НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА MAZDA RX8

ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

Нынешняя автомобильная индустрия до удивительного точно повторяет тот путь, который прошло человечество согласно дарвиновской теории эволюции, с той лишь разницей, что вместо клеток в ее основе лежат молекулы пластиков и металлических сплавов. Неординарные конструкции вымирают как раз по причине собственной неординарности - в природе нет места дилемме между интересным и жизнеспособным. Таковы ее суровые законы. И не надо далеко ходить за примерами. Это и вязнущий в зыбучих песках банкротства Hummer, и уникальная в силу своей конструктивной беспомощности деревянная рама Morgan, и прочая автоэкзотика, открывающая всю нежность и беззащитность утопических инженерных теорий. В схватке практичности и изящества первые всегда начинают и выигрывают. В такой исторической мизансцене двигатель Ванкеля под капотом Mazda RX8 производит по-настоящему сильное впечатление - ну хотя бы потому, что большинство компаний, имевших неосторожность сделать ставку на роторные моторы, сегодня известны исключительно по упоминаниям в энциклопедиях. Ну а реализовывать на базе столь интересной машины стандартную непримечательную систему - это, мы считаем, преступление, пусть и не означенное в уголовных кодексах мира. В этом отношении совесть ребят из студии DigitalCar абсолютно чиста. Они добавили в японский спорткар то, чего он по-настоящему заслуживает, - систему на базе компьютера, позволяющего выйти далеко за рамки того спектра возможностей, который предлагают привычные car multimedia. Еще одна «необычность» инсталляции состоит в том, что машина должна была стать еще и шоу-стоппером - владелец сразу планировал радовать ею не только себя, но и окружающих.

НАЧНЕМ С ПОДВАЛА

Установленный здесь компьютер представляет собой обычный системный блок, отдельные элементы которого разбросаны по всему салону и багажнику. Вычислительный центр - материнская плата с процессором - расположен под фальшполом грузового отсека. Здесь же обнаруживаем центральное хранилище информации (жесткий диск на 200 Гб) и устройства для подключения периферийного оборудования. Характеристики компьютера если и не вполне соответствуют аналогичным показателям полноценных системных блоков, то и не слишком сильно отстают. Во всяком случае, двухъядер-ного процессора с тактовой частотой 2,4 гГц вкупе с двумя гигабайтами оперативной памяти вполне достаточно для любых приложений, которые имеет смысл загружать на автомобильном компьютере. Как показывает практика, максимум, что может понадобиться пользователю, - это навигационные системы, почтовый клиент, текстовый редактор и, конечно, медиапроигрыва-тель. При этом аппаратных возможностей хватит и на более сложные задачи: если уж скука одолеет окончательно, можно запустить какую-нибудь игру, пусть и не самую свежую, но уж наверняка помощнее «Тетриса». Материнская плата подключена к автомобильной электросети через блок питания, который также снабжен рядом специфических особенностей. Компьютер включается после поворота ключа зажигания, но не сразу. Первые несколько секунд система проверяет стабильность питания. Проще говоря, если повернуть ключ в замке и сразу же снова выключить зажигание, компьютер не станет беспокоиться почем зря - искусственный разум, понимаете ли. Помимо перечисленного, в багажнике можно обнаружить сплиттер, он «раздваивает» видеосигнал, посылая его на пару задействованных в системе мониторов Lilliput. С остальными составляющими компьютерной системы «центр управления полетами» общается через блок USB-портов. Один разъем отдан в распоря- жение дисплея - по нему передаются сигналы touch-screen, ко второму подключен расположенный в подлокотнике заднего ряда кресел DVD-привод. Что касается третьего, то у него и вовсе особая миссия - к нему подсоединили USB-хаб (в простонародье тройник), через который можно активировать любые устройства, поддерживающие этот интерфейс: от самого, пожалуй, главного - GPS-модуля, до блока wi-fi, flash-накопителей и любых девайсов, на которые достанет фантазии. Хочешь принтер, хочешь сканер, хочешь - что-то еще более экзотическое по автомобильным меркам. Но это уже на тот случай, когда месье знает толк в компьютерной технике.

ПОД сток

Аудиосистему здесь тоже строили практически с нуля, впрочем, и от штатной «маздовской» инсталляции несколько реликтов все-таки сохранилось. Это, во-первых, головное устройство, а во-вторых, штатный усилитель и динамики в задней полке, роль которых, впрочем, стала скорее вспомогательной. На первый план вышли трехполосные фронтальные акустические системы и тыловая низкочастотная поддержка в виде сабвуферной головки Kicker из знаменитого семейства Solobaric. Вообще-то изначально музыкальную систему планировалось строить по двухполосной схеме. В качестве претендента на вакантные места в дверях и креплениях боковых зеркал поначалу рассматривался комплект Hertz из модельной линейки Space. К твитеру у установщиков серьезных претензий не возникло, а вот мидбасовый динамик не вполне справился с возложенной на него задачей. В результате частотный диапазон, лежащий между зонами ответственности твитеров и саба, решили отдать на откуп четырем динамикам (мидбасам и среднечастотникам) - так число полос возросло до трех. А поскольку серьезно трансформировать штатный интерьер RX8 ни у хозяина, ни у инсталляторов особого желания не было, все головки разместили таким образом, чтобы система выглядела как стоковая. Среднечас-тотники оказались в относительно непривычном месте - их установили рядом с мидбасами в нижней части дверей. А поскольку эти динамики обладают диффузорной «анатомией» и, соответственно, нуждаются в рабочем объеме, для них соорудили небольшие корпуса - примерно по 0,3 литра - наполненные синтепоном. Все остальное внутреннее пространство дверей оказалось целиком и полностью в распоряжении НЧ-секции фронтальных АС. Возводить поканальную систему усиления в данном случае никакой нужды не было, а потому роль регулировщиков досталась кроссоверам, изготовленным непосредственно в студии на базе аналогичных компонентов DLS. Обязанности между динамиками распределились следующим образом: мидбасы начинают петь в полный голос с 50 Гц и делают это вплоть до 700 Гц, дальше их дело продолжают мидрейнджи. Эти головки играют до 3 кГц, ну а дальше за дело берутся твитеры.

ТРЕУГОЛЬНИКИ

Теперь не грех заглянуть и в багажник, тем более, тут есть на что посмотреть. Графическим лейтмотивом оформления грузового отсека стал треугольник со скругленными сторонами - своего рода эмблема Mazda RX8, схематичное изображение роторного двигателя в разрезе. Три треугольника (магия чисел, если хотите) под прозрачным пластиком, открывают вид на расположенные тут компоненты. В центре внимания волей-неволей оказывается сабвуфер: уже упоминавшаяся низкочастотная головка Kicker в рекомендованном производителем 28-литровом рабочем объеме. Тип акустического оформления -закрытый ящик. По правую и левую руку от генератора баса обнаруживаются усилители - «кикеровский» моноблок, питающий сабвуфер, и его близкий двухканальный родственник, отвечающий за фронтальные АС. Изнутри все подиумы подсвечены: красные лампы удачно «рифмуются» с габаритными огнями, синие дополняют их по всем правилам колористки, избегая режущего глаз контраста и создавая гармонию. Если же, рискуя свернуть шею, исхитриться взглянуть на верхнюю стенку багажника, там можно заметить компонент, сохранившийся от штатной аудиосистемы - двухканальный усилитель. Что он тут делает? Сейчас об этом и поговорим.

ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД

В хит-параде кузовных панелей, наименее редко используемых для установки музыкальных компонентов, крышка багажника обязательно окажется в верхних строчках, пусть даже сильно проигрывая днищу, капоту и крыше (что касается последней, то постоянные читатели могут помнить исключительно своеобразный Land Cruiser, в потолок которого было вмонтировано аж четыре сред-нечастотника). Владельцу Mazda, как мы помним, нужна была система, играющая еще и на улицу, а потому место штатной обивки крышки багажника занял каркас из стелокловолокна и полиэфирной смолы, в котором пристроили пару коаксиальных динамиков Kicker. Они трудятся в общем рабочем объеме, составляющем что-то около восьми литров. Их-то и качает приехавший к нам через полмира штатный двухканальник. Но и тут все не так просто: даже когда багажник закрыт, этот усилитель не остается без работы. Специальный блок переключает его на тыловые динамики, также оставшиеся от заводской музыкальной системы. Между Юскег'ами красуется «тачскриновый» монитор Lidiput - собственно ради него в компьютере и установлен сплиттер. Эта часть системы, построенная исключительно во имя внешнего впечатления, может подарить досужему зрителю довольно необычные ощущения. Вы когда-нибудь раскладывали пасьянс «Косынка» на внутренней поверхности крышки багажника? А вот я раскладывал.

ПОПЫТКА ПРЕДСКАЗАНИЯ

По факту знакомства с этой RX8 напрашивается один закономерный вывод. Культура установки компьютеров в автомобили пребывает пока в зачаточном состоянии и, по сути, является сегодня трендом, почему-то недооцененным и автопроизводителями, и большинством установочных студий. Эта система кому-то покажется блажью, кому-то - крайне нужной штуковиной. Здесь дело вкуса. Другой вопрос, что присутствие на рулевом колесе клавиши, проверяющей электронный ящик на наличие новых писем -не такая уж и бессмысленная вещь. Но когда эта мысль озарит светлые головы большинства людей в установочной индустрии, ниша может оказаться уже занятой. Кто успел - тот и съел.


Источник: Журнал Car&Music