АУДИО-СИСТЕМА Ford Focus III

А то повадились — паршивое квадратное уравнение, а корней норовит завести два. Один нам для дела нужен, а то бы и решать не стали, а куда второй девать? В этой системе, как нам удалось заметить, единственное решение находилось не однажды. Иногда потому, что других не хотели. Иногда потому, что они оказывались невозможны.

Условия задачи: из пункта А, который мы условно назовём городом оружейников Тулой, в пункт В — столицу нашей Родины выехал FF. Выехал не за колбасой, как бывало, когда город оружейников был городом-героем, а для того, чтобы прихорошиться на столичный манер.

Задание №1: где конкретно находится пункт В, если известно, что FF — самый популярный и продаваемый в нашей Родине Ford Focus ныне действующего, уже третьего поколения? Не станем утверждать, что здесь решение единственное, это было бы чересчур, но отметим: если пункт В — студия Zvuk Master, то можно быть уверенным — с автомобилями FF они работают больше и лучше очень многих. Собаки в студию заходить боятся, столько их на этих машинах съели в студии за последние несколько лет.

Задание №2, оно было дано уже по прибытии: хозяин FF видел только одно решение при выборе компонентов — Alpine. Предвосхищая логичные в принципе, но в данном случае не касающиеся решения задачи гипотезы, заметим — никакого профессионального отношения к товарам этой марки хозяин FF не имеет. Просто таков был его осознанный выбор, звучание и функциональные возможности компонентов Alpine он считает для себя наилучшим вариантом. И иных решений не желает. Особенно для мультимедийной системы, им задуманной.

Третье задание подразумевало размещение системы в машине наиболее гуманным образом с точки зрения сохранения внутреннего объёма и функциональности. Это во многом предопределило решение по выбору схемы и компонентов. В качестве источника была выбрана мультимедийная станция IVA-W200. Решение оправданное не только потому, что по качеству видеотракта у мультимедийных устройств Alpine мало конкурентов, но и потому, что для этого сочетания автомобиля и головного устройства есть готовое решение (очередное) по установке. Фирменный комплект, в который входит всё необходимое для интеграции головного устройства в центральную консоль FF3, от декоративной рамки, неотличимой от штатной, до монтажной шахты с узлами крепления ровно тех местах, где под консолью FF3 есть за что зацепиться.

Вторым источником сигнала в системе стал оказавшийся уже практически безальтернативным (судя по установкам, проходившим через эту рубрику за последние год-два) чейнджер CHA-S634. Его удалось поместить под сиденьем, с минимальным уроном для объёма салона. Для реализации мультимедийных (да и звуковых тоже) возможностей задуманной системы в связке с головным устройством работает процессор РХА-Н701. Он, как и прочие электронные компоненты, установлен в багажнике и связан с головным устройством по оптике и шине Ai-Net, так что единственным чисто аналоговым каналом, идущим из салона в багажник, стал кабель от камеры заднего вида к головному устройству, а это не страшно, не хай-энд...

В качестве усилителей решено было использовать импульсные аппараты быстро набирающей популярность серии PDX. При прочих их достоинствах подкупали габариты: два корпуса поместились на довольно небольшой опорной платформе, при том даже, что между ними смонтирована 20-фарадная гибридная буферная ёмкость Soundstream. Зачем надо было так жаться с габаритами? А очень просто: идея заключалась в том, чтобы утопить всю электронную начинку в нишу запасного колеса. В ходе прихорашивания автомобиля хозяин закатил его на колёса серьёзного типоразмера, при котором вариант полноразмерной запаски отпадал, только докатка. А докатка по определению узкая, над ней в нише остаётся некое пространство, вот в него и надо было вписаться. Вписались, как видите. Приборный отсек представляет собой нечто вроде приплюснутой и перевёрнутой «ханойской башни», была когда-то такая головоломка. Первый её этаж (оказавшийся сверху) — плоский короб, внутри которого в рядок выстроились два усилителя и обслуживающая их ёмкость. Габариты усилителей одинаковы, это было решением Alpine при разработке серии, но в одном корпусе живут четыре канала для фронта и тыла, а в другом — одинокий сабвуферный. Второй этаж, заходящий внутрь диска запаски — блок процессора. Усилители PDX, несмотря на то, что импульсные и, следовательно, более экономичные, чем обычные, класса АВ, в охлаждении тем не менее нуждаются, чудес в термодинамике не бывает: тепло, в пропорции даже повышенного КПД, на большой мощности выделяется, а когда габариты корпуса вдвое меньше обычных для аппарата такой же мощности, площадь теплообмена меньше вчетверо, так по всей геометрии получается. А значит, меры по интенсификации теплоотвода необходимы.

Эти меры приняли в довольно оригинальном варианте: на задней стенке приборного короба предусмотрены отверстия, в закрытом состоянии сообщающиеся с полостью заднего бампера, так что на ходу происходит отсос воздуха по маршруту багажник — приборный отсек — бампер — и на улицу через штатные вентиляционные окна.

Теперь, когда вся электроника устроилась на положенных местах, настала пора акустики. Против обыкновения, мы начнём не с фронтальной (до неё дело ещё дойдёт), а с сабвуфера. Задание предусматривало 12-дюймовый Alpine SWX, и без вариантов. И здесь оказалось, что задача расположения именно этого сабвуфера в багажнике именно этого автомобиля множественных решений не имеет. Установочная глубина сабвуферной головки довольно большая, и только в одном положении, когда магнит почти упирался в спинку заднего сиденья, появлялась возможность откидывания на петлях приборного отсека для извлечения докатки. Два сантиметра в глубь багажника — и докатка становилась декоративным элементом, достать её не оказывалось возможным. Так было найдено единственное решение для положения точки вращения короба с усилителями. Оно было реализовано «в металле», а для облегчения действий с откидным приборным отсеком от него в глубь багажника (под корпусом сабвуфера) протянулись два газовых упора.

Корпус сабвуфера устроен так: основа — ящик трапециевидного поперечного сечения, занимающий лишь часть ширины багажника, по бокам его разместились пассивные кроссоверы акустики. Но в трапеции выбранный сабвуфер бы не поместился, для того, чтобы создать необходимую глубину, на наклонной стенке, обращенной в багажник, «вырастили» из фанерных колец опорный «патрубок». Внутри фанерная кольцевая стенка усилена несколькими слоями стекломата на полиэфирной смоле, что сделало конструкцию монолитной.

Вот теперь, когда единственное решение для сабвуферно-усилительной части найдено и воплощено, можно обратиться и к фронтальной акустике. Мидба-сы в дверях установлены внешне неброско, но остроумно. Монтажная глубина у головок серии Pro тоже немаленькая, и их надо было выдвинуть из плоскости двери на несколько сантиметров, иначе — прощай опускные стёкла. Для этого на панели двери были смонтированы высокие «колодцы», тоже наборные из деревянных колец. Обивки дверей наращены по глубине с использованием монтажной пены, снаружи усиленной стеклопластиком, и штатных пластиковых опорных колец, входящих в комплект акустики, только они были разрезаны, чтобы увеличить диаметр на пару миллиметров, необходимых при обтяжке кожей заподлицо с защитными решётками.

Пищалки на стойках смонтированы классическим (одним из двух классических) способом: фанерные опорные кольца после выбора окончательного положения слиты воедино с облицовками стоек полиэфирной шпатлёвкой со стекловолокном. Сориентированы кольцевые излучатели оказались «по-процессорному», практически осями излучения на слушателей.

Тыловая акустика, необходимая в мультимедийной системе, построена также на 6-дюймовых комплектах, но с учётом некоторой вторичности её роли и для упрощения монтажа здесь взяты компонентные наборы серии Reference, у которых меньше установочная глубина. В результате внешние обводы панелей боковин у заднего сиденья не изменились, добавлены были лишь внутренние опорные элементы. Завершающим штрихом в обновлении «Фокуса» стала аэрография. К ней приложил руку (даже, вероятно, обе, в контрасте с собственной торговой маркой) известный в своём жанре художник со сценическим именем Мартин из студии аэрографии Nohands. Теперь этот «Фокус» в своём городе (да и не только) окончательно стал единственным решением. Впрочем, если в городе оружейников кто-нибудь захочет свою задачку подогнать под готовый ответ, вот он, со всеми промежуточными выкладками...


Источник: Журнал Car&Music