Установка в Toyota Land Cruiser 100

СРЕДИ РЕВУЩИХ ВОЛН

Зто известно, разумеется, всем читателям сих строк, без малейшей возможности исключения. (Или... так, мальчик, немедленно положи папин журнал на место, а сам — на горшок и спать!). Вот теперь — всем. Но многие ли имели возможность самим убедиться, что древнее флотское правило остаётся в силе? Едва ли. А те единицы, которые такую возможность имели, вряд ли тогда радовались свежести новообретён-ных впечатлений.

Однако и на суше, как выяснилось, правило насчёт капитана и каким по порядку он покидает палубу, тоже иногда действует. Роль могучих волн здесь исполняют волны звуковые. Тоже, бывает, ревут — мало не покажется. Короче, так. В студию «Престиж-авто» приехал человек на сильно популярном у нас автомобиле марки «Сотый кру-зак». Вполне объезженная (то есть десятилетняя) машина, никаких чудес со стразами, инкрустациями и авторской вышивкой золотой нитью не требовалось. А что требовалось? Чтобы играло. Громко. А то сейчас играет, но негромко.

Мастера заглянули в машину, ожидая увидеть там штатное «радио» и полудохлые динамики. Поставим сейчас акустику нормальную, четырёхканальник, сабик какой-нибудь, и поедет мужчина дальше радостный. Эка невидаль. Чрезвычайный посол нашей родины на Украине по аналогичном поводу высказался, как никому более не под силу: «Напугали бабу туфлей на высоком каблуке...» Но тут оказалось, что дело придётся иметь с обувью куда серьёзнее. Первое, что увидели мастера, открыв дверь багажного отделения — корпусной сабвуфер Rockford Fosgate на двух 12-дюймовых головках, к нему привинчены усилители Kicx, которые редко оказываются слабосильными, по акустике тоже порядок в танковых войсках: «шестёрки» Hertz на фронте, такого же калибра Fusion — в тылу.

«Играть-то играет, — констатировал хозяин, — громко не играет». Значит, слово «громко» подлежало новому осмыслению, а точкой отсчёта должны были стать не штатные «лопухи», а двадцать четыре дюйма сплошного «Рокфорда». Второй, кстати, случай в этом номере (рубрика-то моя, я про неё всё знаю), когда у студии появляется «репутация на слуху», никак не связанная с её названием, рекламным слоганом или чем-то ещё. В «Престиж», как можно заключить хотя бы по опубликованным в последнее время обзорах в нашем журнале, чаще, чем в другие студии, приезжают заказчики с основным техническим требованием «громко». Предположение, что студия активно занимается или занималась соревнованиями по SPL, во-первых, неправда, во-вторых — ни при чём. Есть студии, где лучше всех в стране умеют построить систему, издающую «ПРРРРРР» с диким звуковым давлением. Но только этот звук, только на одной частоте и в течение полутора секунд. А когда надо, чтобы громко играло (для души), а не пердело (для победы), то, оказывается, нужны совсем другие люди. Стали делать громко, как заказывали. Но не выходя за рамки музыки. Исходя из этого, начали с выбора головного устройства (до сих пор оно оставалось штатным, а от него — на «Киксы» и «Рокфор-ды»). Колебались в выборе между похожими двухдиновыми AV-аппаратами: Clarion и Kenwood. Выбор пал в пользу первого, как более музыкального, по мнению специалистов студии. А раз уж видеотехника попала на борт машины, её возможности решили усилить с помощью потолочного «комбайна» — монитора с DVD-проигрывателем. В этой роли выступил ю-дюймовый Bigson, причём подключили аппарат таким образом, что на его экране можно смотреть то, что показывает головное устройство (DVD или ТВ, про тюнер не забыли), можно — то, что заряжено в сам монитор, а можно — с DVD-проигрывателя потолочного комбайна сигнал отправлять на экран фронтального «Кларика». Всё можно, стоит лишь захотеть.

Видео — не видео, а звуком пришлось-таки заняться. Громко? Хорошо... «Шестёрки» на фронте — это было негромко? Очень хорошо... Значит, ставим опять «шестёрки», но двойной комплект. Так в передних дверях оказалось по два мидбаса Audio Development, а в стойках — по две пищалки из того же комплекта AD6oo. Тылов тоже было мало? Отлично, знаете, что ставим? Вот тут не угадали: тыл, он всё-таки не фронт, это даже сержантский состав знает. На тыл ставим полуторный комплект. Физически это один полный комплект AD6oo и один — почти полный: мидбас, кроссовер, но без пищалки. Кстати, не успел я спросить, а не забыли ли к выходу на пищалку подключить нагрузку-имитатор, как был проинформирован: подключили, а то усилитель мог запросто заскучать, увидев у себя на выходе вместо ФВЧ колебательный контур на з кГц. Удвоенные комплекты мидбасов установлены на составные фанерные подиумы, насмерть закреплённые на металле двери, перед тем прошедшем процедуру «скрытого усиления», как ее называют в «Престиже». Это означает установку дополнительных связей и усиливающих элементов внутри каркаса двери. Усилители для питания размножившихся фронта и тыла подобрали из известных своим отношением мощности на единицу затрат — Adagio (в первом браке Calcell). Два полноценных четырёхканаль-ника работают только на фронт и тыл, даже без всякой поканалки, с тем, чтобы выжать из каждого канала всё, что там у него есть, во всей полосе частот. Ещё два усилителя (той же породы) работают в басовом звене системы.

Теперь тест на здравый смысл и жизненную опытность. Из одного вопроса. Если двух 12-дюймовых сабвуферов заказчику было мало, ему надо поставить два каких? Ответившие «две пятнахи» получают зачёт, но не приглашение в аспирантуру. Вот посмотрите, один ответил: «два «пятнадцатых Соло-барика». Он знает, что по площади диффузора каждый квадратный Kicker такого калибра эквивалентен 18-дюймовому круглому сабвуферу, а места занимает — как 15-дюймовый.

Итак, для работы в качестве сабвуферов выбрали... ну да, это уже было. Теперь — знаковый вопрос «куда ставить?». Занимающий весь багажный отсек готовый корпусной гроб хозяину машины осточертел до крайности, кстати, на незащищённых диффузорах RF обнаружилось множество отметин от незапланированных встреч в багажнике с предметами, там оказавшимися. По новому сабвуферу было высказано пожелание в форме законопроекта: убрать сабвуферы с дороги по мере возможности и, насколько возможно, не ограничивать пределы отклонения спинок заднего сиденья (третий, запасной ряд выкинули заблаговременно). А тут ведь какая штука: будь ты хоть трижды «Солобарик», но при таком размере диффузора объём даже закрытого ящика никак не может оказаться маленьким. Абсолютный минимум для этих головок — по 40 л на сабвуферную душу. Поэтому корпуса стали максимально зарывать внутрь ниш за арками задних колёс. Криволинейная задняя стенка при этом была выклеена из стеклопластика, а прямые боковые и передняя — из фанеры.

Четыре корпуса усилительной установки благодаря немалой ширине машины уместились между задними колёсными арками, причём при всей простоте компоновки она не лишена остроумия. Перед усилителями в недрах фальшпола выделена ниша для хранения неиз- бежно необходимой в дороге требухи, а сами усилители обращены в багажник торцами, на которых сосредоточены органы управления, поэтому все регулировки делать очень удобно, не надо ни сиденье откидывать, ни что-либо ещё в этом роде. Ну вот, собственно, систему доделали, надо сдавать заказчику. Он приехал с приятелями, чтобы приняли участие в процедуре, ну или просто заценили. Вначале в машине было четверо. Потом хозяин прибавил громкость, и самый ранимый из приятелей покинул автомобиль, предпочтя покурить снаружи. Потом — второй, третий уже не выходил из машины, он выбегал (как можно было взять такой разбег внутри салона, осталось невыясненным). В машине остался один её законный хозяин, получив наконец-то возможность прибавить громкость по своему вкусу. У «Крузака» задние окошки на таких петлях, знаете? А как они на этих петлях под AC/DC крыльями машут, видели? Закончив испытания, капитан «Круизера», как положено, сошёл с палубы последним. Такова традиция, она действует, когда вокруг ревущие волны...

Предельные возможности этой машины мы оставили на конец испытаний, для начала — обязательная программа. Удивительно (при уже известной постановке задачи), но с музыкальной частью программного материала система справлялась далеко не заурядным образом. У среднего баса чёткая, «щёлкающая» атака, выразительно звучат голосовые обертоны, но даже при нормальном уровне громкости каждая басовая нота ощутимо бьёт в спину. Семь барабанов, как положено в беспроцессорной системе, столпились слева, тональность их ударов по панораме фронта меняется незначительно, но звучат они очень облегчённо на фоне более широкополосных записей. На соло ударных (дорожка и) басовая бочка почти что не давала играть остальным инструментам. Пока она молчала, было слышно: тарелки вполне музыкальны и аккуратны, но тут колотушка достигала пластика басового барабана — и хоть святых выноси. Турецкий барабан оказался (уже довольно ожидаемо) размером с небольшой автобус, а разница в тональности ударов (которая есть на фонограмме) не прослушивалась — чересчур тонкая материя, чтобы выжить среди ревущих звуковых волн. Под конец поставили запись мотоцикла с «Focal Tools*. Часто, характеризуя мощный бас, говорят: «волосы шевелятся». Свидетельствую: в этой машине они не шевелятся. В ней в моменты басового крещендо просто дует ветер. В затылок...

Смотрите, что мы вам говорили? Чтобы никакая часть гистограммы не ушла под ось частот, уровень пришлось выставить почти на 10 дБ выше, чем мы обычно делаем. При этом нижний бас по звуковому давлению превосходит всё остальное примерно на 30 дБ, поэтому он так единолично царит в спектре звучания, ко-да есть такая возможность. Однако если взглянуть на АЧХ выше 100 Гц, она оказывается по-чемпионски (в смысле SQ, а не SPL) ровной, так что полный потенциал этой системы — функция настройки. АЧХ на самых низких частотах подтверждает: выбранный обьём — действительно минимальный для этих головок, ещё на четверть меньше, и горб погез бы на недопустимо высокие (по басовым меркам) частоты, 50 Гц и выше.


Источник: Журнал «Автозвук»