Установка Автозвука в Ford Focus

С последнего места работы («математик-программист», в действительности — один из системных администраторов в своём бывшем учебном заведении] меня сократили, новое пока не нашёл, но чувствую, что буду заниматься чем-то интересным. Не хуже автозвука. Автозвуком же увлекся, судя по всему, совершенно случайно, никаких предпосылок (кроме наличия автомобиля и свободного времени) к этому не было, за исключением неплохого, как мне говорили, слуха и двух лет музыкальной школы. Там, правда, я научился играть только «кузнечика» на гитаре, но играл (как мне говорили) хорошо. И всё же слушать то, что исполняют другие, мне всегда нравилось значительно больше, чем играть самому.

Мои музыкальные предпочтения, претерпев множество изменений, на сегодня — дикая смесь жанров и стилей: Led Zeppelin, «Наутилус», Nightwish, Sex Pistols и Prodigy — это из «классики», Linkin Park и Limp Bizkit пришли в школьные годы, Tactical Sekt, Apex Twin и прочий индастриал — сам не знаю откуда появились, и наконец, последнее открытие — Infected Mushroom — просто бомба!

А у этой машины музыкальная жизнь началась практически с нуля примерно в середине 2007 года. Были штатные бумажные широкополосники в дверях (знаменитой фирмы Ford), да досталась от предыдущего хозяина магнитола Prology. С моим тогдашним «опытом» (кавычки мои, и вполне осознанные) первой замене подверглась именно эта злополучная магнитола. С предыдущей машины была снята магнитола Sony (модель сейчас и не вспомню), её достоинствами были два линейника и чтение mpз.

Вторым «апгрейдом» (как и большинство новичков, начал я с конца) стали двухканальный усилитель Lanzar МХА232 и сабфуфер Rockford Fosgate Punch P1 калибром 10 дюймов в заводском ФИ-корпусе. Счастья было — полные штаны... Прикручивать «увеселитель» к голому металлу мне показалось неприличным, была сварганена панелька на спинку задних сидений и обтянута чем-то серым, продаваемым под гордым именем «карпет». Провода закупил самые дешевые, комплект для усилителя Mystery калибром 8 Ga.

Третьим этапом стало изготовление самопального домика для НЧ. Так как это было давно, фотографии процесса не сохранились (я еще поищу, конечно, но, наверное, уже поздно). Вкратце: был сооружен картонный макет по форме, максимально похожей на форму крыла, потом разобран и размечен на листе фанеры — «двадцатки». Плюс — до фига герметика, плюс — много саморезов, плюс — чуть-чуть нецензурной лексики (хотя нет, тоже много) — и корпус почти готов. Обшит изнутри ватином, обтянут снаружи тем же серым подобием карпета. Динамик для этой авантюры мне одолжили товарищи. Потом последовала покупка своего НЧ, с последующим возвратом DLS его хозяину. Самым «вкусным» кандидатом мне показался JBL GTO-1202D.

Выбирался он путем затаскивания короба в магазин и поочередным отслушиванием каждой 12-дюймовой головки из текущего ассортимента.

Жадность — главный двигатель прогресса... Кто скажет «лень» — не верьте! В голове свербило: «мало, мало, мало!» Задумал я второй саб. Где мысль — там и воплощение, гак у нас в Кургане принято. На балконе были отысканы чуть подмокшие картонные макеты, снова куплена фанера. Второй пошел легче, опыт и «картоны мастера»— неоценимые помощники.

Выяснилось, что, создавая первый ящик, я каким-то странным образом угадал его форму. Их в багажнике отлично помещалось два, причём впритык, без зазора! Тут же родилась мысль, что бедного «Ланзара» не хватит на двоих. На смену МХА232 пришел Mac Audio, который Fearless 1000. Гордый моноблок с гордым названием! ГУ к тому времени эволюционировало и мутировало в Pioneer DEH-P7000UB. Флэшки, три линейника — это ли не счастье? Надо использовать потенциал, решил я. Был задуман компонентый фронт с усилением. Бюджет не безбрежен, решил делать в два этапа. Первый — ставить фронт, временно питать его от ГУ, второй — ставить усилитель. С первым этапом разделался довольно легко. Со вторым — немного сложнее, но тоже всё устроилось.

Почти целый сезон усилитель для фронта верой и правдой служил смонтированным под сиденьем, в багажнике места уже совсем не оставалось. Сигнальная проводка была для него Mystery, впоследствии сменена на DAXX R77, да и акустическая тоже не айс». Для усилителя из 10 миллиметровой фанеры выпилена полочка (подиумом это назвать язык не повернется), обтянута опять же серой тряпочкой.

Так... что там у нас дальше. А дальше — небольшое лирическое отступление. В 2008 году съездил я на ЛАС в Тюмень. На FSQ не успел зарегистрироваться, зато попал на SPL-Club. Намерили мне 140,7 дБ, и, что самое удивительное, с таким результатом я взобрался на пьедестал, пусть и на скромное 3 место.

А дальше — очередной приступ жадности... 140,7? Что-то мало! Совсем-совсем мало! Кишечник не резонирует, так, только волосья шевелятся совсем слегка... Метания, бессонные ночи, и наконец решение. Смена «ЖэБэЭлей» на «типа более серьезный» Vibe BlackAir II+, ну и красивую баночку с циферками (в народе кличут конденсатором, но мы-то знаем что это «ионистор») тоже поменял, в запале. На более красивую, хромированную. Да еще с дистрибьютором сверху! Пора было отказываться и от алюминиевого «Мистери», нашлась серьезная «сила». DAXX Р02 + гофра, и в качестве дистрибьюторов использованы автоматы питания на юо А. Летом я еще поездил по городам и селам Урала, а именно — съездил в Челябинск на ночной SPL (141,9 дБ) и в Екатеринбург на финал ЛАС (142,9 дБ).

Звучание НЧ-части очень-очень нравилось. Барабанщик «Найтвиша» просто-таки потел и страдал за своей установкой! Но вот остальное, то бишь вокал и гитаристы, казалось, играли, спрятавшись под одеялом. Тихо так, в полусне и с глубокого похмела. Виновник был найден, им оказался тщедушный 13-сантиметровый фронт китайского производства японской фирмы. Типа «Пионер» типа TS-E136C. Начитавшись обзоров и форумов, решил сменить фронт на DLS R6A. Обычный, не LE, с пищалками Т25. Двери были предварительно шумовиброизолированы STP («Вибропласт» и «БиМаст») и сплэном, изготовлены проставочки из 12-миллиметровой фанеры. Фронт поселился в машине. Читая всяческие локальные и не очень форумы, я совершенно случайно наткнулся на объявление «Продам Alpine SWR-1242D за 4,5 тыр». Товарищ оказался курганский, встретились, поговорили. Оказалось, что ему нужны не столько деньги, сколько всякая автозвуковая бяка. В результате договорились о легком чейндже. Я ему усилитель «Мак», он мне — сабвуфер «Альп». Разошлись довольные, каждый думал, что надул другого.

Устанавливал новую головку долго. Думал. Крутил-вертел. В конце концов было принято решение переделывать ящик в ФИ и станавить динамик магнитом. Кстати, ни разу не думайте, что переделывать старый корпус просто и легко, я на личном примере убедился, что это геморрой острейший! Расчет показал, что на частоту 28 Гц (я ведь всё-таки музыкальный ящик делал) длина ФИ при диаметре нем будет составлять аж 56 см. Покрутившись очередную ночь на подушке, как Менделеев, я таки смог придумать, как эту «дуру» запихнуть внутрь. Решение пришло в виде канализационной трубы с коленом. На фотографии видно, каким именно образом 56 см трубы уместилось в корпус, внутренняя длина которого равнялась 44 см.

Слушал я, слушал этот «Альп» от «Мака». Что-то не то. Очередная идея: нужен мощный моноблок, возможно даже, цифровой. Очередное углубленное изучение форумов и прочей писанины привело меня к тому, что мне подойдет либо MAD-n, либо MAD-15. С мыслью, что запас карман не тянет, был все-таки выбран MAD-15. Теперь самое страшное: в нашей деревне его надо найти! Поездил по магазинам... А в то самое время как раз ударил кризис, да и «ДЛСы» ценник сменили с доллара на евро. В общем, обещали мне его привезти, по нереально высокой цене в 21 тыр. «Идите вы в пень!» — подумал я и пошел в Инет. Лирика: спасибо доброй «магнитоле.ру», где усилитель был найден и заказан за разумные деньги. Пока ждал, как-то сама собой вырезалась и обтянулась новая панель на спинку сидений в багажник. В начале весны (обострение, сами знаете) пришло понимание, что мне нужен процессор. Раньше я относился так пренебрежительно: временные задержки — это уже слишком для моих скромных запросов, нам, простым ребятам, это не нужно и не интересно. Угу. Начал качать лосслесс. Поставил дома ДК на базе 463-й «Ямы». Послушал, что может проц (хоть и домашний, но представление он мне дал), и очень, ну просто очень-очень захотел такое же к себе в машину... Возник вопрос: Хорошо, процессорный граммофон. А какой?! Выбор: Alpine 9887, Pioneer 88, «Урал Концерт». На «Кла-рионы» я как-то изначально не смотрел, отпугивают они меня своим агрессивно-технологическим дизайном, да и нету их у нас. «Урал» тоже отпугнул, но не агрессивным дизайном, а убогостью (предчувствую критику) и дизайна, и эргономики. Ну не хочу я в свою красивую вишневую ино-марь бюджетного класса ставить «это»! Долго читал холивары на тему «Алпайн» vs «Пионер». Потом плюнул, попросил уже знакомого продавца из магазина дать послушать и то и другое. Поставил, послушал... Ну и фиг с ним, с «Алпайном»! Мне больше понравился «Пионер». Моё чистейшей воды имхо, хоть с кашей его ешьте.

Стали посещать и другие развратные мысли... Насчет поканального усиления и активной фильтрации полос. И, кстати, при прослушивании тогдашней конфигурации с 88-м «пионом» начал замечать некую «замыленность» ВЧ. Может, конечно, показалось, но следующий кандидат на замену был определен. Тем более что тот же товарищ, у которого был выменян саб, скромно заикался, мол, валяются у него пищалки. Вроде — DLS, вроде даже UR-1. Созвонились. Оказались не UR-1, другие. При личной встрече они были определены как DLS UP1i. Я даже совета спрашивал у бывалых. Сказали: однозначно достойны и, возможно, даже получше, чем УР1. Договорились мы, значит, с этим товарищем на очередной бартер и опять разошлись, широко и коварно улыбаясь. Очередное (небольшое) отступление. Сказ о включении «Алпайна 1242» на 8 Ом. Началось все с того, что задумался я: а зачем мне столько «дури» от MAD-15? Надо же попробовать эту «дурь» реализовать... Подключил катушки на 2 Ом, оказалось — чересчур, бедный саб на пиках попахивал скрипичным лаком и пытался вырваться из плена подвеса. А ещё я начитался умных статей, мол, чем выше сопротивление — тем больше контроля, увеличиваем электрическое демпфирование и т.д. Да и вообще: домашний хай-фай на 8 Ом, а я чем хуже?! Дури, конечно, поубавится, зато количество вкусных плюшек перевешивает недостаток давления. И вот, вечерком, тогда ещё — после работы, смелый эксперимент был поставлен. Со смешками и матерными мыслями в голове была выдрана одна перемычка, а вторая закоротила «+» и «-» двух катушек. Получили последовательное соединение. С ехидной улыбкой я дотопал ник патефона. Стоял диск «Найтвишей», «Вишмастер» который. И песенка такая заводная-заводная, «Crownless». Саб на ГУ был уведен в -16 дБ. Заиграло. Что-то саба не слыхать... Совсем. Добавил до -5 дБ, услышал робкие потюкивания в затылок. Однако при всей робкости потюкивания обрели небывалую четкость и собранность. Добавил еще уровня (ну мало мне всегда, мало... знаю, что неправильно) — все еще мало. Матерясь, полез до регулятора уровня на усилке... (он был скручен примерно в 40%). Добавил... слегка, до примерно 6о%, все, хорош. Мне хватит... По впечатлениям от проделанной «работы» — бас стал более чётким (прям как пацан) и собранным (прям как генерал). На сложных местах (например, Limp Bizkit, «Му generation* и «Rolling»), где бас-гитара сливалась с бас-бочкой, раньше было невнятное гудение. Теперь — вот бас-гитара, а вот — бочка. Тоже — бас.

И пришло время смены фронтального усилителя на более серьезный, четырех-канальный. Для поканалки. После долгих обсуждений на форуме, приценок в магазинах, прослушиваний разных вариантов был выбран Rockford Fosgate Т400-4. Выбирался он по нескольким критериям: цена, размер и качество. Редкий случай — все три критерия сошлись в одном предмете, в оптимальных для меня пропорциях!

Миды идеально срослись с сабом. Уменьшилась локализация низких частот. Странные изменения, неожиданные. Впечатление такое, что миды раньше играли от ГУ Ощущение апокалипсиса от Nightwish — «Planet of Hell» — стало угрожающим... «Агата Кристи» на почти всем «Урагане» выгоняет из машины, хочется тихо сжаться и умереть, депрессуха неимоверная. Очень сложно описать эмоции. Будто снял глухие наушники. Откуда ни возьмись появилась эмоциональность в музыке, про детальность на ВЧ я вообще молчу, на ЛАСовском диске звучание барабанной установки прямо-таки вгоняет её образ в голову... Infected Mushroom совершенно ярко проявили свою национальность — легкую картавость уже ничто не маскирует. Джонни Роттен из дины. То есть верх сфокусирован, нижняя Sex Pistols почему-то охрип (наверно, на- середина вроде бы как тоже, а вот между пился холодного портвейна перед выходом — голос непременно размывался к стойкам, на сцену), Тарья просто берет за сердце... Припомнил я, что в свое время, на ЛАСе вот так вот: берёт и сжимает. в Екатеринбурге судья по качеству ясно и Приступил к окончательной настрой- недвусмысленно сказал: «Снимай на фиг штатные пластиковые сетки с мидов!» Форумчане в ответ на мои «стенания» ответи ли примерно тем же текстом. Было принято очередное тяжкое решение — расставаться со штатным видом дверей и городить что-то непонятное. Но раз уж отважились на курочение обшивок, значит, надо идти и дальше, пусть будут вынесенные из-под обшивки миды, да еще и с доворотом на водителя. Пришлось браться за изучение методик изготовления такого безобразия. В конце концов выбрал, наверно, самый используемый метод. Два кольца, два самореза (ну три), посередине пена. Был подсмотрен способ гашения пены — в ведре с водой, так, действительно, оказалось удобнее. В ре зультате родилась пара странных конструкций, отдаленно напоминающих приличные подиумы. Но это еще полбеды, ведь самая главная «засада» меня ждала далее — это сведение с обшивкой, чтобы хоть как-то эстетично смотрелось? Я размышлял почти месяц. Рисовал, как художник-маньяк, на подвернувшихся бумажках какие-то эскизь мыслил и отвергал вариант за вариантом. Е один прекрасный момент пришла замечательная мысль: почему бы не использовать то, что любезно предоставил сам всеволж-ский завод, а именно — те самые штатные пластиковые сетки? Они были найдены в чулане, бережно обтерты от пыли, и тут же без паузы, безжалостно изрезаны. Осталось от них всего ничего — обод с частью креплений. Потом классическая чулочно-эпоксидная технология (кстати, когда покупаешь колготки в магазине, продавщицы ТАК смотрят... Особенно если пришёл во всем рабочем: драные джинсы, покрашенные из баллона, и футболка с логотипом IASCA), и наконец финальная обтяжка винилом. Всё впервые. Всё на скорую руку, ведь зудит, хочется скорее, да и девушка моя запилила уже, мол, долго ты еще с такими «соплями» на полуразобранной машине будешь ездить?! И, главное, меня возить? Перед людьми неудобно! В общем, признаюсь: во время написания этих строк одна дверь (водительская) доделана, а второй обтянутый кусок пластика, колготок и эпоксидки лежит на балконе и сохнет. Ничего, завтра уже смонтирую. Кстати, крепление этой декоративной накладки — самое простое: снимается обшивка, с обратной стороны в ней сверлится несколько отверстий, в них вкручиваются саморезы. Все, накладка закреплена. На форуме «Магнитолы», в тему, где развивается инсталляция, забрели многие люди, которым я безмерно благодарен за критику и советы. Особенно хотелось бы поблагодарить товарища Дмитрия Кривогузова aka Wrangler и товарища Бориса Тищенко aka BorisUA. Именно они сподвигли меня на попытку доведения качества инсталляции до соревновательного (пусть и в начальных классах) уровня. Гофра, термоусадка, крепление проводки к полу автомобиля, заделка концов проводов, подбор номиналов предохранителей, защита проводки от КЗ и агрессивных сред... Все это теперь не просто цитаты из раздела правил, посвященных судейству инсталляции, а вполне воплощенные действия, и кажется, что машина готова. В действительности — только кажется. Первый же выезд на серьезные соревнования это подтвердил. IASCA, Омск-2009, 53 балла из 83 возможных за инсталляцию. К безопасности проводки вопросов не было совсем, но в чём я сильно ошибся — это в предохранителях. Я-то их поставил, исходя из правил EMMA, то есть по сечению силового провода. А на «Иаске» их ставят, исходя из потребляемой мощности и длины провода. Вот и потерял баллы. Ну и кое-где еще...

По звуку же я наконец-то получил оценку «из чужих ушей», оценку среднюю (102 из 150), выяснилось, что собственный слух меня слегка подвёл и я неправильно согласовал уровни динамиков (ВЧ мало, саба много), потому и потерял много баллов за «тоналку». Зато с фокусировкой образов проблем не было совершенно. 30 из 30 баллов. Сама по себе сцена по ширине расположилась классически — «по стойки», а высота (здесь меня подвело расположение пищалок в уголках зеркал) — чуть ниже положенного. В итоге — 6 место из 16 участников в качестве, с результатом 155 баллов («Rookie»), и 6-е же место в «количестве» с результатом 137,3 дБ- В целом дебют системы считаю успешным, большинство «косяков» исправляется настройками ГУ Думаю, на этом история этого «фокуса» не заканчивается. Будут еще переделки, возможно, будут сменены компоненты, возможно, что-то добавится. Историю нельзя переписать, такой фокус не проходит. Зато можно продолжить, это я точно знаю...


Источник: Журнал «Автозвук»