СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ

В наши дни музыкальные системы устанавливают на все, что движется. И если динамиками снабжают даже водные мотоциклы и снегоходы, то уж соорудить небольшую инсталляцию на скутере сам Бог велел.

SUZUKI AN 650

В более теплых странах маленькие двухколесные машинки уже давно считаются одним из наиболее эффективных противозаторных „препаратов", к тому же невысокая стоимость делает их демократичным видом моторного транспорта. Достаточно вспомнить, сколь популярны были культовые мотороллеры Vespa в основательно истерзанной Муссолини послевоенной Италии. Тогда, правда, никому и в голову не приходило устанавливать на них музыкальные системы. Теперь времена изменились, и скутеры покупают больше из прихоти, нежели по необходимости. Во всяком случае, в России. Люди, от этой темы далекие, могут сильно удивиться, но всесторонний тюнинг и кастомайзинг подобной техники во всем мире живет и процветает. Помимо двигателя, подвески, корпуса и обвеса дорабатывают и музыкальные системы. Что касается последних, правильнее будет сказать, что их в большинстве случаев строят с нуля. И основная проблема здесь - это, конечно, энергоснабжение: генератор и аккумулятор скутера не рассчитан на высокие нагрузки. Но было бы желание, а решение найдется. Хороший тому пример - этот Suzuki AN 650, который владелец пригнал в компанию „СТ-Вариант".

ВЫНУЖДЕННАЯ АСКЕЗА

Чтобы построить систему в предлагаемых обстоятельствах, установщикам волей-неволей пришлось последовать совету Микеланджело и отсечь у будущей системы все лишнее. Первой жертвой компромисса между желаемым и возможным стал сабвуфер. Помимо трудностей с электроснабжением возникали серьезные сложности с установочным пространством. Когда дело доходит до двухколесных транспортных средств, низкочастотный динамик обычно помещают в один из боковых багажных кофров. Однако наличие таковых - это прерогатива мотоциклов, да и то далеко не всех. У более скромного в отношении габаритов скутера необходимых емкостей на борту нет и в помине. Кроме того, проблемы с питанием вынудили отказаться от внешнего усилителя. Сигнал передается на динамики непосредственно с головного устройства Pioneer DEH-P4900IB. Его встроенный усилитель, построенный на МОП-транзисторах, обеспечивает выходную мощность 4x50 Вт, и установщики сочли, что этого достаточно. Другого выбора впрочем и не было: прокормить четырехканаль-ник„электростанция" Suzuki не смогла бы. К тому же, помимо „музыки" хозяин попросил оборудовать скутер подсветкой, так что число потребителей и без того возросло.

В ЗАКРОМАХ

Место для размещения фронтальных АС выбирали недолго - вариант, по сути дела, был один-единственный. По краям той части кузова, которая заменяет скутеру Торпедо, симметрично располагались два бардачка, прикрытых пластиковыми заглушками. Заглянув туда, установщики обнаружили некоторое количество свободного пространства, в котором при желании можно было разместить мидбасовые динамики. Впрочем, далеко не любые - нельзя сказать, что под приборной панелью скутера слишком уж просторно. Опыт подсказывал, что в предлагаемых условиях сумеют прижиться головки компонентного двухполосного комплекта Coral EVK 130 из серии Evolution line. Для мидбасовых динамиков соорудили закрытые объемы - для этого потребовались полиэфирная смола, стекломат и накопленный за годы работы опыт. Корпуса получились размеров, прямо скажем, не фантастических - по 3,5 литра на динамик. Но Coral как раз тем и хороши, что не слишком требовательны к рабочему объему. К тому же в данном случае в ход пошли довольно скромные по автомобильным меркам 13-сантиметровые мидбасовые головки с полипропиленовой мембраной и усиленной стальной корзиной. Высокочастотники с шелковыми куполами поселили в непосредственной близости от„старших товарищей". При чувствительности 92 дБ комплект обладает заявленной номинальной мощностью 100 Вт. Причем, если верить документации, играть комплект начинает с 60 Вт, что для системы, лишенной низкочастотного звена, немаловажно.

НОВОСТРОЙ

Идейно и конструктивно система напоминает инсталляции, которые нередко строят на мотоциклах-туриерах. Во-первых, ей необходимо не только качественно звучать, но и хорошо выглядеть, а во-вторых, играть она должна по-настоящему громко, чтобы на ходу музыка была слышна сидящим на скутере, а на стоянках привлекала внимание максимального количества народа. Получить и то и другое с одной лишь фронтальной акустикой довольно сложно. А вот тыловые АС, которые в подобных случаях и подзвучкой-то называть неудобно, делают внешность двухколесного друга более эффектной, а его голос - более громким. Проблема размещения тут стояла еще более остро, чем в случае фронтальных головок: в тыловой части Suzuki никаких конструкций, подходящих для установки акустических систем, не наблюдалось. Не беда, рассудили установщики, нет штатных -построим собственные. В результате на месте субтильной спинки для заднего пассажира оказался внушительный корпус, совмещающий функции подиумов для компонентов и опоры для спины сидящего позади водителя. В придачу новая деталь экстерьера вписалась в дизайн скутера вполне гармонично и инородным телом не выглядит. Что касается ее музыкальной начинки, то она аналогична той, что формирует фронт системы: здесь также используется двухполосный компонентный комплект с 13 сантиметровыми мидбасовыми динамиками. Разница в том, что в тыловой части скутера задействовали модель D525 от известного бренда Audio Art. Материал диффузоров такой же, как и „кораловских" головок - полипропилен у низкочастотников и шелк у твитеров. А вот технические показатели более скромные: номинальная мощность 50 Вт, чувствительность - 88 дБ. Мидбасовые динамики разместили в закрытых композитных корпусах собственного изготовления, правда, объем здесь удалось получить более солидный - по 5,5 литра на головку.

РАСПИЛЕННЫЙ

Головное устройство категорически отказалось помещаться в любом, хотя бы относительно легкодоступном месте. Первоначально ему планировали отрядить наиболее логичную и удобную дислокацию - переднюю панель. Но довольно быстро выяснилось, что утопить его корпус в недра мотороллера не получится. Оставить ресивер снаружи, соорудив для него специальный корпус, тоже не выход, в этом случае компонент заметно ухудшит обзор с водительского сидения. Решение, в конечном счете, было подобрано самое что ни на есть соломоново -голову распилили на две части: передняя панель оказалась там, где ей и положено - перед водителем, а „тело" пристроили в багажном отделении, которое находится под сиденьем. В ходе реализации этой идеи установщикам пришлось основательно поработать и головой, и паяльником, налаживая между разъятыми элементами ресивера бесперебойное сообщение, но результат того стоил. Естественно, с определенными неудобствами обладателю скутера придется мириться. Во всяком случае, чтобы поменять диск, придется каждый раз поднимать сиденье. Но, во первых, специальных головных устройств для скутеров пока что днем с огнем не сыщешь, а во-вторых, менять диски на ходу человек в здравом уме и твердой памяти все равно не станет. К слову сказать, подобной „расчлененкой" специалистам „СТ Вариант" заниматься не впервой, но прежде это решение использовалось при установке систем на мотоциклы. Работа с этим Suzuki стала дебютом студии на ниве озвучивания мотороллеров.

Перед водителем расположена только передняя панель головного устройства. Сам ресивер Pioneer DEH-P4900IB обитает в багажнике, под сиденьем, так что загрузить новый диск можно только во время остановки. Впрочем, вряд ли владелец станет делать это на ходу. Обе части ресивера соединяются проводами - подобную технологию установки ГУ специалисты студии уже не единожды опробовали на мотоциклах.


Источник: Журнал Car&Music