СВОЯ ИГРА: Toyota Land Cruiser Prado

Прошло два года. За это время я успел поучаствовать не в одних соревнованиях по SPL. И почти во всех мои «Серебристые Красавцы» оказывались на подиуме не ниже второго места. Окончательно поняв, что я «болен» соревнованиями по автозвуку, принял решение приобрести «спортивный» комплект аппаратуры исключительно для участия в них. Толчком к этому послужил новый формат соревнований «Автозвук — Бои без правил», проводимый вот уже второй год новосибирской компанией «Автомастер».

Учитывая, что аппаратура подобного класса покупается не на один год, к ее выбору надо было подойти очень тщательно. Взвесив все «за» и «против», перелопатив и проанализировав горы информации, свой выбор остановил на сабвуфере Soundstream ХХХ-15 и усилителе Rockford Fosgate T4oooibd. Почему именно эта связка? Да всё очень просто, начнем по порядку. Величина звукового давления зависит от скорости перемещения диффузора, его площади и величины линейного хода диффузора. Звуковая катушка ХХХ-15 выполнена полностью из алюминия: каркас и четыре секции сопротивлением 1,3 Ом, намотанные плоским проводом. Благодаря этому мы имеем легкую подвижную систему, а значит — более высокую чувствительность динамика и скорость перемещения диффузора. Хотелось бы отметить, что использование алюминия в качестве каркаса звуковой катушки улучшает отвод тепла от самой катушки, что положительным образом сказывается на времени жизни динамика. Вторым неоспоримым достоинством этого динамика является его просто огромный линейный ход диффузора, он составляет 45 мм в одну сторону. 45 мм на бумаге выглядят как-то буднично, но вот когда берешь динамик в руки, первое, что бросается в глаза — его огромный подвес высотой почти 5 см. Вот это действительно производит неизгладимое впечатление. Номинальная мощность, которую заявляет производитель, составляет 8,5 кВт. Цифры не менее шокирующие, чем величина линейного хода диффузора. Ну и вдобавок ко всему весит этот монстр чуть менее 40 кг. Итак, у нас очень легкая подвижная система и огромный линейный ход диффузора, что, как было сказано выше, имеет первостепенное значение для получения высокого результата на соревнованиях.

С динамиком определились, но чтобы на все сто процентов реализовать его плюсы, необходим не просто мощный усилитель, а очень мощный. Им стал Rockford Fosgate T4000bd, по большому счету ему сейчас нет конкурентов на отечественном рынке по соотношению цена/мощность. Отличительная особенность усилителей Rockford Fosgate в том, что на деле их мощность больше, чем заявлено в паспорте. Мой случай не исключение, вместо 4 кВт на 1 Ом мой экземпляр реально выдает 4,9 кВт, приятный бонус, нечего сказать. Этого вполне хватит, чтобы дать жару монстру под названием ХХХ-15. Если с усилителем особых проблем не было, то ввиду непонятного дефицита продукции «Саундстрим» в этом году ХХХ-15 пришлось покупать и везти аж из Краснодара, так что динамик преодолел длинный путь с юга и до самой Сибири. Но вот наконец-то аппаратура приобретена и стоит в коробках, готовая продемонстрировать, на что она способна. Пора определяться с концепцией установки и переходить к изготовлению акустического оформления. Делать банальный фазоинвертор было абсолютно неинтересно, к.п.д. фазика 4 — 5%, а хотелось поэкспериментировать с вариантами оформления, имеющими большую отдачу. Пообщавшись с ребятами из SPL-клуба и поглядев на их нетривиальный подход к изготовлению «ящиков», решил направить свои усилия на что-то нестандартное. Погрузившись примерно на полгода в теорию звуковых волн, вынырнул оттуда с четким осознанием того, что я хочу сделать и как реализовать свою задумку на практике. Ну а чтобы заинтересованный читатель уловил ход моих мыслей и правильно понял, что мы собираемся сделать, давайте быстренько освежим в памяти основные конструкции акустического оформления.

Закрытый корпус — это оформление, суть которого определяется названием. Излучение задней стороны диффузора полностью исключено, а значит, это акустическое оформление не для SPL. Зачем терять то, что можно использовать, и использовать очень даже хорошо? Достоинства данного оформления в простоте расчёта и изготовления. Более высокой отдачей могут похвастать различного рода резонаторы. Основная особенность резонаторов в том, что они используют излучение обратной стороны диффузора.

Фазоинвертор — самое распространенное решение, простота изготовления и настройки делают его максимально доступным. В то же время это — очень эффективное решение, обеспечивающее высокие результаты. Применение трубы/порта ФИ позволяет использовать излучение тыльной стороны диффузора, который заставляет колебаться воздух в трубе ФИ. Причём воздух в фазоинверторе колеблется синфазно с передней стороной диффузора и противо-фазно с задней, что существенно уменьшает амплитуду колебаний диффузора на частоте настройки ФИ.

Меня же заинтересовал лабиринт. Он представляет собой свёрнутую трубу постоянного или переменного сечения. Смысл такого подхода заключается в настройке длины лабиринта на такую частоту, чтобы воздух в выходном отверстии конструкции двигался синфазно с перемещениями передней части диффузора. Для примера выбираем частоту настройки 50 Гц, вычисляем длину волны для 50 Гц, она получается 6,88 м (L = 344/50) и делаем длину лабиринта равную половине длины волны, т.е. 3,44 м (L = 344/(50 * 2)). В итоге получаем лабиринт, который будет иметь максимальную отдачу на 50 Гц. Штука хорошая, но сложная в изготовлении и довольно большая при низкой частоте настройки. Трансмиссионная линия, или четвертьволновой резонатор — конструктивно тот же лабиринт, но если лабиринт мы настраивали на половину длины волны, то для тех же 50 Гц тоннель четвертьволнового резонатора у нас будет иметь длину вдвое меньше — 1,72 м.

Легких путей я не искал и решил остановиться на лабиринте, тем более что формат соревнований, к которым я готовился, назывался «Автозвук — Бои без правил». Просили без правил, ну так получайте, полчаса работы ключом на 14, машина лишается заднего ряда сидений, а я получаю свободное пространство для установки ящика размером 2 х i м. На такой площади можно любой лабиринт свернуть.

Пара дней ушла на замеры АЧХ салона закрытым ящиком и выявление резонансной частоты. Пришлось попыхтеть, таская по всему салону ЗЯ с «Кикером», общая масса этой конструкции была под 30 кг. Кстати, заметил интересную вещь: занимаясь автозвуком, можно сэкономить на походах в спортзал, с каждым годом сабвуферы становятся всё тяжелее и тяжелее. Натаскаешься полдня в гараже, и эффект не хуже, чем от становой тяги. Результатом моих физических упражнений с ЗЯ и «Кикером» стали два важных параметра: резонансная частота салона и ориентация сабвуфера, при которой получалось максимальное давление. Для изготовления ящика использовалась фанера толщиной 15 мм. Передняя стенка, на которой крепился динамик, была собрана из трёх слоев и имела толщину 45 мм — самое то, чтобы удержать махину весом в 40 кг. Важной конструкционной особенностью моего лабиринта было внимание к аэродинамике воздушного потока. Ведь чем меньше будет завихрений внутри ящика и на выходе из лабиринта, тем выше эффективность «порта» и отдача акустического оформления в целом. К тому же в моей конструкции присутствовал поворот, на котором надо было «поджать» воздушный поток для сохранения фронта волны. Поэтому предусмотрел сглаживание всего, что можно сгладить, хуже уж точно не будет. Учитывая, что в моей конструкции присутствовал поворот на 180 градусов, необходимо было решить проблему изгиба фанеры на достаточно малый радиус. Технологию изгиба фанеры (любой толщины) я позаимствовал у наших зарубежных коллег, буржуи, правда, почти всегда работают с МДФ, но от этого суть процесса не меняется. Для реализации этой технологии необходимо иметь стационарную или ручную циркулярную пилу. Этапы процесса — на фотографиях. Суть в следующем. На той части, которую необходимо согнуть, делаем 15 — 20 пропилов, их количество зависит от величины радиуса изгиба — чем больше радиус, тем больше надо сделать пропилов. Глубина пропила составляет 13 — 14 мм с шагом 1 см. В результате у нас остается непропиленным очень тонкий слой фанеры i — 2 мм. После этого фанера просто оживает в руках, ее можно изогнуть по любому радиусу, да хоть по экспоненте. После придания нужного изгиба изделию его необходимо жёстко зафиксировать и промазать пропилы эпоксидной смолой. Даем смоле просохнуть, шлифуем наши изгибы и покрываем их лаком, чтобы минимизировать трение и завихрение воздушного потока в тоннеле. Таким образом мы увеличиваем эффективность порта/тоннеля — это на словах, а на деле получаем прибавку заветных децибел.

Конструкция получилась настолько большой и тяжелой, что было принято решение собирать всё это хозяйство прямо в машине. Благодаря точной подгонке всех деталей при их изготовлении сборка всей конструкции заняла не так много времени, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Подключаем усилитель и дополнительную АКБ — жёлтую «Оптиму», вот вроде всё готово. Первое тестовое включение системы — на небольшой громкости, но с её прибавлением с полок гаража потихоньку начинают падать коробки, но мне не до этого, я занят перебором своих любимых музыкальных композиций, чтобы насладиться глубиной и мощью баса. Больше всего поражает, конечно, огромный ход диффузора, ни на одной музыкальной композиции я не смог добиться того, чтобы динамик начал «хлопать», кстати, ни один из моих других сабвуферов («Кикер Солобарик», Digital Design 9515) не могут похвастать отсутствием этих хлопков. Далее приступаю к настройке системы, в первую очередь начинаю с прогона свиптона, чтобы определить частоту, на которой возникает пик. Ну и, конечно же, самое интересное — насколько сходятся мои теоретические расчеты (ящик я рассчитывал на 52 Гц) с тем, что получилось на практике. И вот кульминация: на экране ноутбука пик системы точно на 52 Гц, настройка ящика получилась точно такой, как я ее и рассчитывал — просто фантастика! Ну а теперь первый замер, как говорится, на всю — 149 дБ! Отлично, для одной «пятнашки» и такой большой машины — очень хороший результат, с которым не стыдно выехать на соревновательную площадку. Я доволен, теперь можно и отдохнуть, двухнедельный марафон по изготовлению и сборке лабиринта для ХХХ-15 закончен. Ровно через сутки в Кемерово я стал победителем в своей категории, на очередном этапе «Автозвук — Бои без правил». В финальной попытке прибор зафиксировал в моей машине результат 148,8 дБ. Был взят новый, достаточно серьезный рубеж, но на горизонте уже заблистал более серьёзный — 150 дБ, а значит — самое интересное еще впереди. Будем опробовать в деле породистые сабвуферы легендарной американской марки Digital Design. До встречи на станицах журнала!


Источник: Журнал «Автозвук»