилитель и подать полный сигнал (не с проводов на мидбас), то мне бы пришлось каждый раз при звонке встроенного в автомобиль телефона или при использовании штатной навигации переключаться на D2X на линейный вход, а меня это не устраивало, нужно было, чтобы всё работало само собой. Теперь я могу спокойно слушать музыку через D2X, а расположенные на Торпедо штатные динамики вещают, куда ехать, через них же я слышу голос звонящего мне человека. А когда нужно посмотреть DVD — переключаю D2X на линейный вход, тем самым я задействую и мидбасовые головки, вместе с оставленными на месте тыловыми получается многоканальная система.

Ааудиосистема автомобиля готовилась с заточкой на соревнования, и на одном из этапов состязаний СМТ машина в классе «Анлим» взяла г место. Думаю, для неё это только начало...


Источник: Журнал «Автозвук»