Установка музыки в BMW 525 (Е34)

На молочном комбинате, где я работаю, пропал шкаф. Он был, конечно, давно уже списан, но завпроизводством Олег Николаевич планировал его заполнить глубоко технической молочной литературой. Его планам не суждено было сбыться. На месте преступления остались лишь задняя цэвэпэшная стенка да горстка опилок. Этот инцидент был почти забыт, но однажды на мониторе моего компа Николаич увидел подробный фоторепортаж о перевоплощении шкафа в нечто, что я назвал сабвуфер. Начался допрос с пристрастием...

— Тебе заводской музыки не хватает, что ли?

«Родные тринадцатые» динамики расположены у BMW в кикпанелях, но вгонять в столь малые объемы «шестнадцатые» — нецелесообразно. К тому же на роль мидба-сов я выбрал Hertz HV165L, которые, став лидерами одного из тестов «A3», обещали работать в объеме двери до 52 Гц. Жаль, что о такой установке динамика немцы не думали вовсе: технологическое отверстие в полдвери, оставшаяся часть занята механизмом стеклоподъёмника и проводкой. Но эти обстоятельства даже усугубили желание поместить мидбас именно здесь. Проводку сместил выше, вырезал отверстие. Наружную сторону двери обработал вибропластом Mi, местами двойным слоем, а также битопластом.

Подготовил лист алюминия, чтобы полностью закрыть все отверстия и механизмы, т.е. создать закрытый объем. На листе крепятся два монтажных кольца, третье задает наклон динамика. Расстояние между 2-х и 3-метровым кольцами заполнено стеклошпатлевкой (никакой пены!).

В обшивке вместо кармана появилось отверстие под динамик, а недостающие для эстетики формы набрал пеной и выровнял шпатлевкой. Антигравий и черная краска почти повторили фактуру обивки. «Родные» клипсы заменил вазовскими, и после за- щелкивания дверь и обшивка стали единым целым. Тщательная подготовка двери — залог успеха. Басового успеха! Твитеры Eton в процессе поиска своего места побывали и в уголках зеркал, и на торпедо, и на стойках с различным расположением. Гитарные партии Scorpions и Gorky Park вернули их на стойки с направлением на дальнего слушателя. Крепление на саморезы или двусторонний скотч — удел новичков, я так делал, когда был молодым («Сказ про газ и про бас», «A3» №1/2007), а теперь же приступил к изготовлению подиумов. Решил сравнить две разные технологии изготовления. Честно: доводка стеклошпатлевки — процесс более трудоемкий, зато подиум получается как литой.

Винил тянул с помощью фена на клей «Момент». С первого раза не получилось. Пришлось оторвать тканевую подложку. А чтобы избежать долгого разглаживания трудных сопряжений, обтянул заготовки стретчплёнкой, что обеспечило надежный контакт склеиваемых поверхностей.

— Сабвуфер-то этот умные люди в багажник ставят, не знаешь, небось...

Привычное для сабов место за лючком заднего сиденья было занято пропановым баллоном. В этом отношении я не изменился со времён молодости и ВАЗа, даже укрепился в своём пристрастии к голубому топливу. Бензин не дешевеет, а баварские лошадки кушают регулярно и с аппетитом. Повторить трюк с почти плоским корпусом («Сказ...» из №1/2007) не удалось, вышло бы до неприличия плоско. Поэтому саб запросился в салон. Произошла рокировка: вместительный бардачок отправился на ПМЖ в гараж, а листы гофрокартона, подгоняемые канцелярским ножом, постепенно превратились в макет будущего корпуса.

Не секрет, что такое расположение сабвуфера обеспечивает более корректное сопряжение с фронтом. А о проблеме локализации нижнего баса нет и речи. Пользуясь формулами тригонометрии, вышел на объем 18 л. Потом заполнение водой подтвердило мои расчеты с погрешностью в два стакана (второй — неполный). Среди тестов выбрал подходящие под мой объем динамики, всего — 12 претендентов. Из них Audio Art RW10 не оставил шансов никому — ни в тесте «A3», ни за его пределами. Выбор материала корпуса был недолгим. Тот самый шкаф, да будет ему салон BMW пухом...

Внутри корпус обработал «Кордоном» и задемпфировал поролоном. Пена и шпатлевка помогли выйти на изгибы Торпедо. Винил выбрал синего цвета, дабы оживить чересчур строгий интерьер.

Фаворит теста многоканальников DLS МА51 понравился своими фильтрами и позволил организовать би-ампинг моего двухполосного фронта.

— Чем же твоя «голова» лучше моей фордовской? — донимал начальник.

Мой 778-ой Clarion имеет полноценный звуковой процессор, необходимый для по-канального фронта, продвинутые фильтры, интерфейс USB, а еще можно отключить встроенный усилитель. Последнее очень кстати, тыловые Art Sound подключены к ГУ, а тыл я почти не использую.

На полутораметровом отрезке от АКБ до усилителя использовал кабель DLS калибра 4AWG. И не зря. Даже при отсутствии буферной емкости в самых динамичных композициях саб не отстает.

— И последнее... Чистосердечное признание. .. Короче, что, весь шкаф «ушёл» на один ящик? — добивал Олег Николаевич. Ну, весь. Но не один... Здесь такой момент. Из сэкономленного сырья я в багажнике соорудил музыкальный бар. Питейную часть оставим для другого издания, хотя — лишь отчасти, тут есть и по нашей теме. А по музыке имеем следующее. AV-центр JVC, двухканальник Lanzar Vibe2i8 и коаксиалы Kicker ES65 стали свидетелями и частью культурной программы свадеб друзей, Дня ВДВ и Чемпионата Европы 2008.

А с питейной составляющей — так: фотодатчики под фальшполом определяют, что пиво ещё не закончилось, и дают команду кулеру: «Охлаждай!». Он и охлаждает, а мы уж...

Гражданин начальник покурил и объявил: «Амнистия тебе, Макс, в связи с удачным выступлением футбольной сборной».


Источник: Журнал «Автозвук»