АУДИО-СИСТЕМА в Chrysler 300С

«Ни себе, ни людям» — древнейшая формула деструктивного эгоизма. Вспомните школьную алгебру и попробуйте изменить знак у одного из слагаемых... Скажем, так: меняем знак перед «собой» с минуса на плюс. Что получается? «Себе, а не людям». Допустимо по нормам любой действующей морали, хоть и не считается примером для подрастающего поколения. Но если без фарисейства — таков базовый принцип car audio, примем его, как принимаем уже много лет. Продолжим алгебраические упражнения. Меняем знак на плюс перед людьми. «Не себе, а людям». По обстоятельствам, это может быть жизненным кредо святого, а может — рабочим алгоритмом демо-автомобиля. Или, как больше принято говорить в нашем городе, шоу-кара.

Мне рассказывали, что один ваш автомобильный радиожурналист (с нашей, между прочим, фамилией Пикуленко) сравнил машины этого семейства с «бронепоездом на бреющем полёте». Метко сказано, как бы ни относиться к рельсовой технике. Но цели своей работа американских дизайнеров достигает не хуже башенных орудий: эту машину провожают взглядом почти всегда и почти все.

Когда «бронепоезд» прибыл из автосалона в «Аверс-центр», тюнингеры, зная уже, что им предстоит делать шоу-кар, радовались, что у него кузов-универсал, и думали: «Ну, уж в нем-то мы развернемся». Но все оказалось сложнее. Возникла идея сделать не просто шоу-кар, а автомобиль, предназначенный для повседневной эксплуатации, оснащенный аудиосистемой. И не просто системой с высококачественным звуком, а берите выше, соревновательной в категории «качество звука», что само по себе уже — высший пилотаж для установщика. Получается, готовились выполнять проект амбициозный, а пришлось — уникальный. Чтобы и себе, и людям, и в одном бронепоезде...

Опытные участники автозвуковых соревнований говорили установщикам, что совместить эти две ипостаси в одном кузове невозможно, нереально и никто так не делает. Как говорится, «Богу — бо-гово, кесарю — кесарево...» Жесткие правила ассоциации IASCA, в автозвуковом чемпионате которой участвует команда «Аверс-центра», не позволят сделать шоу-кар настолько ярким, как это требуется. А если удастся сделать всё «для людей», то «для себя», то есть по звуку, машина будет никакая. И все же инсталляторы решили попробовать. Чтобы решить столь противоречивые задачи (спорт и шоу), в автомобиле построили, по существу, две системы — высококачественную соревновательного уровня и мультимедийную. Первую — с бескомпромиссным трехполосным фронтом с поканальным усилением и сабвуфером, вторую — с окружающим звуком 5.1, с тыловым демонстрационным монитором в отсеке багажника и «уличной» стереоподзвучкой, которые на шумном шоу или соревнованиях обеспечивали бы «прокрутку» видеоряда, рассчитанного на зрителей, экспертов или судей, по обстоятельствам. Разработали 3D-npoeKT интерьера и принялись за дело. Для соревновательной аудиосистемы в качестве головного устройство выбрали Pioneer DEX-P90RS, работающий в связке с процессором Pioneer DEQ-P90. Мультимедийную систему поручили возглавить Pioneer AVH-P7800 DVD, тоже хорошо себя зарекомендовавшему в других проектах «Аверс-центра». Конструктивно он выполнен в виде двух блоков: собственно DVD/ CD/трз-ресивера формата iDIN с выдвижным монитором и внешнего AV-мастера, через который в мультимедийной системе осуществляется вся коммутация, со встроенными усилителями и процессором с декодером окружающего звука 7.1. Итак, в автомобиле появились две новые «головы». Как же они уживаются? Хотя есть возможность подключения Р7800 через Р90 с помощью дополнительного входа, в таком варианте нельзя получить многоканальный звук 5.1, и «кина не будет». Поэтому работают головные устройства полностью независимо друг от друга, без всякого приоритета может быть включена либо одна, либо другая «голова», развязанные по питанию. Если включен Pioneer DEX-P90, трёхполосная фронтальная акустика находится в режиме пока-нального усиления, не включены центральный и тыловой каналы, наружная тыловая подзвучка. Сабвуфер действует в режиме настроек процессора DEQ-P90. Когда включен AVH-P7800, работают двухполосный тыловой и центральный каналы, наружная тыловая подзвучка, фронтальная акустика переключается в режим пассивной фильтрации через комплектные кроссоверы. Сабвуфер работает в режиме мультимедийной системы с настройками процессора Р7800.

Специалисты «Аверс-центра» разработали и изготовили три оригинальных устройства. Одно из них предназначено для развязки «голов» по питанию. Второе — для переключения аудиосигналов низкого уровня (соревновательный вариант или режим мультимедиа). Третье — для переключения фронтальной акустики: поканаль-ное трехполосное усиление или три полосы, подключенные через пассивный кроссовер. Фронтальная акустика — трёхполосный комплект Rainbow CS 365 серии Profi Vanadium, в котором твитеры с алюминиевым куполом заменили шелковыми пищалками из этой же линейки Profi, они выигрывают по качеству звука по сравнению с «алюминием». Мидбасы фронта установили в передние двери, работают они на их объемы, перед тем капитально подготовленные акустически. Заклеены все отверстия, слой за слоем нанесены четыре вида изолирующих материалов, в результате двери стали очень жесткими. Заводские карты были очень сложной формы. Нижние их части, где установлены мидбасы, изготовили заново из MDF. Сделали внутренние подиумы, которые болтами крепятся к филенкам, и декоративные, наружные. Чтобы изготовить подиумы и перетянуть их, карты пришлось полностью разобрать, сделав новые крепежные элементы. Мидрейнджи разместили в уголках торпедо так, что они работают на отражение от лобового стекла, и тем самым несколько выдвинули звуковую сцену вперед. Это было не так просто, ведь при реализации проекта исходили из того, что автомобиль, кроме того, что он шоу-кар, должен отвечать условиям повседневной эксплуатации. Не тот случай, когда машину можно «разорвать», чтобы она классно звучала, лишив какой-то части заводской функциональности. Поэтому для СЧ-головок из гнутой фанеры сделали корпуса сложной формы объемом примерно 2 л. Их сознательно изготовили не из композитных материалов, имея в виду прежде всего качество звука. СЧ-динамики разместили так (а не в уголках крепления внешних зеркал передних дверей, например), чтобы максимально приблизить их к пищалкам, установленным в передних стойках.

Такой же корпус-подиум сложной формы изготовили для динамика центрального канала, установленного по центру торпедо. Это СЧ-головка AD М35, которая работает в широкой полосе.

Были проблемы и с твитерами. Провели прослушивание и при предварительных настройках выбрали угол их установки в передние стойки с помощью подиумов, изготовленных из композитных материалов. Головки прикрыты стильными металлическими позолоченными грилями, как у всех динамиков. Тыловая акустика — двухполосный комплект Rainbow CS 265, в котором пищалки с алюминиевым куполом тоже заменили шёлковыми. Акустику установили в задних дверях, которые предварительно тщательно подготовили. Мидбасы смонтировали с помощью подиумов, как и низкочастотники фронта. Твитеры разместили на уровне ручек открывания дверей, в верхней части карт. Тыловые каналы создают эффект окружающего звука в режиме мобильного кинотеатра.

Сабвуферы — два 12-дюймовых динамика Rainbow Profi Vanadium. Их акустическое оформление — закрытый ящик объемом примерно 32 л на каждую головку, сделанный из MDF. Тыловая стереоподзвучка — два коаксиала Rainbow КХ-130, которые работают, когда включен тыловой демонстрационный монитор (при открытой пятой двери). Когда дверь багажного отсека закрыта, подзвучка отключается. Под динамики изготовили специальную панель-подиум, которую установили на двери с внутренней стороны. Динамики работают на объемы примерно 4 л каждый — акустически подготовленные внутренние полости панели. Предназначена подзвучка для того, чтобы на шумном соревновании или шоу была возможность включить монитор и демонстрировать видеоматериал с полноценным звуковым сопровождением. В системе (вернее, в системах) пять усилителей Steg: четыре серии К (Competition) и один серии QM. В режиме SQ двухканаль-ный К2|02 работает на мидбасы фронта, четырехканальный К4|01 — на фронтальные мидрейнджи и твитеры, а К2|03 раскачивает сабвуферы. В режиме мультимедиа на трёхполосный фронт через пассивный кроссовер трудится Steg К2 | 02, сигнал на тыловую акустику подается с усилителя К2 | 01, Steg QM 45.4Х работает на тыловую под-звучку и центральный канал. К4 | 01 в этом режиме отдыхает, а К2 | 03 по-прежнему обслуживает сабы.

В подголовники передних сидений установлены 7-дюймовые мониторы Alpine ТМЕ-М710, тыловой демонстрационный монитор — 20-дюймовый Samsung. Штатный аккумулятор заменили акустическим Stinger. Его заводское крепление не соответствовало нормам соревнований, поэтому изготовили металлическую раму, которая крепится болтами к кузову. Эта рама установлена под подъемной крышкой пола. Один пол — защитно-декоративный с электрическим приводом. На втором смонтированы процессоры и блок коммутации. Под ним — «докатка», штатный блок предохранителей и аккумулятор.

Пришлось побороться и с наводками. Жизнь инсталляторам облегчило то обстоятельство, что в системе два процессора, связанные с головными устройствами штатными системными кабелями и расположенные в непосредственной близости от усилителей.

В цепях питания электрических приводов установлены предохранители. Продублирована колодка, с помощью которой, подавая напряжение питания, можно при необходимости принудительно включить любой электродвигатель приводов.

Силовая проводка — Dietz о, 6 и 8 AWG (соответственно, от главного предохранителя, дистрибьютора и далее). Акустические кабели — посеребренные van den Hull, межблочные — любимая балансная линейка установщиков Thunderbolt (витые пары).

Таково аудиовидеооснащение «Крайслера». Настало время рассказать о его обновленном интерьере. Заводское цветовое решение представляло собой комбинацию светло-серого и темно-серого. Сейчас этих цветов в салоне не осталось вообще, в нем все перешито, некоторые элементы оформления перекрашены, многие металлические детали позолочены, широко используется шпон натурального дерева и стразы от Swarovski. Тю-нингеры исходили из таких соображений: существует немало студий, которые достаточно качественно шьют салоны, но хотелось сделать какую-то «фишку», показать свой уровень, возможности и применяемые технологии.

При перешивке салона и отсека багажника использовали кожу и алькантару тёплого терракотового оттенка. На центральных элементах подушек и спинок сидений, вставках карт дверей, на руле — лазерная гравировка по алькантаре с изображением букв ACT Это аббревиатура названия компании «Аверс-центр Тюнинг» и его логотип. Декоративные ремни, использованные для оформления интерьера, выполнены из черной обувной кожи, на них — тиснение с изображением того же логотипа. Ремень — толстый, не нужно дополнительно обрабатывать его края, они просто обрезные. Надо сказать, что такой вариант оформления установщики использовали в автомобиле впервые. Ремни из обувной кожи — одна из «фишек» этого проекта.

Изготовили специальные значки ACT и установили их на сиденья, клаксон руля, решетку радиатора, на бар и сзади на крышку багажника. Причем на этом значке есть маленький фирменный крайслеровский значок. Поклонник марки Chrysler это оценит. Наконец, огромный знак ACT с подсветкой украсил потолок салона. Идея тиснения логотипа ACT практически по всему салону возникла потому, что хотелось привязать автомобиль к новому брэнду «Аверс-центра». Ведь одно из его назначений — шоу-кар. Форма овала осталась от прежнего крайслеровского значка, а наполнение — другое, оригинальное. Бар — сигарный ящик между задними сиденьями — вещь штучная, единичное производство и ручная работа. Этот узел создан с нуля, ни одной заводской детали в нем нет, ничего подобного в других проектах специалисты не делали, да и не видели. Они стремились оформить эту конструкцию как продолжение консоли между передними сиденьями. Бар и сигарный ящик оборудованы сложной кинематикой. В них помещается бутылка коньяка, графин, два стакана, две сигары, гильотина для их обрезки, пепельница и спички (сигары следует прикуривать от спички, это знают даже некурящие...). Есть подсветка. Оригинальность ее в том, что при открывании бара или сигарного ящика она включается плавно. А когда все это хозяйство свертывается, закрывается, подсветка плавно, как бы даже незаметно, выключается. Отсек багажника уникален и представляет собой, в том числе, тыловой кинотеатр «для людей». Одновременно он оформлен так, что позволяет демонстрировать инсталляцию компонентов системы. Эту машину «Аверс-центр» демонстрировал год назад, на киевском автосалоне SIA, и тогда багажник выглядел совсем не так, как сейчас. Начнем с монитора. Он был закреплен на двери отсека багажника в фиксированном положении, под определенным углом к зрителю, и смотреть на экран порой было не совсем удобно. Инсталляторы решили оснастить монитор приводом, с помощью которого его можно установить в такое положение, чтобы глаза зрителей находились прямо напротив экрана.

По бокам багажника — обтянутые кожей отсеки, где размещены компоненты системы. Чтобы их можно было показать, применено очень оригинальное решение — «ламбо-панели», которые поднимаются с помощью привода. Задача ставилась не только показать благородный дизайн усилителей Steg, но и обеспечить обслуживание аппаратов, легкий доступ к органам коммутации и регулировкам, ведь это еще и соревновательный автомобиль. Так что это вовсе не прихоть, а необходимость, логичное, продуманное решение. При монтаже усилителей изготовили и установили по бокам багажника каркасы из металлических квадратных труб. Аппараты установлены очень жестко на деревянных панелях, закрепленных на металлических каркасах. Кстати, фирменные логотипы на их корпусах тоже позолочены в общем стиле, как и другие металлические части в салоне. При поднятой «ламбо-панели» все это выглядит элегантно, стильно и дорого. Панели установлены так, чтобы разместить все элементы монтажа в крыле и сохранить полезный объем багажника.

Чтобы обеспечить доступ к «докатке», пол багажника тоже оборудован приводом. Если, допустим, сел аккумулятор или по другой причине электромотор привода не работает и пол нельзя поднять нажатием кнопки, предусмотрен специальный ремень, с помощью которого это можно сделать «голыми руками». Управление приводами монитора, «ламбо-панелей» и полом осуществляется с помощью отдельных кнопок, расположенных на отсеках с усилителями — две справа, две слева в багажнике. Кнопка управления положением (развертыванием/ свертыванием) тылового монитора — рядом с ним. На каждой кнопке — гравировка с условным обозначением операции, за которую она отвечает. Обозначения интуитивно понятные, кнопки можно включать по отдельности или все вместе. Багажник, безусловно, поддерживает стиль салона и в то же время выделяется, имеет свое законченное дизайнерское решение, ведь там помещено главное звуковое звено системы (процессоры, усилители, сабвуферы) и тыловой кинотеатр со своим стереозвуком. Так же, как динамики в салоне, сабвуферы украшают стильные грили в виде больших крайслеровских звезд со стразами. Грили в салоне, в отсеке багажника и на его двери различаются только размерами, звёзды вырезаны из металла с помощью лазера. Оформляя багажник, тюнингеры, естественно, привязывались к стилю салона. Ведь кузов автомобиля — универсал. Если в седане, открывая багажник, вы не видите салона, то в фургоне он перед вами.

Стразы Swarovski устанавливали вручную, поштучно и в большом, надо отметить, количестве. Это — отдельная история. Поистине ювелирная (в прямом смысле) работа. А монтируя стразы на кожу, установщики использовали, может быть, вообще новое для отрасли решение. Стразы нужно было углубить в кожу, а для этого сделать в ней отверстие по диаметру кристалла, наполнить его клеем и установить стразик, да так, чтобы излишек клея не попал на него (были случаи, когда камушки приходилось выковыривать и переклеивать, поэтому сколько их пошло в дело, точно не известно).

Для тюнингеров этот автомобиль не только показатель их уровня, но и, если хотите, проверка своих возможностей. В этом проекте — целый букет технологий. Изначально планировали сделать в автомобиле очень глубокую, максимальную, глобальную детализацию. Так, чтобы куда ни обратил зритель внимание, на любую деталь оформления, даже мелкую, она выглядела бы достойно, как законченное решение и оправданно находилась на своем месте. Работали над автомобилем почти два года (но с перерывами), очень многое приходилось переделывать, видоизменять, искать другие решения. В ходе работ не раз возникали проблемы: хоть автомобиль и просторный, некоторые компоненты и детали катастрофически негде было разместить, некуда спрятать. Это была самая большая трудность в проекте. И она была успешно преодолена.

Справились и с главной проблемой — шоу-кар и соревновательный автомобиль на одной платформе. Результаты выступлений «трехсотого» в нескольких этапах соревнований IASCA и EMMA Украина показали, что и это удалось. И себе, и людям досталось вдоволь...


Источник: Журнал «Автозвук»