СИСТЕМА Nissan Primera

Настоящее имя машины, Primera, написано на крышке багажника крупными блестящими буквами, ошибиться трудно. Но потом я понял: оговорка была намеренной. В автозвуковой жизни Михаила этому автомобилю отведена премьерная роль. Это — не первая его машина, и даже не первая со звуком. Ездить сейчас начинают рано, и при очевидной (то есть при оценке на глаз) молодости владельца «Примеры» в его гараже побывали уже отечественные ВАЗ-2106 и 21099, потом в гараж заехала Vectra А, начиная с этого момента Михаил мог считать себя владельцем автомобиля, а не просто транспортного средства. Объединяло череду обитателей личного гаража то, что и транспортные средства, и сменивший их автомобиль Михаил оснащал аудиосистемами. В пределах возможностей, своих и гаража.

Но вот настал день... Новый автомобиль стал достоин того века, в котором был построен. Салон «Примеры» для привыкшего к автомобилям урожая прошлого столетия выглядит, как кабина космического корабля, сделанного по индивидуальному заказу очередного орбитального туриста, оснащение — по максимуму. И Михаил отчётливо осознал: сам он в эту машину поставить музыку так, как они оба того заслуживают, не сможет. Во-первых, не обладая требуемым опытом, оснасткой и технологией, можно запросто превратить салон VIP-шаттла в нечто непотребное. А во-вторых, смущала проблема, характерная для большинства современных автомобилей: степень интеграции штатного аудиооснащения в общую информационную систему стала такой, что установка нового оборудования превратилась в задачу для профессионалов. К ним Михаил и отправился на поклон, это стало его премьерой в роли заказчика. В «Престиж-авто», куда был адресован поклон, предложили два решения, возможных для этой модели автомобиля, оба нашим читателям известные по многочисленным примерам, приводившимся в этой рубрике. 11ервое: «надеть» на штатную систему вторую, частично от нее независимую. На практике это означает: штатное головное устройство остаётся задействованным как часть системы индикации (климат, камера заднего вида и другие приятные ништяки, которыми комплектуются приличные новые машины), а для звука используется отдельное устройство, которое в мудрёных и дорогостоящих инсталляциях разносится на два блока (панель и основной блок), монтируется в потолке, подлокотнике и т.п., а в установках попроще и по-бюджетнее — ставится в бардачок.

Это решение ни в одном варианте Михаила не устраивало: муторно и/или неизящно. К лаврам автозвукового чемпиона Михаил не стремился, а для себя и на каждый день требовалось что-то более лаконичного формата. Таково второе решение: оставить штатную «голову», разыскав в ней (или приделав к ней) линейные выходы на внешние усилители.

Существует, в принципе, и третье решение, оно появилось сравнительно недавно, это — специализированные мультимедийные устройства для установки взамен штатных в заранее заданные модели машин, очередные новинки такого рода появляются у нас в новостной рубрике практически в каждом номере. Но, несмотря на уже довольно внушительный перечень моделей, в которых штатную «голову» можно безболезненно заменить многофункциональной (в тех же габаритах, в той же стилистике и с теми же эргономическими решениями), Primera в перечень пока не попала. Значит, из двух существующих решений (плюс, увы, пока несуществующее) остаётся одно.

В «Престиже» из штатной «головы» вывели пару линейных выходов. К сожалению, только одну, так оказался устроен штатный центр управления. Но это уже кое-что, с двух маленьких разъёмов, как с ручейка, начала расти и развиваться система. Одновременно с организацией линейных выходов к штатному головному устройству пристыковали чейнджер. Обычно желающим проделать такое автодилеры горячо рекомендуют фирменный чейнджер, технически представляющий собой какую-либо модель известных агвозвуковых грандов, но с изменённым протоколом управления и продающуюся минимум вдвое дороже, чем под настоящим именем, поскольку альтернативы нет: никакой другой чейнджер со штатной «толовой» Nissan не заработает. К счастью, в нашей стране (и даже в нашем городе) существует малое предприятие Erta, известное своей способностью поженить любое головное устройство с любым CD-чейнджером с помощью небольшого и финансово необременительного блока-преобразователя. В данном случае штатная «голова» через такой блочок прекрасно управляет одним из последних оставшихся на рынке и потому повсеместно используемым Alpine CHA-S634.

Акустику изначально запланировали трёхполосную, но конфигурацию она в ходе опытов приобрела несколько необычную. В выборе компонентов колебаний не было: Михаил уже не раз пользовался акустикой Hertz и остался верен однажды сделанному выбору. Вдохновлённый своим маленьким космическим кораблём, даже замахнулся было в какой-то момент на топовые Millc, но от этого Марат, автор проекта установки, его отговорил: класс акустики при таком выборе чересчур отрывался бы от ожидаемо нетопового класса источника сигнала. Комплект на трёхполосный фронт набрали из отдельных головок, совместная работа которых (в таком сочетании) фирменной документацией не предусмотрена. На нижних частотах работает HV165L, это модификация HV165, как раз и предназначенная для работы в низкочастотном звене трёхполосных систем. Пищалки — из той же серии, НТ25, они очень удачно встали в штатные места на стойках А вот среднечастотником выбрили 5-дюймовый HV 130, тогда как обычно с этим басовиком и этим твитером принято (и рекомендовано производителем) ставить 3-дюймовый HL70. Однако пробные прослушивания показали: в этом салоне и в ожидаемых местах установки прыти 70-миллиметрового среднечастотника не хватает. А ожидаемым местом установки мидрейнджей были двери — курочить футуристическую приборную панель рука не поднималась. Зато на двери рука поднялась, и с большим размахом. Штатные места под дверную акустику в «Примере» расположены довольно странно, почти на середине высоты дверей, про них сразу решено было забыть. НЧ-головки встали на высокие, дотягивающиеся до торца магнитной системы опорные колодцы, жестко закреплённые на панели двери и через окна в ней сообщающиеся с дверным объёмом. А у среднечастотни-ков объёмы свои, в этой системе частота раздела НЧ/ВЧ выбрана довольно высокой (для грёхполоски), за ориентир брали настройки штатного пассивного кроссовера Hertz 3W30, которым комплектуется готовая трехполосная система, это — около 400 Гц, а в таком случае объём 5-дюймовому средне-частотнику нужен совсем небольшой, двух литров достаточно. Но только — отдельно от остального объёма двери. Бокс из стеклопластика был отформован по деталям двери таким образом: сначала были сделаны передняя и задняя стенки, прилегающие одна к панели двери, другая — к её обивке; потом с помощью стоек было зафиксировано расстояние между панелями, и на демонтированной из дверей конструкции выклеивались стенки боковые, довольно затейливой формы, чтобы обойти элементы конструкции двери. На обивке в результате появился очень плавных форм обтекатель, скрывающий головки, эта часть обивки была обтянута кожей в полной гармонии со штатной отделкой салона (это был ещё один повод для премьеры в роли заказчика у профессионалов).

В качестве сабвуфера в системе работает закрытый ящик, снаряженный 12-дюймовой головкой Boston серии G2. Ящик сделан в форме трапеции, прилегающей к спинке заднего сиденья, а для того, чтобы не мешать деталям механизма складывания сиденья, на наклонной стенке сделана прямоугольная ниша. На обращенной назад вертикальной стенке короба смонтирована панель для двух усилителей. Оба — Helix серии Precision. 4-канальный Р400 работает с фронтом по «2,5-ПОЛОСНОЙ» схеме: басовые головки подключены к выходам напрямую, а СЧ/ ВЧ — через пассивный кроссовер 3W30, ФНЧ которого оставлен не у дел, а остальные звенья — полосовой фильтр среднечастотпика и ФВЧ пищалки — работают по специальности.Премьеры, как видим, бывают разные. Случается, что энтузиаст гаражного промысла выходит на профессиональную стезю, тогда его премьерой становится первая машина, сделанная для других. Здесь премьерой стала первая, сделанная другими. В любом случае: премьера — всегда начало волнующего пути...


Источник: Журнал «Автозвук»