Установка музыки в Honda Foreman TRX500FA

ПРОКАТИ НАС, ВОЛОДЯ

Это Honda думает, что сделала ATV. У нас в ГАИ это сугубо развлекательное транспортное средство проходит по департаменту «тракторов, иных самоходных машин и оборудования» По дорогам общего пользования, получается, нельзя (да и не очень надо, между прочим), с обычными правами — тоже, выправляй себе, брат-буржуй, тракторные, с ароматом солярки и самогона. Хотя если по дорогам всё равно нельзя, то кому права показывать, кикиморам болотным?

Одно светлое пятно усматривается в этом буйстве здравого смысла и правового самосознания: номерной знак выдают один, задний.

Владимир (уже догадались, да?), хозяин этой «иной самоходной машины», судя по всему, был знаком и с правилами дорожного движения, и со сборником советского песенного искусства. Во всяком случае, его задание студии «Автодоп» оказалось составлено в полном соответствии с этими документами. «Трактор» — ладно, проехали, «иная самоходная» — это уж точно, а где оборудование? И как, спрашивается, катать? В песне не сказано «кататься», можете проверить, а раз слова не выкинешь, значит — и не изменишь.

Короче, так: ставим музыку, не ограничивающую использование «Формана» по прямому назначению, и оборудуем второе сиденье повышенной комфортности.

Обратился Владимир по адресу, ни убавить, ни прибавить. Чтобы в «Автодопе» поставили музыку на автомобиль, это надо ещё их убедить, а вот на всяческую «иную самоходную» нечисть — мигом. Для «Голдвингов» они уже формируют заказ на специальную акустику, по своей спецификации с учётом имеющихся объёмов и особенностей акустики, честное слово, участвовал в обсуждении. На «Формане» предстояло развернуть систему, сочетающую в себе свойства автомобильной и мотоциклетной. По составу, в принципе, похоже на автомобильную: компонентный фронт, коаксиальный тыл, сабвуфер, «голова» и усилитель. Однако от привычных четырёхколёсных машин «иная» отличается резко и очевидно — отсутствием салона. В этом смысле система становится ближе к мотоциклетной: там тыл играет совершенно иную (и более важную) роль, нежели в автомобиле, без него вокруг виртуального салона (а не внутри реального) сформировать требуемое звуковое поле зачастую просто невозможно.

Значит — как на бесчисленных «Голдвингах», прошедших через боксы студии? Опять нет. Типовые решен-я, отработанные на мотоциклах «королевского размера», здесь не годятся. «Иное самоходное» и ездит в иных местах, при самом либеральном подходе к организации поездки всё, что у «иной машины» ниже пояса, будет покрыто толстым-толстым слоем отнюдь не шоколада. Следовательно, ставить оборудование надо самым целомудренным образом: «а пониже — ни-ни-ни...».

И ещё (как будто этого мало). Особое требование заказчика к защищённости компонентов от нехорошей окружающей среды: уход за самодвижущейся техникой у себя в гараже он, как и не он один, поручил подданным Эмома-ли Рахмона, освоившим работу с системой Karchcr высокого давления в совершенстве. Объяснять им теперь, что BMW снаружи можно мыть сверху донизу, а «Формана» нельзя — трудно до бесполезности, поди ты растолкуй, что нет здесь «снаружи» и «внутри», всё, что есть — снаружи. Вывод: надо, чтобы было можно мыть всё без разбора.

Мы дали себе труд снять АЧХ системы дважды: с места водителя и с места катаемого пассажира (пассажирки, наверняка), при занятом переднем седле, естественно. Уже первая АЧХ, надо сказать, удивила. На басах всё предсказуемо: в отсутствие салона система добросовестно изобразила АЧХ домашней акустики с нижней граничной частотой около 50 Гц. Небольшие напольники или крупные полочники, А вот выше АЧХ повела себя неожиданно ровно для системы, никак не рассчитанной на аудиофилов-филармонистов. Даже на самом верху мы не увидели заметного отклонения от общей образующей, с небольшим наклоном от низких частот к высоким. На заднем сиденье АЧХ даже в каком-то смысле лучше, В том, что меньше неравномерность на средних частотах. Басы остались нетронутыми. А на верхних частотах экранирующее действие спины верного друга, разумеется, сказалось на уровне отдачи. Но мы такие АЧХ видели в некоторых машинах и без спины друга, так что — зачёт.

Теперь всё ясно, приступили. Выбирая компоненты, смотрели в обычно незамусоленные разделы каталогов, обозначенные Marine. Там сыскалось идеально подходящее головное устройство. Clarion CMD5 — обычный по функциям CD/трз-ресивер формата iDIN. Правда, форматные ограничения распространяются только на утопленную часть корпуса. Снаружи — гораздо более просторная лицевая панель.

Такая архитектура появилась неспроста: периферия лицевой панели герметизирует шахту, где установлен корпус ГУ А сама панель, миллиметров двадцать толщиной — тоже полностью герметична: откидывающаяся лицевая часть открывает доступ к дисководу, но после закрывания становится на резиновое уплотнение по краю. А органы управления на передней поверхности — все резиновые и водонепроницаемые. Кроме того, с учётом морской специфики CMD5 может управляться от проводного поста со своим дисплеем. С «головой» решили.

Акустику и для фронта, и для тыла нашли в секции морской техники Kicker. На фронт взяли компонентный набор КМ625.2, который, помимо гарантированной водостойкости, обладает ещё одной особенностью: кроссовер смонтирован прямо на магнитной системе мидбасовой головки, под крышкой, тем самым сводится к минимуму объём внешней проводки. Тыл — акустика такого же калибра (как в мотосистемах), но коаксиальная.

В том же разделе нашли усилитель — MX 700.5, морскую версию одного из усилителей популярной серии КХ, где четыре канала — аналоговые, а пятый, сабвуферный — импульсный. В морском исполнении корпус, разумеется, герметизирован. Теперь дело за сабвуфером. Как нетрудно догадаться, система предназначалась не совсем для записей камерных миниатюр, сабвуферное звено требовалось солидное. Мощность сабвуферного канала это позволяла, тем более что при импульсном пятом канале MX эта мощность достигалась не ценой непосильной нагрузки на бортовую сеть ATV, её, кстати, никак не форсировали: «родные» генератор и аккумулятор на 18 Ач, как оказалось, справляются. Прикинув возможности по объёмам, выбрали две ю-дюймовые головки Polk Audio серии db. Как? — можно здесь спросить, — а почему не морские? Да всё нормально, морские. Как оказалось, некоторые компоненты Polk Audio, в том числе сабвуферы db, вполне ответственно и официально сертифицированы изготовителем для морского применения, там даже логотипчик стоит: Marine Certified.

Теперь — ставим. Все требования к влагостойкости распространялись и на вновь изготавливаемые детали и узлы, к тому же их надо было сделать максимально стойкими к ударам, царапинам и прочему, что сопровождает нормальную эксплуатацию иной самоходной машины по прозвищу ATV. Всё оборудование размещается, как говорилось, «выше талии» в двух блоках. В переднем стоят компо-нентники фронта: мидбасы смотрят вдоль оси машины, пищалки установлены необычно — внутри мидбасовой «базы» с разворотом внутрь. Мидбасы работают на свои объёмы, примерно по 8 л на сторону, но объёмы эти — не совсем закрытые. Точнее, могут быть и открыты: верхние стенки откидываются на петлях, открывая нечто вроде аварийных бардачков, если надо что-то положить в безопасное (ну, хотя бы сухое и чистое) место, а больше — некуда, не грузовик, чай. Крышки снабжены уплотнением по контуру и замками, так что в закрытом положении одинаково надёжно хранят и имущество, и акустическое оформление фронтальных мидбасов. Задний модуль куда более витиеват по конструкции. Он подковой охватывает пассажирское место (учинённое на «Формане» тоже в рамках этого проекта). В правой стенке — панель управления головного устройства, водитель им управляет, правда, со своего пульта, закреплённого на бензобаке. На стенках, обращенных вперёд — 6-дюймовые коак-сиалы тыла, а на наклонных верхних плоскостях — сабвуферы. Внутренние переборки, образующие силовой набор модуля — из 20-миллиметровой фанеры, наружные поверхности — или тоже фанера, или стеклопластик, в зависимости от формы и размеров.

Стеклопластиковое покрытие — сплошное, и оно, как известно, способно обеспечить довольно высокую сопротивляемость ударам, сколам и царапинам. Но для абсолютной устойчивости наружную отделку выполнили гель-коутом — полимерным материалом, применяемым при строительстве стеклопла стиковых яхт и катеров. Вещество страшно вонючее и непростое в работе. Но результат оказался достигнут: по корпусам акустики можно в буквальном смысле бить молотком, КПД процесса (отношение числа следов к числу ударов) в практике экспериментов оказался примерно 15%. На шесть ударов — один малозаметный след. При мне свою серию опытов провели мои телеколлеги из «Главной дороги» на НТВ, у них на эту эффективность выше только оператор, с руками, натруженными камерой.

Геометрия внутреннего силового набора заднего модуля такова, что внутри образовались изолированные объёмы: по 22 л на сабвуферную головку и примерно по 15 л — на коаксиалы тыла. Внутри правого сабвуферного ящика при этом оказался корпус головного устройства, закрытость ящика обеспечивается герметизацией по периметру передней панели, внутрь левой, совсем, без выхода наружу, упаковали буферную ёмкость.

Очень забавная оказалась у «иной машины» акустика. Вот трек, традиционно открывающий нашу программу — Magic Pump с «АудиоДоктора». Солистка стоит на площадке между корпусами акустики, как будто там нарочно мини-сцену отформовали, ни шага вправо-влево, да и аккомпанемент собрался по большей части в центре. Понятно, думаем, пищалки-то вона где, откуда у сцены ширина? Однако на семи барабанах всё заиграло очень своеобразно: все семь были расположены абсолютно равномерно, звучали тонально совершенно одинаково, но первый находился слева сзади, второй — точно слева, третий — по центру и так далее, идеальной подковой в три четверти полной окружности, на постоянном радиусе примерно вытянутой руки. Такая же картина наблюдалась на соло ударника: как будто сидишь в центре установки и только глазами бегаешь, следя за перемещением ударов — от прямо перед рулём до где-то в направлении заднего кармана на джинсах. От блюзового трека 12 мы ожидали примерно такой же картины, что была на Magic Pump, но вышла она принципиально иной: здесь мы тоже оказываемся на сцене, солист, действительно, занял место солистки, но остальные музыканты — вот они, столпились со всех сторон. Забавно, правда... При этом в тональном отношении звучание оказалось неожиданно строгим и корректным, без выпирающей басовой части, без злобного шипения и присвиста на верхних частотах, с реалистичной и выразительной, может, разве, суховатой серединой.

Всё, что кажется обтянутым кожей на этой машине, на самом деле обтянуто винилом, винил, правда, отменный, даже на ощупь — чисто кожа, при этом что грязь, что мытьё по методу Рахмона — Кёрхера ему не страшны.

Осталось последнее, но тоже предусмотренное заданием: на чём катать. По образцу оригинального аксессуара, поставляемого для TRX500, сделали сиденье, более отвечающее общей эстетике проекта. Теперь можно катать не до околицы, как в песне, а куда захочешь...


Источник: Журнал «Автозвук»