ЧЕШСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА


Некоторые, вероятно, еще помнят те старинные „Шкоды", которые в условиях суровой автомобильной диеты времен развитого социализма казались только что не концепт-карами. Избалованные европейцы относились к этим машинам несколько иначе и в результате своим безразличием довели чешскую марку до масштабного финансового кризиса, который в конечном счете привел к смене владельцев: в 90-х годах Skoda стала частью концерна Volkswagen. Набившие руку в автомобильном бизнесе немцы быстро нашли для разорившейся марки подходящую работу: отныне „Шкоде" суждено было стать более народным автомобилем, чем сам „Народный автомобиль". По дороге к успеху марка сумела не растерять стилистическую самобытность и скромное чешское очарование. Octavia первого поколения создана на той же платформе, что и Volkswagen Golf IV (а постоянные читатели помнят, какие оригинальные и интересные инсталляции мы рассматривали в этом автомобиле).

КОНЕК-ГОРБУНОК

Выбор автомобиля оказался совместным. Сергей прекрасно понимал, что за определенную сумму можно взять либо подержанный автомобиль среднего или даже высшего класса, либо новый, пусть и не такого высокого класса. Его чаша весов склонялась к б/у машинам, а вот остальные члены семьи настояли на приобретении нового авто. И началось„хождение по мукам". Дело в том, что Сергей немалого роста (188 см) и веса (115 кг), поэтому в автосалонах он в прямом смысле примерял авто на себя. Сев в „Октавию", он почувствовал себя как дома. Прикинув свои возможности и предлагаемый ассортимент, Сергей повел домой нового „горбатого" (hatchback - англ.„горбун") коня с объемом 1,4 л, уже подумывая о том, как и что туда поставить, чтобы получить комфортный звук в машине.

ПЕРЕХОДЯЩЕЕ "ЗНАМЯ"

Опыт построения музыки в авто у новоиспеченного шкодовода уже был: предыдущий „Баргузин" стал своего рода полигоном для отработки решений и выбора компонентов. Новый хозяин столь вместительного автомобиля не оценил музыкальное наполнение, и поэтому компоненты были сняты перед окончательным расставанием. Еще в „Баргузине", построив свою первую систему, Сергей понял, что„давилово" ему не нравится, поэтому стал искать свой звук. Гоняясь за нюансами и пытаясь добиться оптимального звучания расположением динамиков, он, послушав советы знакомых, приобрел в Интернете Crunch PZI4175 и Hifonics Zeus 6.2. Качество звучания опережало восприятие Сергея. Для полноты картины в систему был добавлен сабвуфер SPL средней категории, а в качестве проводки выступил комплект от Mystery, который попросту навязал продавец в магазине. Все компоненты радовали владельца недолго: вскоре почувствовалось, что чего-то не хватает.

ЛОКАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Первым шагом стало спонтанное приобретение межблочного кабеля примерно за полторы тысячи рублей в крупном магазине домашней техники. После краткой беседы с продавцом был выбран Scosche А17 TW3. И после его инсталляции у Сергея словно наступило прозрение: вот оно, качество! Весьма быстро произошла замена компонентов: SPL уступил место Alpine SWL-1242, а спустя полгода ушли и „Зевсы", вместо которых появились Hertz HSK165 (HV 165L, которые еще в то время были мало популярны, и многие еще не раскусили потенциал, поэтому покупка их была некоторым риском, ведь информации о них совсем не было). Вскоре покупной межблочник уступил место „кустарному": тяга к экспериментам у Сергея была всегда, и, недолго думая, он решил спаять кабель самостоятельно. Экран межблочника стал „минусом" для обоих каналов, а внутренние жилы - „плюсом" левого и правого. Такое решение считается спорным, и многие энтузиасты car audio прочили владельцу Octavia кучу наводок. В действительности их ожидания не сбылись: звучание лишено посторонних звуков.

ТИШИНА И ПОКОЙ

Сергей понимал, что наибольшего вовлечения в процесс прослушивания любимой музыки в не менее любимом авто можно достигнуть только при шумо-изоляции, поэтому данной операции были подвергнуты двери и багажник. Слои „шумки" (в роли которой выступили отечественный 5ТР и зарубежный Noise Protect) уложены в два-три слоя (например, передние двери имеют 2,5 слоя материала: полностью дверь уложена двумя слоями, а низ - еще одним). На простукивание извне двери отзываются благородным глухим звуком. Багажник зашумлен теми же материалами, но уже в три слоя, причем изолирование начинается с места под задним диваном.

ЭЛЕМЕНТЫ УЮТА

Многие из нас хотят, чтобы в машине было как дома, и для этого пытаются создать домашнюю атмосферу, привнося различные элементы. А что же можно было бы поставить в автомобиль, ориентированный на звук? Правильно, домашние компоненты. Понятно, что мало кто осмелится установить стационарные усилители или CD-проигрыватели, а вот „домашние" динамики весьма часто встречаются у привередливых любителей музыки. Проанализировав рынок и посоветовавшись со знающими людьми, Сергей выбрал совершенно неизвестные в автозвуке твитеры Morel MDT-12. Это, можно сказать, базовая модель для построения акустических систем для дома. Привлекла она своей ценой, а также простотой конструкции (в более дорогах моделях присутствуют различные технологические решения, которые влияют на звук, но для использования в автомобиле эти новшества не так существенны). В качестве второго „домашнего" устройства выступил японский четырехка-нальник ц-Dimension PRO X 500.24 Сотр. Усилитель-то автомобильный, но вот ценится знатоками за мягкий, комфортный и очень похожий на домашний звук. Мидбасовую часть воспроизводят Hertz HV-165L, которые установлены в самодельных подиумах. А сами головки первоначально были установлены на штатные подиумы, которые при максимальной громкости имели собственную амплитуду колебаний аж до 11 мм!

БАГАЖНАЯ СОКРОВИЩНИЦА

Уже упоминавшийся сабвуфер Alpine стал частью интересного решения: 45-литровый корпус-стеле для него сделан треугольным в сечении, передняя стенка является тройной (слои из 18-мм фанеры) и имеет такой угол к плоскости пола, чтобы звуковые волны отражались от закрытой задней двери. Басовик получил себе в пару интересного партнера - это Art Sound PA 1000.1, усилитель с незаурядными возможностями и интересным звучанием. В итоге в системе получился двойной запас: по мощности и по возможности дальнейших усовершенствований. Интересно решение по питанию: Сергей отказался от дистрибьютора и закрепил силовые кабели на клеммах конденсатора. Это позволило не только уменьшить количество соединений, но и обеспечить энергией тот усилитель, которому она потребуется в конкретный момент времени. Оба усилителя и одно-фарадный конденсатор спрятаны в правом крыле и установлены на двухэтажной конструкции. Их охлаждение выполняется с помощью принудительной вентиляции салона, которая как раз и использует правое заднее крыло„Октавии". В итоге убиты оба „зайца": функционал багажника сохранен и аппараты спрятаны от посторонних глаз.

АУДИОРЕГУЛИРОВЩИК

Управлять этим хозяйством с помощью простенькой CD-головы не то что непросто, а даже невозможно, и Сергей это прекрасно понимал. После многочисленных блужданий и поисков он приобрел топовую модель головного устройства свежей линейки Alpine CDA-9887R. С неподходящим дизайном Сергей смирился, а вот настройка с помощью опционного измерительного комплекса сильно помогла: усилители работают с отключенными собственными фильтрами, а все регулировки выполнены на головном устройстве. Изначально владелец „Октавии" использовал автонастройку, однако результат не сильно порадовал. И вот тут началась ручная. Стандартом де-факто стала правая сторона: все изменения проводились исключительно с водительской стороны. Параллельно выяснился интересный нюанс: ц-Dimension на выходе крутит фазу сигнала, поэтому мидбасы подключены в электрической противофазе, т. к. при „обычном" подключении низкочастотная отдача оказалась вялой и расплывчатой, а нижний регистр отыгрывался не так, как следует.

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ

Сидящему на водительском кресле автомобиля, в глаза непременно бросаются твитеры. Их близкое расположение может спровоцировать мыспь:„наверняка хозяин „Октавии" любит акцентированные высокие частоты". Однако после прослушивания тестового диска стало ясно, что предположение неверно. Звучание было комфортным и домашним, таким, что автомобиль не хотелось покидать: уж очень было уютно внутри. Мягкое, приглушенное и в то же время выразительное и незамы-леннное звучание радовало с первых минут. Динамичные AC/DC, словно почувствовав себя в высшем обществе, чуть поумерили свою агрессивность, a Eric Clapton как будто сыграл для своих избранных поклонников. Мягкий ненавязчивый верхний регистр прекрасно сочетался с детальной, но неяркой серединой и бархатным низом. Несмотря на жанровую универсальность, современные популярные ритмы доставили удовольствия поменьше. Понравилось воспроизведение спокойных и высококачественных записей, машину действительно можно назвать „комнатой релаксации".

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

В будущем Сергей хочет попробовать трехполосную конфигурацию с многополосным усилением: все-таки Hertz HV-165L тяжеловато передает средний регистр, а найти подходящий динамик из домашнего применения достаточно сложно. Для организации такой схемы владельцем уже рассматривается вариант замены Alpine на отечественную разработку от URAL, т. к. только он, по мнению шко-довода, может полноценно организовать полосовую фильтрацию для каждой из полос. Мы же, со своей стороны, можем лишь пожелать удачи в этом нелегком деле - поиске своего звучания. И надеемся, что Сергей со своим автомобилем завоюет первые места в соревнованиях, ориентированных на качество звучания, и снова появится на страницах нашего журнала.

Источник: Журнал Car&Music