Установка в Chevrolet Tahoe

ДОРОГА ИЗ ДОМА

И верно: если дорога не ведёт из дома, а крутится вокруг него, то это не дорога, а дорожка, тротуарная плитка, всё такое. А у дороги, которая из дома уводит, масса достоинств, непосильных тротуарной плитке: простор, новые впечатления, одно плохо — многое, что так нравится дома, там и останется. Включая домашний театр, большим любителем которого является хозяин этой машины.

Невидаль, скажете вы, мало мы мобильных театров видели? Тем более в машине, которая по-любому размером с дом. Небольшой, но всё же дом. Но здесь получилось интересно: хозяин «Тахо» и установщики студии FoxStyle сказали новое слово в архитектурной акустике мобильного театра. Ну, может, пока — только полслова, но точно — нового.

Начиналась история довольно стандартно: в доме царит формат домашнего театра, в машине, стало быть, надо развернуть что-то концептуально сходное. Во главе такой затеи (во всех смыслах) стоит источник. На эту роль решено было взять устройство, которое чаще всего представляется публике как навигационное. Хотя уже на коробке написано: «мультимедийно-навигационное». Именно это дало, кстати, нам право в характеристике системы написать «мультимедиа», а не «аудио/видео». Carmani СА450, помимо того, что с навигацией, это не обсуждается, и по мультимедийной части даст очков вперёд многим, хотя бы за счёт встроенного декодера многоканального звука. Таким образом, один-единственный двухдиновый блок решал сразу все поставленные задачи. Стали подбирать другие компоненты. Заказчик видел в студии Prado, сделанный на компонентах Kicker, но ему показалось, что звук более «пляжный», чем хотелось бы. Тут установщики проявили себя с самой профессиональной стороны, выяснив, из чего состоит (или состоят) система (или системы) клиента на другом конце дороги, приведшей его из дома в студию. Оказалось: основной театр — весь на «Полках». В другой комнате стоит ещё плазма с саундбаром... Это дополнение тогда оставили почти что без внимания, как оказалось — зря...

Однако главное решение было обоснованно принято. Для фронта взяли компонентную систему ММ 6501 из возрождённой серии Mobile Monitor, аналогичную, но коаксиальную ММ 651 определили работать в каналы сурраунд (для системы с полноценным многоканальным звуком это название более корректно, нежели «тыл»). Пробные прослушивания показали, что в салоне «Тахо» звук нормально сводится на экран и без помощи центрального канала, а это позволило весь основной звук повесить на один четырёхканальный усилитель, в данном случае — Polk Audio PA 500.4.

На сабвуферы выбрали головки из верхней на сегодня линейки Signature Reference SR-124, каждую снабдили своим отдельным моноблоком РА 600.1. Система вроде сложилась, и тут дёрнул же нечистый за язык переспросить: «А что это за «саундбар» такой?» Это, объяснили глубоко мобильным, а потому не следящим за трендами в домашних театрах установщикам, такая штука, вошедшая в ротацию, когда людям надоели «домашние театры из коробки», состоящие на 20% из маленьких колоночек, а на 8о°/о — из проводов по всей комнате. Умные головы придумали: под экран ставится линейный массив, состоящий из небольших широко-полосных излучателей, включённых изощрённым образом так, что они создают в комнате иллюзию трёхмерного звукового поля. Первым, кто такую штуку сделал, был как раз «Полк», за ними пошли уже многие, у наших соседей из «Салона AV» недавно на групповой тест набралось.

А можно ли, поинтересовался заказчик, и в машине такое учудить? Дело в том, что в перспективе он планировал расширить систему вторым монитором на задней двери, пикникового, так сказать, назначения, и здесь бы концепция саундбара пришлась как нельзя впору. Ну, как известно, установщик, отвечающий на вопрос «можно ли» словом «нельзя», по закону о car audio подлежит дисквалификации на год без права свидания с заказчиками. Решили, что можно, пока пусть необычный элемент акустики проходит полевые испытания в составе основной системы, а потом будет переориентирован на «пикпиковую».

Так в системе появился ещё один усилитель и ещё четыре 5-дюймовых коаксиальных динамика. Подключены они с учётом дальнейших перспектив: каждый на свой канал усиления, с тем, чтобы потом поиграть уровнями и фазами с целью попытаться (никто не гарантирует, что получится, но если не попробовать, не получится с гарантией) воспроизвести трёхмерное звучание «на поляне» с помощью линейного массива излучателей. Исходя из перспективы, сабвуферы ориентировали в сторону задней двери, при работе в салоне это ничему не мешает, а в будущем они станут «стрелять» как раз куда надо. Каждая из 12-дюймовых головок помещена в закрытый ящик объёмом по 36 л на динамик. Усилители разделили по бортам, они установлены в подиумах, на взгляд чересчур просторных для своего назначения, но тут есть небольшая хитрость: пространство за усилителями намеренно сделали довольно просторным, это — изолированные отсеки для мелкого багажа, которому не след болтаться по полу багажника. Шторки, открывающие доступ к бардачкам, изготовлены по фирменной технологии FoxStyle: в деревянных верхних стенках профрезерованы щели, в которые заправлены края шторок — на полосы из алькан-тары встык наклеены полоски из алюминия.

Установка фронтальной и тыловой акустики выполнена по привычной схеме: на металле двери закреплены высокие проставочные кольца, на которые монтируются головки. Пищалки фронта решили вообще спрятать за оставленные нетронутыми сетки от штатных Bose (ну разумеется). А вот саундбар потребовал прибегнуть к текстильной технологии: на каркас из опорных колец и стоек натянули эластичную ткань, а дальше — как положено, смола, стекло и ручной труд. Модуль с четырьмя динамиками сделали с учётом возможности в дальнейшем развернуть его в сторону багажника, когда до этого дойдёт, а пока он подключён (через отдельный выключатель) к каналам фронта и, как оказалось, создаёт довольно своеобразные эффекты при просмотре видеопрограмм. То есть уже сейчас дорога из дома скучной не покажется...

Система в первую очередь затачивалась под видео с многоканальным звуком, при прослушивании, против обыкновения, из этого и исходили. Звук оказался кинематографичным, без крикливости, но с чётко обозначенными элементами драматизма во время динамичных сцен, особенно — носящих характер конфликта между персонажами. То, что не стали заморачиваться с центральным каналом, в общем-то, правильно, в варианте 4.1 звук очень неплохо ложится на экран. На экстремальный бас мы систему всё же проверили, там всё едино, что стерео, что 5.1. Фокаловский мотоцикл нарушал тишину и общественны!! порядок грубо и убедительно, правда далеко не всегда оставался впереди, на пиках суббасового напора он смещался в центр салона, а в выхлопе появлялись гудящие нотки.

Теперь — самое интересное: когда включили саундбар, панорама звукового сопровождения фильма, разумеется, заметно размылась, но при этом появился ранее не встречавшийся эффект растяжения звуковой сцены по вертикали, в некоторые моменты — чрезвычайно сильно, некоторые звуки приходили буквально с потолка, даже, пожалуй, из какой-то точки, расположенной выше потолка. Это не всегда было связано с нитью действия на экране, но эффект тем не менее любопытный...


Источник: Журнал «Автозвук»