АУДИО-СИСТЕМА в ВАЗ-2107

У нас огромное количество машин с достойными аудиосистемами: есть и чемпионские, и просто авто с хорошо, по всем правилам установленными и настроенными... И руки у любителей автозвука из Новосибирска на месте, и голова тоже. Но, как я заметил, в журнале «A3» почти нет машинок из нашего города. Ну, или мало... Вот я и решил поделиться с читателями тем, что умею, что делал, что сделал и что буду делать в своей машине. По роду деятельности я никак не связан с автозвуком. Даже отдалённо. Окончил НГАСУ (строительный институт) и работаю инженером-строителем. Главное слово тут — «инженер», это вам любой скажет.

С детства, лет с 12, я занимался всевозможным «паянием» (начиная с двух провод очков и заканчивая рацией), изучением журналов «Радио», пытался разобраться в электротехнике, читал и набирался знаний и опыта. Машины не было, об автозвуке даже и не думал. Шли годы, я получил права, и в 2003-м встал вопрос о покупке машины. Выбор пал на ВАЗ-2107. Машина покупалась как семейная: дача, перевоз рассады, урожая, строительных материалов и т.д. и т.п., следовательно, аудиосистема должна была занимать как можно меньше места в салоне и багажнике, это и учитывалось при ее постройке.

Прошел год, машина эксплуатировалась без «музыки», а я всё обдумывал концепцию аудиосистемы. «A3» стараюсь покупать каждый месяц, с №3/2004 и до сих пор. Смотрел, кто что делает, вникал и обдумывал все. Очень помогли мне групповые тесты аппаратуры при подборе компонентов, за это вам отдельное спасибо! Прочитав парочку номеров, разглядев системы, я понял, что хочу что-то подобное себе в машину. И вот, как-то перелистывая по старой памяти номер журнала «Радио» №2 за 99 год, натолкнулся на статью Анатолия Шихатова про его «Семерочку» и, сопоставив все прочитанное в статьях в «A3», заразился окончательное Чем заразился, наверное, все поняли... Авто у меня как раз ВАЗ-2107, тогда еще я был студентом, и финансовый вопрос меня волновал не менее, чем место, занимаемое системой в машине или подбор компонентов. Статья экономного Шихатова (может, кто её читал и помнит) оказалась как нельзя кстати.

Музыку я слушаю любую, начиная с детских песенок и заканчивая роком или шансоном — все зависит от настроения и от того, с кем и где я нахожусь. Потому система строилась как можно более универсальная, без выраженных наклонностей к определенному стилю. Собрав в кучу всю информацию, я решился на трёхполосный фронт по схеме 2,5, хотя и понимал: настроить её мне без опыта практически не представлялось возможным... Но я же инженер, мы легких путей не ищем! И начался подбор компонентов.

На НЧ фронта были выбраны 25ГДН3-4, на СЧ — мидбасы из комплекта Ural Warhead AS-W1325K, на ВЧ — пищалки от того же комплекта «Вархедов». По расчетам и прикидкам получилось, что 25ГДН будут играть в «подсидельных» ФИ по 6,5л, СЧ у меня поселились в кикпанелях и стали играть в ЗЯ 2,2л; а ВЧ разместились на маленьких подиумах в уголках торпедо. Как потом оказалось, СЧ получились не очень, сейчас, наверное, любой читающий скажет: «А чего ты ждал?», а я отвечу: ждал другого, только не знал, что не там искал...

НЧ в той системе я порезал на 150 Гц первым порядком, для этого были намотаны катушки, каждая — весом почти i кг, установлены они были прямо в ящиках подсидельников, а СЧ в ЗЯ давали спад примерно на этой же частоте.

Установка пищалок: основания из «термопластилина», примерка головок, обтяжка карпетом и результат вить сабвуфер. Динамик купил НОЭМА 200ГДН43-4 (сейчас у нас таких уже нет в продаже, а у вас «в Европе», кажется, и не было). Неубиваемая «Ноэма» пашет и пашет до сих пор! Корпус делался по схеме ФИ с возможностью перекрывать порт и превращать оформление в ЗЯ. Установлен сабвуфер в багажнике, динамиком в «лыжницу», и занимает минимум места. Усилитель для него купил Mystery MR1.300 (моноблок, но не импульсный, а класса АВ). Когда собрал все, установил, примерно на глазок определил значения фильтров и гейн, пришло время слушать, что получилось. У меня аж внутри все дрожало... включил, и стало так приятно за проделанный труд! После подстройки на слух и по тестовым дискам добился того звука, который мне нравился, который меня устраивал. Действительно, звучала музыка. Не было никакой «долбежки», получился быстрый музыкальный сабвуфер. Меня очень радовал и сейчас радует такой факт: когда двери у машины закрыты, на улице ни музыки, ни баса не слышно, как бы громко ни играло, хотя сабвуфер играл от 25 Гц (номер, правда, звенит, но это я ещё поправлю).

С этой системой проездил еще полгодика, и пришло время переделывать фронт. К этому моменту я уже продумал концепцию новой системы: будет трёхполоска поканально от новой «головы» — URAL ConceRt CDD (благо у него шесть каналов встроенного усилителя), а сабвуферное звено путь останется без изменения.

Перемены на фронте произошли такие: на место 25ГДН3-4 в подсидельники перекочевали мидбасы из комплекта «Вархедов», СЧ стали 10-сантиметровыми Eton RS100 с новой ориентацией на рычаг КПП, пищалки из комплекта «Вархедов» так и остались на торпедо.

Все частоты порезаны фильтрами CDD, пассивные кроссоверы убрал из системы полностью. Саб играет в полосе 25 — 70 Гц, НЧ фронта — от 50 до 450 Гц, СЧ — от 320 до 3700 Гц, ВЧ — от 3700 Гц. Оптимальные значения частот раздела определялись путем прослушивания диска FSQ и встроенного в CDD генератора частот. При настройке системы старался достичь наиболее ровной АЧХ, и мне это удалось (как мне кажется), а где не получалось, подкорректировал эквалайзером, благо CDD это позволяет сделать. Картина была всегда перед слушателем, как бы ни перемещалась его голова в пространстве салона авто, бас идет спереди, локализации его сзади нет, получилась приличная сцена с достаточной, на мой взгляд, глубиной и шириной. Единственный минус — картина чуть-чуть растянута по высоте, но это, как я понимаю, минус почти всех систем, в которых СЧ стоит в кикпанелях. Но надеюсь, что скоро устраню и этот дефект.

А теперь подробнее об изготовлении каждого звена системы.

  • ВЧ: подиумы для пищалок выполнялись из пластилина для поделок (это тот, который запекается в духовке и становится пластмассой) и обшиты карпетом. Направление нашел, на мой взгляд, самое удачное, путем прослушивания не один день в разных расположениях пищалок. Думаю, для «семерки» — самое то!
  • СЧ: внутренний объем ЗЯ для Eton RS100 я сделал 2,2 л. Корпуса изготавливал из обрезков полиэтиленовой трубы диаметром 225 мм, а ориентация динамиков и плавные формы корпусов зажавались монтажной пеной с последующей обработкой шпатлевкой. Корпуса обшиты карпетом, а рамочки перед динамиками обтянуты акустически проницаемой тканью. Получилось вроде и красиво, и «пионеров» не привлекает.
  • «Подсидельники»: корпуса ФИ объёмом 6,5 л в прошлой системе были настроены на 50 Гц, но теперь переделаны в ЗЯ. Изготовлены ящики из фанеры 1,5 см толщиной. Корпуса на 25% объёма заполнены синтепоном из расчёта 25 г на i л и также обшиты карпетом.
  • Сабвуфер: объём — 39 л, ФИ настроен на 39 Гц. Иногда под настроение превращается в ЗЯ. На 6о% заполнен синтепоном (из того же расчёта). Стенки корпуса из фанеры толщиной 17 мм внутри протянуты металлическими уголками и покрыты равномерным слоем силиконового герметика толщиной 3 — 4 мм. Корпус получился очень глухим. На слух играет от 25 Гц, уверенно — уже от 30 Гц. Усилитель расположился на задней стенке сабвуфера. «Линейка» проложена по левому краю авто, «сила» — справа. Дизайн для начала нарисовал в зЭ-модели на компьютере, была куча вариантов, остановился в итоге на одном. Далее были изготовлены фаль-шпанели, которые также обшиты карпетом. В итоге всё получилось достаточно компактно, что соответствовало требованиям при построении системы, багажник остался почти свободным.

    Параллельно с достижением «идеального» звука в машине я пробовал себя в соревнованиях по звуковому давлению. Кубок пока ни разу не получал, но 5-е и 4-е места уже были, сейчас у меня максимальный результат 145,2 дБ. Естественно, выступал не с той системой, что описана выше, но это уже совсем другая «своя игра»...

    Впереди зима, а значит, много времени для реализации возникших задумок, впереди новые соревнования, новые идеи и, конечно, переделка данной системы в сторону улучшения качества звучания. Есть мысль приобрести усилители на фронт, новый усилитель на сабвуфер, в шкафу уже лежат новые пищалки Eton СХ230, а значит — будут новые подиумы, возможно, другое расположение... Что-то я размечтался... В общем есть чем заняться зимой автозвукеру. И, конечно, отдельное спасибо моей любимой за то, что понимает и поддерживает мое «увлечение жизни».


  • Источник: Журнал «Автозвук»